Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни

0

Что такое «челноки» знают все, кто застал конец 80-х и шальные 90-е. Жители огромной страны, жившие десятилетиями в условиях тотального дефицита, хлынули через открывшиеся границы в большой и сияющий мир. Но граждан 1/6 суши не интересовала Эйфелева башня, пирамида Хеопса и Сиднейский оперный театр — они не могли себе позволить роскошь путешествовать для развлечения. Их интересовали товары широкого потребления, которые были на родине нарасхват.

Толпа челноков с клетчатыми сумками в аэропорту 90-х

Воздушный путь «челноков»

Когда говорят о «челноках», почти у всех перед глазами появляются решительные и усталые люди с огромными клетчатыми сумками, на фоне железнодорожного вагона или пыльного автобуса. Но мало кто задумывался над тем, что значительная часть товаров из таких стран, как Турция, Китай, Южная Корея и Вьетнам попадала к нам воздушным транспортом.

Перегруженный самолет с товарами челноков в 90-е годы

Сегодня, когда в аэропортах багаж взвешивают с точностью до грамма и строго пресекают любые излишества и вольности, трудно себе представить, что «челноки» возили вещи из-за рубежа авиалайнерами и имели с этого бизнеса отличный доход. Настоящей торговой Меккой стала Турция, первой начавшая выдавать нашим гражданам визы по прибытии всего за 15 долларов.

Турция — торговая Мекка

В Турции, как и в любой другой капиталистической стране, было все, но при этом очень недорого. Пусть турецкие товары уступали по качеству немецким и итальянским, зато их можно было выгодно купить, а затем без хлопот продать землякам. Товар из Стамбула продавался с сумасшедшей наценкой, но при этом все равно был доступен для небогатой постсоветской публики.

Галатский мост в Стамбуле в 1990-е годы

Стамбул. Галатский мост в 1990-е

Джинсы, свитера, сигареты, алкоголь, детские игрушки, парфюмерия, бытовая химия и, конечно же, классика — кожаные куртки, закупались на рынках турецкой столицы с русским размахом. Все это свозилось в аэропорты и грузилось в многострадальные советские авиалайнеры, зафрахтованные под челночные чартеры.

Перегруз самолетов

Багажные отсеки самолетов забивались до отказа, но этого было недостаточно. Вещи затаскивали в салон и рассовывали везде, где только было можно. Они были на багажных полках, под креслами, в проходах и даже в служебных отсеках и кухнях. Говорят, что в больших лайнерах, где было два санузла, без проблем жертвовали одним, чтобы не терять драгоценного полезного объема.

Интерьер самолета, перегруженного товарами челноков

Обычный «турецкий» рейс образца 1992 года

Авиаперевозчики быстро сориентировались в обстановке и включились в выгодную, но рискованную игру. Из лайнеров Ил-86 выбрасывали половину кресел и в освободившемся пространстве размещали тюки и баулы. Сами предприниматели были людьми неприхотливыми — кому не достались кресла, располагались прямо на сумках со своими сокровищами. Да что там говорить — многие готовы были лететь стоя, чтобы больше привезти.

Хаос на борту

Почти каждый рейс заканчивался скандалом на тему: «где моя синяя в клетку сумка». Все сумки были в клетку, все набиты до отказа и каждая вторая были синей. Но недовольных не было, даже пропавший без вести в багажных терминалах Шереметьево тюк с турецкими трусами не делал такой рейс убыточным.

Челноки с товарами в аэропорту 1995 года

По пути из Турции в Россию, 1995 год

В погоне за длинным рублем, а точнее, уже долларом, авиакомпании забывали о РЛЭ (Руководстве по летной эксплуатации). Удивительно, но всем крупно везло — огромный перегруз приводил лишь к погнувшимся при посадке стойками шасси, которые потом в три смены с матами выравнивали работники Воронежского авиазавода.

Сложно сказать, в чем таился секрет таких экстремальных перелетов. Возможно, что все дело было в том, что советский летный парк еще не был изношен и разворован и наши лайнеры, не самые комфортабельные и быстрые, но самые надежные, держали свою марку.

Катастрофа Ан-24

Хотя, говорят, что известная катастрофа Ан-24, произошедшая в 1997 году под Черкесском, произошла неспроста. Тогда самолет, делавший очередную «ходку» по маршруту Ставрополь — Трабзон, просто развалился на части на высоте 6 000 метров. Тогда погибли все 50 человек, находившихся на борту.

Обломки самолета Ан-24 после катастрофы под Черкесском

Обломки Ан-24 под Черкесском

Расследование авиакатастрофы показало, что в хвостовой части фюзеляжа было 7 крупных трещин, длиной от 1 до 3,3 сантиметра. Но заинтересованных в таких рейсах было слишком много и все списали на ненадлежащее обслуживание лайнера, который до этого полтора года эксплуатировался в Африке. Ни слова о перегрузах — ставки были слишком высоки.

Небесные челноки 90-х — это история о том, как жажда заработка и стремление к лучшей жизни толкали людей на отчаянные шаги. Советские самолеты выдерживали невероятные нагрузки, но иногда цена за такую смелость оказывалась слишком высокой. Как думаете, стоил ли риск того, чтобы привезти очередную партию турецких курток? Делитесь мнением в комментариях!

Смотрите также:
Как боролись с нечистыми на руку торговцами в старые времена,
Торговля в 90-е — кто-то вспомнит, кому-то не понять,
История московской очереди в фотографиях

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Лабубу: как необычная зверушка покорила сердца детей и взрослых

Лабубу: как необычная зверушка покорила сердца детей и взрослых

Что будет, если перестать мыть ноги

Что будет, если перестать мыть ноги

До чего дошел прогресс: в японском храме работает робот-проповедник

До чего дошел прогресс: в японском храме работает робот-проповедник

Новые посты

Анджелина Джоли на снимках культового фотографа Марка Селигера

Анджелина Джоли на снимках культового фотографа Марка Селигера

Лондонский Хрустальный дворец — фантастическое сооружение, простоявшее 85 лет вместо года

Лондонский Хрустальный дворец — фантастическое сооружение, простоявшее 85 лет вместо года

История любви Хоакина Феникса и Лив Тайлер: между светом и тенями

История любви Хоакина Феникса и Лив Тайлер: между светом и тенями

Чувственные картины художника Ханто Гарручо

Чувственные картины художника Ханто Гарручо

От парижских улиц до Vogue: Гениальность Андре Каррары вас покорит

От парижских улиц до Vogue: Гениальность Андре Каррары вас покорит

Как выглядит автомобиль-призрак Pontiaс Plexiglas 1939 года

Как выглядит автомобиль-призрак Pontiaс Plexiglas 1939 года

Кто такие домовцы и что скрывает их субкультура

Кто такие домовцы и что скрывает их субкультура

22 самых провальных проекта нерадивых дизайнеров

22 самых провальных проекта нерадивых дизайнеров

Волна Чикама — самая длинная в мире волна, которая защищена законом

Волна Чикама — самая длинная в мире волна, которая защищена законом

Зеленые трамвайные пути в Европе

Зеленые трамвайные пути в Европе

«Ты просишь меня вывезти мусор, но делаешь это без уважения»: ароматный бизнес американской мафии

«Ты просишь меня вывезти мусор, но делаешь это без уважения»: ароматный бизнес американской мафии

И так сойдет! 22 фото того, что получается, когда голова не дружит с руками

И так сойдет! 22 фото того, что получается, когда голова не дружит с руками