Нация подкаблучников — как живет народ минангкабау, называющий себя потомками Македонского
Минангкабау — это народ, живущий на большом индонезийском острове Суматра, входящем в группу Больших Зондских островов. Эти люди верят в то, что они потомки младшего сына Александра Македонского, а их религия — причудливый коктейль из индуизма, ислама и языческих поверий. Но интереснее всего то, что минангкабау долгие столетия живут в строгом матриархальном строе, в котором мужчины — это всего лишь рабочая сила и участники процесса размножения.
Название этого народа происходит от слов «минанг кабау», что дословно означает на местном языке «победить буйвола». Старинная легенда гласит, что когда в XIII веке воинственные жители соседнего острова Ява напали на Суматру, местные старейшины предложили решить вопрос без кровопролития — поединком двух буйволов.
Яванцы выставили на бой могучее животное с огромными рогами, а суматранцы — тщедушного теленка, вызвавшего у врага смех. Но хитрецы привязали к рожкам животного острые лезвия, а перед боем не подпускали его к матери. В самом начале поединка теленок бросился к сопернику в поисках вымени с молоком и вспорол ему ножами брюхо. Яванцы были вынуждены признать победу противника и отступили.
Общественный строй минангкабау основан на материнских родах, называемых сарапуи — плоды одного чрева. Мужья в семьях считаются пришлыми и ограничены в своих правах. Они не могут наследовать имущество и называются несколько пренебрежительно — «оранг сумандо», то есть пришелец.
Сразу после заключения брака муж живет в семье своей супруги, но затем уходит. Навещают свои вторые половинки они только ночью, когда их никто не видит. Женщина легко может расторгнуть такой брак — для этого лишь нужно пожаловаться родственникам на то, что муж плохо о ней заботится или мало зарабатывает.
Решение в таком бракоразводном процессе принимает теща — она просто запрещает мужу своей дочери приходить к ним в дом и это означает расторжение семейного союза. Большинство мужчин минангкабау не имеют ни своего дома, ни хозяйства, ни сбережений и полностью зависят от семьи своей женщины.
Молодые неженатые парни и разведенные мужчины живут все вместе в своеобразном общежитии — сурау. Для многих это не слишком уютное место становится домом на всю жизнь — мужей себе дамы выбирают сами и если мужчина никому не нравится внешне или из-за характера, то сурау будет его единственным домом до конца дней.
Прежде чем выйти замуж, женщины минангкабау наводят о своем избраннике детальные справки, чтобы выяснить малейшие нюансы его биографии. Если потенциальную невесту и ее родственников все устраивает, то в мужской дом присылают сватов.
«Рай находится под пятой матери» — так гласит одна из самых известных поговорок этого народа. Сегодня многие парни и девушки минангкабау протестуют против того, чтобы в их личную жизнь вмешивались матери, но почитание родителей по-прежнему очень сильно. Многие парни бегут от обычаев своего народа на другие острова архипелага — Яву, Паданг и Медан. Они думают, что найдут в чужих краях счастье, так как на родине им терять абсолютно нечего.
«Общественный дом везде найдется» здраво рассуждают беглецы с Суматры и часто находят то, что искали. Трудолюбивые, скромные и сообразительные минангкабау находят свое место на чужбине даже в условиях безработицы.
Представители этого народа часто занимают руководящие должности в индонезийских и малайзийских органах управления, среди них много писателей, поэтов и художников. Большим спросом пользуются повара минангкабау — традиционные суматранские блюда с пряностями многие считают настоящими произведениями кулинарного искусства.
Такая ситуация привела к тому, что мужчин в селениях минангкабау становится все меньше и меньше и близок тот час, когда женщинам не будет кем помыкать, а также от кого рожать детей. Из-за этого некоторые островитянки вынуждены идти на компромисс. Они выходят замуж и вопреки обычаям своего народа оставляют мужа в семье. Так как в родовом доме он не имеет права жить постоянно, то приходится строить отдельный «мужской» домик на территории усадьбы.
Не так давно мальчики и девочки этого народа начали ходить в одни школы, где им преподают не только духовные истины, но и общеобразовательные предметы. В современных учебных заведениях дети минангкабау с удивлением узнают, что в мире есть народы, которые живут по более простым и удобным правилам, без дискриминации и унижения мужчин.
Специалисты считают, что через 2-3 поколения от традиций этого суматранского народа не останется и следа. С точки зрения борьбы за права мужчин это совсем неплохо, но у медали есть и обратная сторона. Увы, но вместе с матриархальным укладом эти люди утратят свою веру и культуру, в основе которых также лежит беспрекословное почитание матери-родительницы.
Все основные обычаи и церемонии минангкабау, так или иначе, связаны с женским началом. Особое место в традициях этого народа занимает Мать Риса — которую олицетворяют самые лучшие семена для посадки. Этот отборный посевной материал высаживают в лучшем месте поля, окружая его обычным рисом. Все операции по посадке и уходу выполняет Мать Риса — женщина с распущенными волосами, которая, пока семена всходят, постоянно купается возле них, чтобы урожай был обильным.
Когда приходит пора пересаживать всходы из питомника на большое поле, жрица произносит: «Санинг Сари, да не убоишься ты ни молнии, ни прохожих! Пусть солнце будет тебе в радость, пусть не нарушает твое спокойствие буря и пусть лицо твое омывает дождь!». После этого все обряды, связанные с урожаем, начинает выполнять местный колдун — датук. Он же определяет по одному ему известным признакам время, когда пришла пора собирать урожай.
Датуки — это мужчины-шаманы минангкабау с самым широким кругом обязанностей. Слово шамана — закон для всех и в отдаленных районах он считается единственной властью. Пожалуй, эта единственная ответственная роль в обществе этого народа, которую доверяют представителям сильного пола. Эти представитель культа могут владеть имуществом и распоряжаться своими деньгами. Датуками становятся избранные — каждый из них проходит серьезное обучение, в ходе которого он должен также провести некоторое время на священной горе в полном одиночестве.
Подручные датука — души умерших, которые помогают ему советами и предсказаниями. При этом ничего не мешает колдуну исповедовать ислам и читать во время обрядов вместе с индуистскими текстами суры из Корана. Именно в легендах, передающихся от одного датука к другому, содержатся странные поверья о том, что минангкабау пришли на Суматру с далекого Запада вместе с великой армией Александра Македонского и их предок — сын великого завоевателя.
Смотрите также — Белокурые сиртя: исчезнувший народ шаманов, живший в Северной Арктике
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!