Система «Антисон» предупредит водителя об усталости
Человеческий фактор — причина 70% аварий на российских дорогах. На первом месте среди факторов, снижающих концентрацию водителей, стоит усталость. Недостаток сна и переутомление действует на мозг подобно алкоголю — ухудшается память, возникает рассеянность, снижается острота зрение и когнитивные реакции. Результатом становятся ДТП с тяжелыми травмами, а порой и со смертельным исходом.
Если раньше в оценке своего состояния водителю приходилось полагаться только на собственные ощущения, то сегодня ему на помощь приходят технологии Data Science. Одна из таких разработок — система мониторинга «Антисон» разработки компании «КСОР Групп». Устройство отслеживает состояние водителей с помощью технологии компьютерного зрения, нейросеть выявляет признаки утомления и предупреждает водителя об опасности, а ситуационный центр круглосуточно мониторит ситуацию.
Чем опасна усталость на дороге
Влияние усталости на способность водителя отслеживать дорожную обстановку не раз изучалась западными и российскими исследователями. Эксперты из Американской ассоциации автомобилистов пришли к выводу, что нехватка одного часа сна вдвое повышает риск ДТП. В случаях, если ночной отдых продолжался всего четыре часа и менее, вероятность попасть в аварию возрастает уже в 11,5 раз. Исследование проводилось на основании 4,5 тысячи дорожно-транспортных происшествий, которые происходили в течение двух лет, причем многие из них стали причиной серьезных травм.
По мнению ученых, столь печальная статистика вызвана характером работы водителя. С одной стороны, ему приходится постоянно сохранять внимательность — следить за знаками, светофорами, другими участниками движения и на основании комплекса полученной информации ежесекундно принимать решения. С другой стороны, все это сопровождается однотипными набором действий — переключением передач, нажатиями на педали газа и тормоза, поворотами руля. Итогом становится как психическая, так и физическая усталость водителя, и на полное восстановление сил требуется не менее семи часов сна.
Серию исследований проводили и европейские ученые. Они пришли к выводу, что по причине переутомления водителей происходит до четверти аварий на дорогах стран Европы. Результаты легли в основу новых регламентов ЕС, которые касаются безопасности на транспорте. Уже с июля 2022 года производители обязаны устанавливать автоматизированные системы мониторинга психофизиологического состояния водителей на новые типы транспортных средств, а еще через два года требование распространится на все автомобили.
Умные ассистенты водителей
По мнению российских экспертов, на фактор усталости сегодня приходится до 60% аварий на дорогах страны. Эти данные косвенно подтверждает начальник ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников, который считает утомление главной причиной ДТП с участием автобусов, и только на второе место ставит неудовлетворительное техническое состояние транспорта. Решить проблему с помощью штрафов или ужесточением ПДД не получится, так как человек не всегда может объективно оценить степень своего утомления.
В этих условиях система мониторинга «Антисон» для водителя — умный помощник. Разработка компании «КСОР» с 2019 года применяется на общественном транспорте Москвы, а также в промышленности, в нефтегазовой и золотодобывающей отрасли. За оценку степени утомления водителя в этом случае отвечает нейросеть, а признаки усталости отслеживает видеокамера с инфракрасными датчиками, закрепленная на приборной панели. Анализ ведется с учетом более чем 60 точек на лице водителя.
Устройство подает предупреждающий сигнал, если человек в кабине:
- Закрывает глаза.
- Поворачивает голову в сторону.
- Смотрит долгое время в одну точку.
- Зевает.
- «Клюет» носом, и так далее.
Многоуровневой нейросети «Антисон» для работы нужно не более двух секунд, чтобы распознать потенциально опасную ситуацию. Сигнал тревоги водителям подает небольшой дисплей — устройство со звуковым оповещением и световой индикацией, установленное в кабине. Одновременно с оповещением водителя информация об инциденте уходит в центр мониторинга, где ее обрабатывает диспетчер. Оператор оценивает все данные в соответствии с регламентом, а затем подтверждает или отклоняет событие. Таким образом, центр сводит к минимуму количество ложных срабатываний и формирует релевантную статистику.
Система «Антисон» для заказчиков становится средством получением объективной информации по всему автопарку. Доступ к данным они получают в личном кабинете.
В личном кабинете клиент видит:
- Где находится каждая единица транспорта;
- Соответствие маршруту;
- На какое время приходится пик опасных ситуаций, и многое другое.
Представители компании «КСОР» отмечают, что эти сведения могут быть использованы для повышения безопасности труда. В частности, на одном из добывающих предприятий таким образом удалось скорректировать рабочий график, после чего количество инцидентов снизилось в несколько раз уже в первые месяцы после внедрения системы.
Как интеллектуальные устройства снижают аварийность?
Сегодня уже можно с уверенностью говорить об эффективности технологии. Одним из первых городов, где массово внедрили «Антисон» для повышения безопасности на дорогах, стала Москва. Системы мониторинга ведут круглосуточную работу на 100% наземного автопарка ГУП «Мосгортранс» и подвижной состав Московского метрополитена. По информации «Мосгортранса», в 2020 году аварийность на предприятиях снизилась на 26%, а спустя год цифра увеличилась еще на 7,5%. Соответственно, уменьшились затраты на ремонт подвижного состава, сократились убытки от простоев.
С помощью системы мониторинга можно предотвращать аварии, связанные и с другими факторами отвлечения внимания: курением и разговорами по телефону. Нейросеть может отслеживать даже непристегнутый ремень безопасности. Опыт компании «КСОР» в Москве показывает, что «Антисон» для водителей «Мосгортранса» становится стимулом для повышения культуры вождения — количество событий постоянно уменьшается, люди меньше отвлекаются, внимательнее относятся к своему здоровью.
Авторы разработки уверены, что внедрение новых технологий помощи водителям положительно влияет на показатели аварийности. «Антисон» для транспортных предприятий позволяет не только предотвратить ДТП, но и снизить экономический ущерб от аварий, сократить расходы на ремонт и обновление автопарка. Центр мониторинга ведет сводную статистику, и для «КСОР Групп» особенно показательным стал 2021 год. Полученные данные свидетельствуют, что за 12 месяцев умные помощники предотвратили 280 тысяч аварий, а количество ДТП на предприятиях-клиентах в Москве и других регионах в среднем снизилось на 85%.
Законодательство о системах мониторинга в России
В настоящее вопрос об обязательности установки дополнительных устройств безопасности и мониторинга на транспорте рассматриваются в Государственной думе. Если законы будут приняты, то умные ассистенты, подобные системе «Антисон», для применения станут обязательными в России. Устанавливать их планируется в комплексе с тахографами, которые позволяют вести контроль за соблюдением режима труда и отдыха, но не располагают возможностью оценки физиологического состояния конкретного водителя. Нейросеть смогут выявить признаки усталости, которые он сам не замечает.
В Госдуму внесено два законопроекта. Один обяжет таксопарки оборудовать системами мониторинга все машины такси. В компании «КСОР» считают этот шаг логичным и очень своевременным. С распространением агрегаторов такси стали удобным и доступным видом транспорта, но пока сервисы в должной мере не могут контролировать график водителей. Многие занимаются частным извозом после работы, по выходным, и не успевают достаточно отдохнуть. В обществе давно уже говорят о том, что поездки должны быть не только комфортными, но и безопасными.
Поправки к закону «О безопасности дорожного движения» предусматривают оснащение устройствами мониторинга пассажирского и грузового транспорта массой до 3,5 т. По мнению экспертов КСОР, новое законодательство послужит сразу нескольким целям — позволит гибко регулировать рабочее время, оценивать состояние водителей и оповещать их о тревожных ситуациях, и тем самым сокращать количество ДТП, наращивать экономическую эффективность перевозчиков.
В компании КСОР считают, что в России рынок устройств мониторинга готов к изменению законов. Продукты уже достигли технологической зрелости и могут массово внедряться на общественном и грузовом транспорте. В этом случае не только «Антисон» для перевозчиков станет оптимальным решением. Принятие нормативов, подобных европейским регламентам, будет серьезным стимулом для развития технологий БДД. В итоге это послужит глобальным целям — если у автопарков будет возможность отслеживать состояние водителей, подавать им сигнал об опасности и предотвращать аварии, то сократится травматизм на дороге, существенно снизится экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!