Система «Антисон» предупредит водителя об усталости

0

Человеческий фактор — причина 70% аварий на российских дорогах. На первом месте среди факторов, снижающих концентрацию водителей, стоит усталость. Недостаток сна и переутомление действует на мозг подобно алкоголю — ухудшается память, возникает рассеянность, снижается острота зрение и когнитивные реакции. Результатом становятся ДТП с тяжелыми травмами, а порой и со смертельным исходом.

Если раньше в оценке своего состояния водителю приходилось полагаться только на собственные ощущения, то сегодня ему на помощь приходят технологии Data Science. Одна из таких разработок — система мониторинга «Антисон» разработки компании «КСОР Групп». Устройство отслеживает состояние водителей с помощью технологии компьютерного зрения, нейросеть выявляет признаки утомления и предупреждает водителя об опасности, а ситуационный центр круглосуточно мониторит ситуацию.

Чем опасна усталость на дороге

Водитель спит за рулем

Влияние усталости на способность водителя отслеживать дорожную обстановку не раз изучалась западными и российскими исследователями. Эксперты из Американской ассоциации автомобилистов пришли к выводу, что нехватка одного часа сна вдвое повышает риск ДТП. В случаях, если ночной отдых продолжался всего четыре часа и менее, вероятность попасть в аварию возрастает уже в 11,5 раз. Исследование проводилось на основании 4,5 тысячи дорожно-транспортных происшествий, которые происходили в течение двух лет, причем многие из них стали причиной серьезных травм.

По мнению ученых, столь печальная статистика вызвана характером работы водителя. С одной стороны, ему приходится постоянно сохранять внимательность — следить за знаками, светофорами, другими участниками движения и на основании комплекса полученной информации ежесекундно принимать решения. С другой стороны, все это сопровождается однотипными набором действий — переключением передач, нажатиями на педали газа и тормоза, поворотами руля. Итогом становится как психическая, так и физическая усталость водителя, и на полное восстановление сил требуется не менее семи часов сна.

Серию исследований проводили и европейские ученые. Они пришли к выводу, что по причине переутомления водителей происходит до четверти аварий на дорогах стран Европы. Результаты легли в основу новых регламентов ЕС, которые касаются безопасности на транспорте. Уже с июля 2022 года производители обязаны устанавливать автоматизированные системы мониторинга психофизиологического состояния водителей на новые типы транспортных средств, а еще через два года требование распространится на все автомобили.

Умные ассистенты водителей

По мнению российских экспертов, на фактор усталости сегодня приходится до 60% аварий на дорогах страны. Эти данные косвенно подтверждает начальник ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников, который считает утомление главной причиной ДТП с участием автобусов, и только на второе место ставит неудовлетворительное техническое состояние транспорта. Решить проблему с помощью штрафов или ужесточением ПДД не получится, так как человек не всегда может объективно оценить степень своего утомления.

В этих условиях система мониторинга «Антисон» для водителя — умный помощник. Разработка компании «КСОР» с 2019 года применяется на общественном транспорте Москвы, а также в промышленности, в нефтегазовой и золотодобывающей отрасли. За оценку степени утомления водителя в этом случае отвечает нейросеть, а признаки усталости отслеживает видеокамера с инфракрасными датчиками, закрепленная на приборной панели. Анализ ведется с учетом более чем 60 точек на лице водителя.

Устройство подает предупреждающий сигнал, если человек в кабине:

  • Закрывает глаза.
  • Поворачивает голову в сторону.
  • Смотрит долгое время в одну точку.
  • Зевает.
  • «Клюет» носом, и так далее.

Многоуровневой нейросети «Антисон» для работы нужно не более двух секунд, чтобы распознать потенциально опасную ситуацию. Сигнал тревоги водителям подает небольшой дисплей — устройство со звуковым оповещением и световой индикацией, установленное в кабине. Одновременно с оповещением водителя информация об инциденте уходит в центр мониторинга, где ее обрабатывает диспетчер. Оператор оценивает все данные в соответствии с регламентом, а затем подтверждает или отклоняет событие. Таким образом, центр сводит к минимуму количество ложных срабатываний и формирует релевантную статистику.

Блок Антисон МСК

Система «Антисон» для заказчиков становится средством получением объективной информации по всему автопарку. Доступ к данным они получают в личном кабинете.

В личном кабинете клиент видит:

  1. Где находится каждая единица транспорта;
  2. Соответствие маршруту;
  3. На какое время приходится пик опасных ситуаций, и многое другое.

Представители компании «КСОР» отмечают, что эти сведения могут быть использованы для повышения безопасности труда. В частности, на одном из добывающих предприятий таким образом удалось скорректировать рабочий график, после чего количество инцидентов снизилось в несколько раз уже в первые месяцы после внедрения системы.

Как интеллектуальные устройства снижают аварийность?

Сегодня уже можно с уверенностью говорить об эффективности технологии. Одним из первых городов, где массово внедрили «Антисон» для повышения безопасности на дорогах, стала Москва. Системы мониторинга ведут круглосуточную работу на 100% наземного автопарка ГУП «Мосгортранс» и подвижной состав Московского метрополитена. По информации «Мосгортранса», в 2020 году аварийность на предприятиях снизилась на 26%, а спустя год цифра увеличилась еще на 7,5%. Соответственно, уменьшились затраты на ремонт подвижного состава, сократились убытки от простоев.

С помощью системы мониторинга можно предотвращать аварии, связанные и с другими факторами отвлечения внимания: курением и разговорами по телефону. Нейросеть может отслеживать даже непристегнутый ремень безопасности. Опыт компании «КСОР» в Москве показывает, что «Антисон» для водителей «Мосгортранса» становится стимулом для повышения культуры вождения — количество событий постоянно уменьшается, люди меньше отвлекаются, внимательнее относятся к своему здоровью.

Авторы разработки уверены, что внедрение новых технологий помощи водителям положительно влияет на показатели аварийности. «Антисон» для транспортных предприятий позволяет не только предотвратить ДТП, но и снизить экономический ущерб от аварий, сократить расходы на ремонт и обновление автопарка. Центр мониторинга ведет сводную статистику, и для «КСОР Групп» особенно показательным стал 2021 год. Полученные данные свидетельствуют, что за 12 месяцев умные помощники предотвратили 280 тысяч аварий, а количество ДТП на предприятиях-клиентах в Москве и других регионах в среднем снизилось на 85%.

Законодательство о системах мониторинга в России

В настоящее вопрос об обязательности установки дополнительных устройств безопасности и мониторинга на транспорте рассматриваются в Государственной думе. Если законы будут приняты, то умные ассистенты, подобные системе «Антисон», для применения станут обязательными в России. Устанавливать их планируется в комплексе с тахографами, которые позволяют вести контроль за соблюдением режима труда и отдыха, но не располагают возможностью оценки физиологического состояния конкретного водителя. Нейросеть смогут выявить признаки усталости, которые он сам не замечает.

В Госдуму внесено два законопроекта. Один обяжет таксопарки оборудовать системами мониторинга все машины такси. В компании «КСОР» считают этот шаг логичным и очень своевременным. С распространением агрегаторов такси стали удобным и доступным видом транспорта, но пока сервисы в должной мере не могут контролировать график водителей. Многие занимаются частным извозом после работы, по выходным, и не успевают достаточно отдохнуть. В обществе давно уже говорят о том, что поездки должны быть не только комфортными, но и безопасными.

Поправки к закону «О безопасности дорожного движения» предусматривают оснащение устройствами мониторинга пассажирского и грузового транспорта массой до 3,5 т. По мнению экспертов КСОР, новое законодательство послужит сразу нескольким целям — позволит гибко регулировать рабочее время, оценивать состояние водителей и оповещать их о тревожных ситуациях, и тем самым сокращать количество ДТП, наращивать экономическую эффективность перевозчиков.

В компании КСОР считают, что в России рынок устройств мониторинга готов к изменению законов. Продукты уже достигли технологической зрелости и могут массово внедряться на общественном и грузовом транспорте. В этом случае не только «Антисон» для перевозчиков станет оптимальным решением. Принятие нормативов, подобных европейским регламентам, будет серьезным стимулом для развития технологий БДД. В итоге это послужит глобальным целям — если у автопарков будет возможность отслеживать состояние водителей, подавать им сигнал об опасности и предотвращать аварии, то сократится травматизм на дороге, существенно снизится экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий.

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Как появились китайские печенья с предсказаниями, и почему о них не слышали в Китае

Как появились китайские печенья с предсказаниями, и почему о них не слышали в Китае

Эпидемия смеха в Танганьике в 1962 году. И это было совсем не смешно

Эпидемия смеха в Танганьике в 1962 году. И это было совсем не смешно

Самые горячие фото Маргарет Куолли, звезды фильмов «Субстанция» и «Однажды в Голливуде»

Самые горячие фото Маргарет Куолли, звезды фильмов «Субстанция» и «Однажды в Голливуде»

Новые посты

Что такое «заветные сказки» и почему на Руси смеялись над сокровенным

Что такое «заветные сказки» и почему на Руси смеялись над сокровенным

Существовала ли на самом деле пиратская «черная метка»

Существовала ли на самом деле пиратская «черная метка»

10 легендарных «бандитских» автомобилей из лихих 90‑х

10 легендарных «бандитских» автомобилей из лихих 90‑х

Неразгаданная тайна Пакала Великого — «космонавта Паленке»

Неразгаданная тайна Пакала Великого — «космонавта Паленке»

По местам виртуального глобуса — 30 любопытных локаций с Google Earth

По местам виртуального глобуса — 30 любопытных локаций с Google Earth

В каких странах еще в ХХ веке проводилась насильственная стерилизация

В каких странах еще в ХХ веке проводилась насильственная стерилизация

Знаменитые актеры до того, как они стали лысыми

Знаменитые актеры до того, как они стали лысыми

Почему в Черном море нет опасных для человека акул

Почему в Черном море нет опасных для человека акул

На что только не способна монтажная пена! Подборка лучших фото из интернета

На что только не способна монтажная пена! Подборка лучших фото из интернета

Игривая Мэрилин Монро завтракает в постели

Игривая Мэрилин Монро завтракает в постели

Фриц Хаарманн – убийца-вампир, любитель сосисок с человечиной

Фриц Хаарманн – убийца-вампир, любитель сосисок с человечиной

Шанхайские перевозчики

Шанхайские перевозчики