Другая жизнь

0

Рассказывает Александр Савельев: «Я уверен — у женщин-фотографов часто есть смелость, которой не хватает мужчинам. Смелость снимать без оглядки на принятые стандарты, просто «потому что мне так нравится». И Лиллиан Бассман мне кажется очень хорошим примером этой смелости.

Уже тогда, в 50-х годах, ее снимки довольно сильно отличались от общепринятой журнальной фотографии. Стандартом был вполне реалистичный и конкретный стиль, Бассман же всячески старалась уходить от конкретики — чтобы добиться нужного эффекта, она часто снимала намеренно вне фокуса, на длинных выдержках, с двойной экспозицией. Ее фотографии не рассказывали об одежде документально — они, скорее, создавали атмосферу — неопределенную и загадочную, и потому привлекательную».

Фотография: Другая жизнь №1 - BigPicture.ru

Спонсор поста:
Стенд ТНВД: Чтобы заказать доставку китайского стенда регулировки ТНВД (прямиком из Китая, со склада производителя), вам необходимо связаться с нами по телефону +7 (909) 812-88-88. Мы предложим вам не только лучшие цены на оборудование этой категории, но и самые удобные условия доставки, которых вы не встретите больше нигде!

Источник: Жжурнал/kunst-camera

Фотография: Другая жизнь №2 - BigPicture.ru
1. Across the restaurant, 1949 (printed 1994)
Фотография: Другая жизнь №3 - BigPicture.ru
2. By Night, Shining Wool and Towering Heel. Harper´s Bazaar, 1954
Фотография: Другая жизнь №4 - BigPicture.ru
3. Margie Cato, Junior Bazaar, 1950
Фотография: Другая жизнь №5 - BigPicture.ru
4. Lingerie, 1951
Фотография: Другая жизнь №6 - BigPicture.ru
5. The Line Lengthens: Lingerie by Lily of France, 1955
Фотография: Другая жизнь №7 - BigPicture.ru
6. Barbara Mullen, 1958

Однако настоящая известность и «вторая жизнь» пришла к снимкам Бассман намного позже. В начале 60-х она прекратила снимать моду для журналов — fashion-фотография всё больше становилась потоковой индустрией, и ее это не устраивало.

«Раньше я могла долго болтать с моделью, делать ей прическу, работать над ее образом и разговаривать с ней о ее детях — и это нас настраивало на съемку. А в 60-х годах мне давали модель не больше, чем на два-три часа… И на съемках стали присутствовать все эти парикмахеры и визажисты. Да и модели стали моложе — а мне очень сложно было снимать шестнадцатилетних девочек в таких ужасно дорогих и немыслимых нарядах, которые ни одна обычная девочка не может себе позволить. Всё это было не по мне».

В 1971-м, наводя порядок в своей студии, Бассман решила, что негативы ее старых рекламных снимков уже нет смысла хранить. Куда-то она их, как ей казалось, выбросила, и сама долгое время считала их утраченными. Однако некоторые рукописи не горят, и некоторые коробки с негативами можно найти двадцать лет спустя просто в угольном сарае — именно так и случилось. И тут-то и началось самое интересное: в начале 90-х годов Бассман, которой тогда уже было за семьдесят, начинает печатать свои старые негативы заново — очень контрастно, смело, всячески колдуя над ними при печати.

Большинство известных сейчас фотографий Бассман — результат именно этой авторской печати, «ремейк» начала 90-х годов. Подобно пикториалистам начала века, при печати она изменяла изображение весьма радикально — и в этой авторской редакции ее работы больше напоминают графику и живопись, чем изображение, полученное фотоаппаратом. Произошла удивительная трансформация: снимки, когда-то сделанные в рекламных целях, обрели новую форму и новый смысл, новую художественную ценность.

Еще одним ключевым моментом мне кажется то, что Бассман достала из сундука эстетику другой, уже забытой и прошедшей эпохи. И это не просто ретро, не те 50-е, какими мы их привыкли видеть в кинохронике или в снимках других фотографов, — в ее отпечатках воплощается какая-то другая реальность, вневременная, иная, параллельная… что-то такое, чего на самом деле никогда и не было.

По сути своей, это уже не съемки моды — это, скорее, воплощения снов о модных женщинах какого-то другого времени или даже другого пространства. Сновидение, в котором очертания предметов размыты, образы и лица расплываются и ускользают, — всё это выглядит очень притягательно и оставляет зрителям пространство для собственной фантазии.

Фотография: Другая жизнь №8 - BigPicture.ru
7. Mary Jane Russell, 1950
Фотография: Другая жизнь №9 - BigPicture.ru
8. Sunny Harnett, 1956
Фотография: Другая жизнь №10 - BigPicture.ru
9. Betty Threat, 1957
Фотография: Другая жизнь №11 - BigPicture.ru
10. The Spotted Furs, 1954
Фотография: Другая жизнь №12 - BigPicture.ru
11. Dior Hat, 1949
Фотография: Другая жизнь №13 - BigPicture.ru
12. More Fashion Mileage Per Dress, 1956
Фотография: Другая жизнь №14 - BigPicture.ru
13. Carmen having tea, c.1950
Фотография: Другая жизнь №15 - BigPicture.ru
14. Barbara Mullen, 1950
Фотография: Другая жизнь №16 - BigPicture.ru
15. The cape is Back, 1949
Фотография: Другая жизнь №17 - BigPicture.ru
16. Georgia Hamilton, 1956

Кстати говоря, сама Лиллиан Бассман всю жизнь предпочитала самую простую одежду — джинсы и рубашки, никаких платьев. Шутила, что одевается в магазинах для моряков. Когда в 1990-х годах заново напечатанные снимки Бассман стали своего рода сенсацией, у нее прошло несколько персональных выставок, журналисты писали о вновь найденном фотографе, о том, что именно ей удалось сделать рекламную фотографию искусством… Но главное — у нее снова появились заказы от престижных глянцевых журналов.

Бассман, сухонькая восьмидесятилетняя старушка, снова вернулась в мир модной фотографии. И, в общем-то, осталась верна своему стилю:

«В черно-белых фотографиях есть энергия, есть загадка, — я не знаю, как это описать. Это либо чувствуешь, либо нет. Я так вижу вещи — в черно-белом. Я понимаю, что можно снимать в цвете, но цвет не приносит мне тех эмоций, которые дают мне черно-белые фотографии. Для меня это очень волнующе».

Фотография: Другая жизнь №18 - BigPicture.ru
17. Anneliese Seubert, NY Times Magazine, 1997
Фотография: Другая жизнь №19 - BigPicture.ru
18. Anneliese Seubert, NY Times Magazine, 1997
Фотография: Другая жизнь №20 - BigPicture.ru
19. KrÖnung Des Chic, German Vogue, 1998
Фотография: Другая жизнь №21 - BigPicture.ru
20. KrÖnung Des Chic, German Vogue, 1998
Фотография: Другая жизнь №22 - BigPicture.ru
21. for German Vogue, 2004

Но это еще не всё. Нисколько не отрицая выдвинутый в начале поста тезис о женской смелости, хочу сказать: если женщина делает что-то смело и талантливо — ищите рядом мужчину. Хоть и не всегда, но эта закономерность работает. И вот что занятно: о Бассман написано довольно много статей, она мировая знаменитость и старейший работающий фотограф в мире — а вот о ее муже, Поле Химмеле, в этих статьях часто не упоминают вовсе. А между тем они прожили вместе долгую жизнь и явно друг на друга влияли. Смотрите сами:

Фотография: Другая жизнь №23 - BigPicture.ru
22. Ballet Serenade, 1951/52
Фотография: Другая жизнь №24 - BigPicture.ru
23. Ballet Swan Lake, 1951/52
Фотография: Другая жизнь №25 - BigPicture.ru
24. Swan Lake, 1951/52
Фотография: Другая жизнь №26 - BigPicture.ru
25. Swan Lake, 1951/52
Фотография: Другая жизнь №27 - BigPicture.ru
26. Nude on White Background 7, 1954

Правда ведь, есть очевидная связь?

Фотография: Другая жизнь №28 - BigPicture.ru
27. Lillian Bassman and Paul Himmel, around 1938
Фотография: Другая жизнь №29 - BigPicture.ru
28. Karin Kohlberg — Lillian Bassman and Paul Himmel, 2003

Вот так. Лучшую фотографию поста я приберег напоследок 🙂 Химмель скончался в 2009-м, Бассман в свои 94 года осваивает фотошоп.

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Даем сверх плана: советская молодежь 60-х

Даем сверх плана: советская молодежь 60-х

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Свадьба шутов в Ледяной доме — жуткая история с неожиданным концом

Свадьба шутов в Ледяной доме — жуткая история с неожиданным концом

Новые посты

10 выдающихся фильмов с великолепным финалом

10 выдающихся фильмов с великолепным финалом

22 невероятные находки, которыми люди не могли не поделиться в Сети

22 невероятные находки, которыми люди не могли не поделиться в Сети

Лайфхакинг: 22 маленькие хитрости, облегчающие уход за одеждой

Лайфхакинг: 22 маленькие хитрости, облегчающие уход за одеждой

Как появилась маска Гая Фокса, ставшая символом протестных движений

Как появилась маска Гая Фокса, ставшая символом протестных движений

35 шедевров инфраструктуры, красоту которых оценит каждый

35 шедевров инфраструктуры, красоту которых оценит каждый

Зачем нужны фасады без зданий, или Парадная реальность Захарии Годрильо-Руа

Зачем нужны фасады без зданий, или Парадная реальность Захарии Годрильо-Руа

22 фото от людей, которые дали волю своему творческому порыву и не пожалели

22 фото от людей, которые дали волю своему творческому порыву и не пожалели

Фотографии щенков в их первый день на службе

Фотографии щенков в их первый день на службе

Подводная феерия дайвера и фотографа Джейсона Вашингтона

Подводная феерия дайвера и фотографа Джейсона Вашингтона

Черно-белая страсть в работах фотохудожника Kalynsky

Черно-белая страсть в работах фотохудожника Kalynsky

Криворукие актеры из телемагазинов

Криворукие актеры из телемагазинов

Арно Функе по прозвищу Дагоберт — самый изобретательный шантажист Германии

Арно Функе по прозвищу Дагоберт — самый изобретательный шантажист Германии