Топ-100

Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей

0

К 30 годам Александр, сын македонского царя Филиппа, стал повелителем огромной империи от Греции до Индии. Еще при жизни современники называли его Великим, а египетские жрецы признали в нем воплощение бога Аммона. Александр не зря носил свое прозвище. Царь мечтал о большем и стремился завоевать западное Средиземноморье, что сделало бы его повелителем всей тогдашней Ойкумены.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №1 - BigPicture.ru

Македонская армада

Главным противником македонцев на Западе должен был стать Карфаген, для войны с которым Александр построил две тысячи кораблей. Однако планам царя не суждено было сбыться. 13 июня 323 года до н.э. в возрасте 32‑х лет Александр умер. Спустя сотни лет историки все еще спорят о том, куда пропал огромный флот, который по приказу царя отправился из вавилонской гавани в поход, но так никуда и не пришел.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №2 - BigPicture.ru

Портрет Александра Македонского с фрески, созданной около 330 года до н. э.

Древнегреческий историк Арриан писал, что своему флоту царь поставил задачу: обогнуть Аравию, Нумидию, через Геркулесовы столбы (Гибралтарский пролив) войти в Средиземное море и ударить по Карфагену с Востока, в то время как он атакует с Запада. Победа над таким сильным противником сделала бы Александра истинным царем всего известного тогда мира.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №3 - BigPicture.ru

Современная реконструкция триеры времен Александра Македонского

Флот состоял из 80-ти военных тридцативесельных триер и 1900 грузовых судов обеспечения, на которых перевозили еду, воду, снаряжение, лошадей и воинов. На каждой триере располагалось 170 гребцов и 30 вооруженных воинов — гоплитов. Командующим флотом Александр назначил адмирала Неарха, который был близким соратником царя и его другом детства. Он славился редким мужеством, хладнокровием и мастерством мореплавателя.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №4 - BigPicture.ru

Македонская фаланга в бою

Предполагается, что кроме матросов и солдат, на борту кораблей флотилии могли находиться ремесленники, молодые девушки и юноши для организации колоний, а также ученые, фиксирующие открытия македонцев в пути.

Навигационная ловушка или воля богов

Исследователь Андрей Дыбовский пришел к выводу, что Неарх и его флот, плывя вдоль побережья Африки, попал в одну или несколько навигационных ловушек – сочетание природных факторов, которые с очень большой вероятностью приводят к незаметному отклонению от курса. Например, идя вдоль берега в незнакомом море, македонцы не учитывали местных течений, которые постепенно уводили их от намеченного маршрута.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №5 - BigPicture.ru

Тогдашние представления о мире и план нападения на Карфаген

Помешать обогнуть Африку могла астрономическая погрешность, оптический обман, встречное течение, выброс большой массы воды из рек, которые незаметно сбивают корабли с первоначального курса следования, и многое другое. По разным причинам македонцы отдалились от берега и вышли в открытый океан, где либо утонули, либо дошли до берега Южной Америки.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №6 - BigPicture.ru

Возможный путь флота Неарха в случае навигационной ошибки

Самое быстрое в Атлантике течение над тектоническим разломом Ровшан могло донести суда до острова Фернандо-ди-Наронья, от которого до побережья Южной Америки всего 200 миль. Способствовать движению в этом направлении могли и местные западные ветра, дующие в сторону неизведанного континента. Македонцы были набожными людьми и, сбившись с курса, могли воспринимать западный ветер, дующий в их паруса, волей богов, которой они обязаны довериться.

Македонцы в Южной Америке

Когда македонский флот дошел до Южной Америки, перед тем как ступить на новые берега, моряки и солдаты надели на головы шлемы, копии которых позднее носили племена мочика. Исследователи индейских культур отмечали, что у аборигенов были прочные плетеные головные уборы с загнутыми гребнями, которые очень похожи на металлические шлемы времен Александра Великого.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №7 - BigPicture.ru

Воины племени мочика

Косвенными доказательствами контакта индейцев с носителями эллинистической культуры ученые называют схожие игры, распространенные как в древнем Средиземноморье, так и в Америке.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №8 - BigPicture.ru

Южноамериканская бамбуковая флейта

Еще одним доказательством стала свирель – любимый музыкальный инструмент древних эллинов. На территории современной Колумбии, Панамы и Соломоновых островах были найдены свирели, не отличающиеся от греческих.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №9 - BigPicture.ru

Греческая флейта 

Археологи обнаружили в Мексике ткацкий станок, устройство которого полностью повторяло древнегреческий аналог. Сторонники этой версии зафиксировали сотню свидетельств пересечения эллинской и индейской культур.

Долгий путь

Самое смелое предположение о том, куда пропал флот и несколько десятков тысяч человек, сделали два американских археолога Гарольд Глэдвин и Констанс Ирвин. Ученые полагали, что корабли Неарха из-за июньских муссонов в Аравийском море повернули не на запад, курсом к Африке, а на восток, в Индию, где мореходы пополнили запасы провизии и подобрали оставшихся там после похода Александра солдат.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №10 - BigPicture.ru

От Индии корабли отправились к Бирме и двигались на юг, вдоль полуострова Маллака. Оттуда флот повернул на восток и, не теряя из вида северного берега Суматры, вышел к островам Индонезии. Путь флотилии лежал к Новой Гвинее и островам Полинезии. В конце концов, флот пересек Тихий океан и достиг побережья Южной Америки. Весь путь длился 25 лет, и за это время многие моряки и солдаты погибли, но их место занимали примкнувшие к мореплавателям жители встречающихся на пути племен.

Полинезийская Македония

Ранее в истории преобладали «изоляционисты», считающие, что цивилизации на разных континентах не соприкасались и развивались независимо друг от друга, однако открытия и эксперименты последних десятилетий поменяли привычную картину. Путешествия норвежца Тура Хейердала на древних судах показали, что люди прошлого благодаря океанским течениям могли проходить по морским просторам огромные расстояния.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №11 - BigPicture.ru

Карта маршрутов Тура Хейердала

Первых европейцев, оказавшихся на полинезийских островах, удивило наличие у аборигенов большого количества блондинов. Так, на Тонго светловолосых было 10%, а соседний остров Муреа местные народы вообще называли «островом сказочных людей с золотыми волосами». Блондины преобладали и на новозеландском острове Турехо. Изучая этот феномен, известный норвежский исследователь Тур Хейердал считал, что в прошлом у островитян случился контакт с европейским народом, который передал им светлые волосы.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №12 - BigPicture.ru

Остров Муреа

Интересно и особое место астрологии в культуре греков и полинезийцев. Островитяне использовали очень похожие средства определения положения звезд и их значения для людей. Как и греки, полинезийцы владели искусством навигации по звездам, что позволяло им проплывать в океане по несколько тысяч миль и без особых проблем ориентироваться, находя среди огромных водных пространств свои крошечные островки.

Македонские гавайцы

Известный американский исследователь Джозеф Кэмпбелл сравнил полинезийские устные предания с гомеровскими «Илиадой» и «Одиссеей» и пришел к выводу, что они весьма схожи. Самый большой сюрприз приготовили гавайцы. Когда капитан Кук впервые вступил на Гавайи, его удивили головные уборы местных воинов, поразительно похожие на шлемы греческих и македонских гоплитов.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №13 - BigPicture.ru

Воины гавайского племени коа

Шлем с гребнем из перьев птиц назывался махиоле и считался символом высшего правящего класса, а носить такой головной убор разрешалось только вместе с плащом-туникой. Удивительно, но воины гавайского племени коа, как и эллины, сражались тесной фалангой и вооружившись длинными копьями. На фоне таких совпадений возникла теория, согласно которой флот Неарха или его часть все-таки доплыли до Полинезии и покорили местное население.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №14 - BigPicture.ru

Гавайская фаланга

Малочисленные пришельцы стали высшей прослойкой общества и брали в жены местных женщин. Прошли годы, и греки, македонцы, финикийцы, египтяне растворились в многочисленной среде островитян, а их правнуки забыли прошлое предков, но сохранили высокий статус, символом которого стал боевой шлем гоплита. Металлические каски «съело время», и потомки пришельцев стали делать из дерева их копии, а в гребень вместо конских волос вплетали перья птиц.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №15 - BigPicture.ru

Американский археолог Стоддард Лотроп и доктор исторических наук Валерий Гуляев, всю жизнь изучающий древние цивилизации, считают теорию Глэдвина необоснованной. Ссылаясь на Птолемея, они уверены, что Неарх никуда не исчезал, а стал сатрапом провинций Ликия и Памфилия (южное побережье современной Турции) и на стороне полководца Антигона Одноглазого принимал участие в войне за наследство Александра.

Фотография: Последняя тайна Великого Александра: куда пропали две тысячи македонских кораблей №16 - BigPicture.ru

Каждая из историй имеет свои сильные и слабые стороны, а доказать или опровергнуть их может только совместная работа археологов, этнографов, лингвистов и профессиональных моряков, способных не в теории, а на практике оценить возможности древних кораблей. История хранит множество тайн, открытие которых еще впереди. Например, по последним данным, египетский Сфинкс был построен задолго до пирамид, которые он охраняет.

Смотрите также — Мировая война Бронзового века: кто победил в первом сражении европейской истории

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...