Крушение Ту-104 в Пушкине: как жадность погубила 16 адмиралов и генералов
В этой авиакатастрофе погибли 16 адмиралов и генералов, 12 капитанов первого ранга, члены их семей и экипаж лайнера. Всего крушение пассажирского самолета Ту-104 унесло 50 жизней — не выжил никто. Советская пресса отреагировала на эту трагедию одной маленькой заметкой в газете «Правда», без упоминания имен. Детали аварии засекретили на долгие годы. Еще бы — катастрофа практически обезглавила Тихоокеанский флот.
Необычный рейс
Казалось бы, предстоял самый обычный перелет с военного аэродрома «Пушкин» в Ленинградской области до Владивостока. 8 часов 35 минут полета, 50 человек на борту и авиалайнер Ту-104А. Машина была выпущена еще в середине 50-х, но находилась в отличном техническом состоянии.
Необычным были только пассажиры рейса. Во Владивосток с командных учений в Ленинграде возвращалось командование Тихоокеанского флота. 7 февраля 1981 года в 16:00 лайнер оторвался от взлетной полосы, но его полет длился всего 8 секунд. После этого самолет рухнул на землю.
Падение самолета
Неожиданно у воздушного судна появился сильный хвостовой крен. По словам экспертов, позднее описавших ситуацию, Ту-104 словно выполнил «крест в воздухе». После этого самолет упал на землю в 400 метрах от места взлета. Баки лайнера были полностью заполнены топливом, и он моментально вспыхнул, как спичка. Даже если кто-то выжил при ударе о землю, разбушевавшееся пламя исключило любые шансы на спасение.
Но один человек все же пережил падение. В 250 метрах от горящего самолета, в снегу, нашли старшего лейтенанта Валентина Зубарева. Во время крушения он находился в кабине, и удар выбросил его через блистер наружу. У офицера диагностировали множественные переломы и серьезные повреждения внутренних органов. Зубарев оставался в сознании и постоянно повторял: «Они кричали, так кричали!». Он умер в больнице, не дожив до операции.
Катастрофу в Пушкине моментально засекретили и начали тщательное расследование. Первой версией стала вражеская диверсия. В КГБ предположили, что кто-то намеренно решил уничтожить всё руководство Тихоокеанского флота. По сути, так и произошло: при крушении погибли специалисты с незаменимыми знаниями и опытом, равных которым просто не существовало.
В одно мгновение страна потеряла 15 адмиралов и генералов, а также 12 капитанов первого ранга и полковников. Среди погибших оказался командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов. Чтобы осознать масштаб трагедии, достаточно сказать, что за всю Вторую мировую войну Советский Союз потерял всего 10 адмиралов. Из них четверо погибли в боевых действиях, а шестеро скончались от старости или болезней.
Версии причин авиакатастрофы
Тихоокеанский флот остался без руководства в сложный период. В то время шла война в Афганистане, а у восточных границ страны активно действовали корабли американского флота. Уничтожение командования могло быть прекрасным стартом для начала боевых действий на Дальнем Востоке.
Но кто мог провернуть подобную операцию? Для того чтобы заминировать лайнер или сбить его при взлете, требовался доступ на территорию военного аэродрома «Пушкин». Это был стратегический объект с усиленной охраной: территория находилась под круглосуточным патрулированием, а вход контролировался по спецпропускам. При этом всех сотрудников тщательно досматривали.
Второй версией следствия стал саботаж. Возможно, к катастрофе причастен кто-то из своих. Сразу появился и подозреваемый — начальник штаба Тихоокеанского флота Рудольф Голосов. Он также должен был лететь этим рейсом, однако в последний момент решил остаться.
Офицера допросили, и он объяснил свое решение просто. У Голосова в Ленинграде жила дочь от первого брака. Чтобы повидаться с ней, он купил билеты на другой рейс, который должен был вылететь через четыре дня. Об изменении планов он сообщил руководству, но разрешение получил устное, не зафиксированное ни в одном документе. В итоге подозрения с Голосова сняли.
Расследование аварии выявило некоторые интересные подробности. Внезапно выяснилось, что некоторые офицеры взяли с собой в полет жен. А это строго запрещалось инструкциями. Но даже адмирал Спиридонов нарушил правила: его супруга также находилась на борту лайнера.
Кроме жен адмиралов и генералов, в самолете летели также Тамара Ломакина, супруга первого секретаря Приморского райкома партии, и Екатерина Морева, дочь контр-адмирала. В ходе расследования выяснилось, что авиакатастрофа произошла именно из-за женщин.
Жертвы шопинга
Эксперты проанализировали траекторию полета лайнера и записи диспетчеров. Исследование показало, что Ту-104 взлетал с огромным перевесом. Изучение обломков крушения выявило множество посторонних предметов, которым не место в пассажирском самолете.
Жены высшего командного состава везли с собой дефицитные мебельные гарнитуры и стенки, купленные в Ленинграде. Доставка мебели по железной дороге была практические неосуществимой затеей. Скорее всего, женщины убедили мужей разместить покупки в багажном отделении лайнера. Кроме того, на борту находились несколько телевизоров и множество ящиков с апельсинами.
Но и это было не все. Среди обгоревших частей лайнера нашли остатки рулонов типографской бумаги. Оказалось, что материал весом полтонны предназначался для газеты Тихоокеанского флота. Когда допросили грузчиков, те рассказали, что рулоны равномерно разместили по багажному трюму лайнера, но закреплять не стали.
Возможно, при наборе высоты они покатились и сместились в самых хвост самолета. Командир экипажа, находившийся при взлете за штурвалом, не ожидал такого резкого перераспределения нагрузки. Он не мог ничего предпринять, так как самолет «встал на дыбы» на очень небольшой высоте. Времени и пространства для маневра просто не оставалось.
Таким образом судьба лайнера и людей внутри была предрешена еще до взлета. Военный летчик, генерал-лейтенант Виктор Сокерин, спустя годы анализировавший трагедию, сказал:
Еще одна возможная причина
Специалисты также предположили, что ситуацию мог усугубить еще один фактор. Как известно, при взлете и посадке пассажиров всегда просят занять свои места и пристегнуть ремни. Это требование не просто формальность — в самые ответственные моменты полета важно соблюдать баланс веса в салоне.
В тот день в Ту-104 летели непростые пассажиры, которые запросто игнорировали правила. Вероятно, они разгуливали по салону, что дополнительно нарушило баланс перегруженного лайнера. Командир экипажа, подполковник Анатолий Инюшин, вероятно, сделал положенное предупреждение о необходимости занять места. Однако вип-пассажиры могли просто проигнорировать слова летчика, ведь он носил звание всего лишь подполковника.
Всех погибших в авиакатастрофе в Пушкине похоронили на Серафимовском кладбище в Ленинграде. Рядом с офицерами нашли последний приют их жены. На могильных плитах нет ни эпитафий, ни намеков на причину смерти. Только фамилии, годы жизни и лаконичная запись у мужчин: «Погиб при исполнении служебных обязанностей».
Итоги расследования трагедии в Пушкине
Ответственность за авиакатастрофу в основном лежала на погибших. Но нужно было все равно кого-то наказать. В итоге командира военной части 34233 полковника Яковлева, руководившего аэродромом «Пушкин», лишили офицерского звания и уволили. Именно он отвечал за эксплуатацию самолета, обслуживавшего высшее командование.
Эта трагедия заставила военное руководство страны пересмотреть ряд правил. С 1981 года ввели запрет на одновременный полет нескольких высших офицеров одним рейсом. Это правило остается в силе в России и по сей день.
Трагедия, произошедшая в Пушкине, стала одной из самых засекреченных авиакатастроф в истории СССР. Причины крушения до сих пор вызывают споры: одни винят перегрузку, другие — несоблюдение правил, а третьи видят в этом злой умысел. Что вы думаете об этой трагедии? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Смотрите также — Как увеличить шанс на выживание в авиакатастрофе
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









