Что и зачем советские проводники добавляли в чай

0

У каждой профессии есть свои профессиональные тайны — особенно в СССР, где «вертеться» приходилось всем. Ранее мы рассказывали о хитростях советских водителей, но не менее изобретательными были и железнодорожники. Особенно — проводники поездов дальнего следования.

Советский проводник в поезде дальнего следования с чайником — символ эпохи

Престиж профессии и теневой доход

Профессия проводника в СССР считалась не просто престижной — она открывала доступ к товарам, недоступным на периферии. Проводники регулярно бывали в Москве, Ленинграде и других крупных городах, где могли приобрести дефицит: колбасу, икру, духи, джинсы, обувь, сигареты. Эти товары потом «переправлялись» домой — в чемоданах, под сиденьями или через доверенных лиц.

Чай в подстаканнике — культовый элемент советского железнодорожного сервиса

Проводники принимали заказы от родных и знакомых, а иногда и от целых кооперативов. Безбилетные пассажиры, устраивающиеся в служебное купе за «благодарность», тоже были частью неформальной экономики. Но самым массовым и безобидным «бизнесом» был… чай.

Легендарный «поездной» чай

Пассажиры старшего поколения до сих пор вспоминают железнодорожный чай с ностальгией: тёплый, крепкий, с глубоким янтарным оттенком, подаваемый в звонких металлических подстаканниках. Многие пытались повторить его дома — тщетно. Даже с тем же чаем, тем же сахаром и даже с настоящим подстаканником вкус не получался «таким».

Советский проводник разносит чай в вагоне — 1970-е годы

Подстаканник с гравировкой — не просто посуда, а символ долгого путешествия.

Романтики объясняли это атмосферой: стук колёс, вид за окном, ощущение путешествия. Но на самом деле за «магией» стояла обычная кухонная химия — и очень прагматичная экономия.

Сода — секрет крепкого чая

В СССР чай поставлялся на железные дороги централизованно — в мешках, весовой заваркой. Каждому проводнику выдавалось строго нормированное количество. На весь рейс, скажем, из Владивостока в Москву (10–12 дней), полагалось около 2–3 килограммов. Этого хватало разве что на 50–60 крепких стаканов — при том, что в вагоне 36 пассажиров, и многие заказывали чай по нескольку раз за день.

Чтобы «растянуть» заварку и угодить пассажирам, проводники добавляли в чайник пищевую соду — всего на кончике ножа. Щелочная среда ускоряла экстракцию дубильных веществ из чайных листьев, делая настой темнее, насыщеннее и визуально более «крепким». При правильной дозировке привкуса не было — лишь лёгкая мягкость.

Пищевая сода в картонной упаковке — секрет крепкого чая в советских поездах

Пищевая сода в пачке — простой, дешёвый и легкодоступный ингредиент, который решал сразу две задачи: экономия и качество.

Этот приём передавался из поколения в поколение — как профессиональная тайна. Новичков учили: «мало — не заварится, много — горчить будет». Некоторые проводницы носили соду в маленьких жестяных коробочках, чтобы не пересыпать из общей упаковки. По оценкам бывших железнодорожников, благодаря этой хитрости можно было сэкономить до 30–40% чая за рейс.

Другие «чайные» уловки

Сода была не единственной хитростью. Иногда, особенно в дальних рейсах, проводники добавляли в заварку щепотку лимонной кислоты для дополнительной кислинки или чтобы усилить эффект. В редких случаях использовали старый чайный лист — «закваску» — оставшийся с предыдущего рейса, чтобы усилить цвет.

А в 1960–1970-е годы, когда на некоторых направлениях чай начали заваривать в больших термосах, возникла новая проблема: настой быстро терял вкус. Тогда проводники стали подкладывать в термос кусочек сахара-рафинада — он, медленно растворяясь, как будто «оживлял» чай, придавая ему лёгкую сладость и блеск.

Bigpicture ru original

Хотя эти приёмы и были своего рода обманом, пассажиры редко жаловались — напротив, чаек «у той проводницы» становился брендом. А для самого проводника умение заварить чай — это было частью профессиональной чести.

А вы пробовали повторить «железнодорожный» чай дома? Что добавляли — соду, лимон или что-то другое?

Смотрите также — Почему не стоит покупать билеты в первый и последний вагон поезда

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Последнее приключение Эндрю МакОли: как австралийский альпинист бросил вызов морю и проиграл

Последнее приключение Эндрю МакОли: как австралийский альпинист бросил вызов морю и проиграл

Романтика советского неона

Романтика советского неона

История Тонды Дикерсон, или Как выигрыш в лотерею превратил жизнь официантки в триллер

История Тонды Дикерсон, или Как выигрыш в лотерею превратил жизнь официантки в триллер

Новые посты

25 райских мест для интровертов

25 райских мест для интровертов

Нинон де Ланкло: куртизанка, философ и символ свободы Парижа 17 века

Нинон де Ланкло: куртизанка, философ и символ свободы Парижа 17 века

Самые красивые лестницы со всего мира

Самые красивые лестницы со всего мира

Новогодние елки в разных странах: от традиционных до самых странных

Новогодние елки в разных странах: от традиционных до самых странных

30 нелепых фото питомцев, которые доказывают — с ними не соскучишься

30 нелепых фото питомцев, которые доказывают — с ними не соскучишься

22 фото, которые доказывают, что в прошлом люди были чертовски крутыми

22 фото, которые доказывают, что в прошлом люди были чертовски крутыми

40 оптических иллюзий

40 оптических иллюзий

Редкие фотографии советских знаменитостей, которые вы не видели

Редкие фотографии советских знаменитостей, которые вы не видели

Где находится «Кемска волость» о которой говорит шведский посол в советской комедии

Где находится «Кемска волость» о которой говорит шведский посол в советской комедии

Жизнь во мраке — безумное пари игроков в покер

Жизнь во мраке — безумное пари игроков в покер

Восемь странных и неожиданных вещей, которые были на борту «Титаника»

Восемь странных и неожиданных вещей, которые были на борту «Титаника»

Они сгорели заживо в воде: история самого кровавого рейса перед Рождеством

Они сгорели заживо в воде: история самого кровавого рейса перед Рождеством