Тайна Рональда Макдональда, или Что скрывает маскот сети ресторанов McDonald’s
Компания McDonald’s неоднократно заявляла, что клоун Рональд Макдональд — это второй по узнаваемости в мире персонаж после Санты. Спорить с этим сложно, но совершенно очевидно, что в последние годы самого известного клоуна планеты почти не видно. Его изображения не встречаются на рекламных плакатах, его нет в роликах и фигура в желтом комбинезоне больше не встречает нас у входа в ресторан. Как появился Рональд Макдональд и куда он пропал?
Идея привлечь клоуна для рекламы своих заведений пришла топ-менеджерам «Макдональдс» в 1963 году. Тогда с целью привлечь детей и их родителей на организованное компанией шоу в Вашингтоне (округ Колумбия), был приглашен популярный в то время клоун Бозо. Кампания удалась и было решено создать собственного персонажа для рекламы, яркого и запоминающегося.
Первым Рональдом Макдональдом стал Уиллард Скотт, которого впоследствии мир узнал благодаря телешоу Today. После первых рекламных акций руководство компании пожелало улучшить персонажа и обратилось к профессионалам. Консультантом стал артист из цирка Ringling Bros. Майкл Полаковс, выступавший под именем Клоун Коко.
Майклу поручили, опираясь на собственный опыт, переделать внешний вид героя. Это и правда было необходимо, ведь у первого талисмана сети ресторанов вместо носа был стаканчик и картонный поднос вместо шляпы. Над имиджем Рональда нужно было серьезно поработать.
Полаковс хорошо потрудился и в 1966 году появился классический персонаж. Скотта Уилларда к этому времени уволили, а на работу приняли Бева Бержерона. Ходили слухи, что с Уиллардом распрощались из-за его компрометирующего сеть фастфудов лишнего веса, но это вряд ли соответствует действительности, ведь Бержерон был еще более дородным мужчиной.
Вероятнее всего, Бева взяли на место Скотта из-за того, что он был лучшим профессионалом. У Бержерона был солидный опыт работы в цирке, причем не только клоуном, но и иллюзионистом. В главном офисе «Макдональдс» утверждают, что с 1963 года роль персонажа исполняли всего 9 артистов, но совершенно ясно, что это неправда.
За годы существования Рональда Макдональда клоун снялся в десятках рекламных роликов и побывал на тысячах презентаций в разных уголках планеты. Совершенно ясно, что для такой масштабной работы компании понадобилась целая армия клоунов, причем исполняющих роль временно, на время шоу или акций.
Руководство «Макдональдс» отрицает такую возможность и утверждает, что одновременно двух клоунов Рональдов существовать не может, потому что это герой реальный и уникальный в своем роде. Чтобы прекратить любые спекуляции на эту тему, были разработаны специальные правила для клоунов, основное из которых гласило, что Рональд не может появляться одновременно в двух и более местах.
Это действие стало ответом на происки журналистов издания The Baltimore Sun, которые ехидно поинтересовались, как один клоун может одновременно находиться в разных ресторанах, удаленных друг от друга на сотни и тысячи километров. Это кажется смешным, но полемика возникла вполне серьезная и в «Макдональдс» были вынуждены отбиваться.
Компания опубликовала официальное обращение от имени клоуна, в котором были такие слова:
Это говорило о том, что официальная позиция компании заключалась в том, что Рональд не только реальный и единственный в своем роде, но и волшебный персонаж. Чтобы сохранить интригу вокруг своего маскота, в «Макдональдс» разработали строгие правила для артистов, исполняющих роль клоуна.
Людям, играющим роль героя, было строго запрещено раскрывать свои истинные имена, под страхом большого штрафа и немедленного увольнения. Еще им нельзя было признаваться, что они работают клоунами в сети ресторанов и брать домой свой фирменный костюм.
Нужно сказать, что большинство артистов настолько серьезно подходили к этим обязательствам, что иногда доходило до абсурда. В 2010 году мужчина в костюме Рональда попал в небольшое ДТП в городке Сагино, штат Мичиган. Прибывшей полиции клоун заявил, что его зовут Рональд Макдональд и наотрез отказался раскрывать свою истинную личность. Добросовестного сотрудника даже арестовали для выяснения личности и он молчал, пока не прибыло начальство.
Официально нет такой профессии, как клоун Рональд Макдональд, поэтому должность эта в сети ресторанов называется скромно — «помощник Рональда Макдональда». При этом компания очень серьезно относится не только к выбору кандидатов на роль героя, но и к обучению клоунов.
Подготовка Рональдов Макдональдов проводится ответственно, а программа тренировок продолжительная и изматывающая. Свод правил и требований для клоунов представлен в особой книге, написанной бывшим Рональдом Эй Джеем в соавторстве с маркетологом Роем Бергольдом.
В этой энциклопедии брендовой клоунады есть все, начиная от указаний по нанесению макияжа, и заканчивая рекомендациями по ходьбе и бегу в клоунских ботинках. Есть в этой справочной книге и раздел психологии, где рассказывается о том, как нужно взаимодействовать с маленькими детьми, чтобы заинтересовать их и не испугать. Это очень актуально в США, где клоуны — персонажи неоднозначные и многие их боятся.
Из-за того, что мужчины, навязывающие свое общение детям, в обществе воспринимаются неоднозначно, в одной из глав книги есть совет «никогда не инициируйте объятия». Если малыш пытается обнять Рональда или прижаться к нему, тот обязан увернуться и похлопать ребенка по спине. Да, чтобы не возникали скандалы, все кандидаты проходят серьезную проверку биографии и тест у психолога.
Работу Рональдов Макдональдов контролируют специальные тренеры, которые могут появиться в любое время где угодно. У этих людей самые широкие полномочия и не понравившийся им артист может быть уволен тут же, прямо на рабочем месте. Эти же тренеры, на свое усмотрение, назначают клоунам испытательные сроки и делают вывод — подходит компании сотрудник или нет.
Некоторые правила для клоунов Рональдов выглядят странно. Например, исполнявший роль маскота в течение 1,5 лет в конце 1970-х американец Джеффри Джулиано рассказал, что артистам строго запрещено есть в ресторанах сети в костюме клоуна. Точно сказать почему существует запрет артист не может, но предполагает, что это сделано для того, чтобы сохранить макияж.
Также Джулиано рассказал о том, что Рональдам запрещено рассказывать детям о технологии приготовления гамбургеров. На вопросы, касающиеся происхождения фирменного блюда, клоуны должны отвечать, что гамбургеры растут на деревьях целиком в волшебной стране Макдональдлэнд. Разумеется, сообщать о том, что для этого ежегодно убивают полмиллиона коров, нельзя.
В канонической версии истории страны Макдональдлэнд, которая также описана в легендарной книге, сказано, что это благодатное место, где на кустах растет картофель фри, а на деревьях яблочные пироги. Молочные коктейли и кола текут там реками и извергаются из вулканов. Это место, по корпоративной легенде, было родиной Рональда Макдональда.
Со временем мир менялся и в связи с этим у самого известного клоуна планеты появились проблемы. Его стали обвинять в том, что он убеждает детей есть нездоровую пищу и его единственная роль — способствовать обогащению компании за счет их здоровья. Из-за этого в 2003 году была предпринята попытка обновления образа Рональда.
Специально для клоуна была создана должность «Главного Офицера Счастья», обязанности которого не вполне ясны. В «Макдональдсе» утверждают, что «офицеру» не платят зарплату, так как он «не работает, а веселится». Дальше — больше. В 2005 году Рональда назначили «глобальным послом веселья, фитнеса и благополучия детей».
В рекламе клоун начал кататься на сноуборде и жонглировать свежими фруктами. При устройстве на работу от артистов начали требовать наличия умений, которыми обладает их персонаж. Рональды нового типа должны были демонстрировать хорошую физическую форму и владеть основами диетологии, чтобы давать детям советы по правильному питанию.
В 2012 году клоуна снова обновили и он утратил свой ставший классикой желтый комбинезон, сменив его на дурацкий красный пиджак и галстук-бабочку. Одновременно Рональда Макдональда начали усиленно продвигать в социальных сетях, что стало началом конца. Клоуна в новом образе повсеместно высмеивали и стало совершенно ясно, что таким он никому не нужен.
В 2018 году компания «Макдональдс» официально заявила, что по важным причинам Рональд некоторое время ограничит свои появления на публике. С этого момента клоун исчез из поля зрения, хотя считается, что он жив, здоров и по-прежнему на службе добра, веселья и «здорового питания».
Смотрите также:
21 малоизвестный факт о сети McDonald’s,
Клоуны из Ада: как Burger King потроллил McDonald’s в своей креативной рекламе,
25 уникальных блюд, которые предлагают рестораны McDonald’s в разных странах
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!