Школьное воспитание — как не покалечить ребенка?
Согласно современной энциклопедии, слово воспитание определяется как создание условий для развития и саморазвития, а также помощь в освоении человеком социальных ценностей и норм общества. Что же несет в себе современная школа, если рассматривать ее с точки зрения воспитания?
Школьное воспитание
Родители, которым небезразлична судьба их детей, всерьез обеспокоены тем воспитанием, которое дает шкала, и обстановкой, царящей в ней. См. Воспитание в педагогике. Все больше родителей не желают отдавать детей в школу, предпочитая обучение на дому. Почему так происходит?
Причин тому множество:
- Все больше родителей задаются вопросом – кого готовит современная школа? Ответ прост – удобных сотрудников, не умеющих думать, и которыми легко управлять. Такие качества, как творчество, нестандартный подход, предпринимательство, не приветствуются школьной системой и всячески пресекаются.
- Схожесть современной школы с тюрьмой. И действительно между ними много общего. Никто не может уйти из школы раньше срока и никто не свободен там в выборе предметов и преподавателя. При этом ученик постоянно должен делать то, что требуется, а не то, что ему интересно.
- Низкая двигательная активность. При своей природной подвижности дети вынуждены сидеть неподвижно в течение многих часов, что негативно влияет на их психику и здоровье.
- Критика, как метод воздействия, является абсолютной нормой в современной школе, а это просто не может не принести ребенку душевных травм. Не секрет, что многие дети боятся отвечать у доски и категорически не желают этого. Для них такая система создает только дополнительный стресс, понижает самооценку и отбивает всякое желание учиться.
- Отсутствие контакта с природой. Весь учебный день дети вынуждены проводить в каменных помещениях. Ученики знакомятся с природой по картинкам в учебниках и других пособиях. А это никак не способствует гармоничному развитию и воспитанию любви к растениям, животным и другим живым существам. В школьных стенах не учат сажать огород, собирать ягоды, заботится о животных и понимать их.
- Уничтожение природной любознательности. Школа убивает природную тягу ребенка к знаниям. Ведь единственный мотив – хорошая оценка и отсутствие критики. Задавать лишние вопросы в современной школе не принято, так как это может вызвать недовольство учителя, в том случае если он сам не знает ответа. На первый план здесь выходят программа и зубрежка.
- Жесткие социальные условия и травля – абсолютная норма в школе. Но самое страшное, что такие явления зачастую возникают с подачи учителей. Такая вещь, как травля «белых ворон», навешивание ярлыков, особое отношение к «обеспеченным» ученикам, – привычное явление в учебных заведениях. В то же время декларируются в ней совершенно другие ценности, которые никак не соответствуют реальному положению вещей.
- Воспитание в детях привычки ко лжи, лицемерию и приспособленчеству. Эта проблема вытекает из предыдущей, то есть несоответствия декларируемых и реальных ценностей. И здесь на первый план выходит нравственный и моральный облик учителей. И их реальное отношение к детям, к работе, а также нравственно-психологическое состояние не выдерживают никакой критики.
Ценность для реальной жизни
«Главный недостаток школьного воспитания в том, что оно учит одному, а в жизни требуется совсем другое», – убеждено большинство старшеклассников и их родителей.
По их мнению, для достижения успеха необходимы следующие качества:
- Неординарное мышление.
- Смелость.
- Коммуникативные навыки.
- Предприимчивость.
- Способность самостоятельно мыслить, принимать решения и нести за них ответственность.
- Трудолюбие и упорство.
- Способность доводить начатое дело до конца.
- Некоторая доля агрессии и жесткости.
- Активность.
Прививают ли подобные качества в школе? Ответ однозначный – нет. Детей воспитывают с точностью до наоборот.
Справка. Существует небольшой процент частных учебных заведений, которые применяют подход, ориентированный на личность ребенка, развивают в нем индивидуальность, помогают раскрыть таланты и воспитывают лидерские качества.
Мнение современных родителей
Александр Анихин, отец четверых детей из Омска, так прокомментировал свое отношение к школьному воспитанию:
«Скажу честно, меня заставляли ходить в школу из-под палки, нас было 30 человек в классе, и практически никто не хотел учиться. В младших классах нам хотелось играть, в старших – общаться. При этом почти каждый имел увлечения и с удовольствием занимался вне школы тем, что ему интересно. Все это, естественно, отвлекало от получения образования и сводило на нет интерес к учебе. С тех пор ничего не изменилось, старая система образования и воспитания в школе осталась прежней. Именно поэтому своих детей мы решили обучать на дому. Две моих старших дочери, Лада и Александра, обучаются на дому и, что самое главное, – им это нравится. У них не потерян интерес к учебе, и им не наносят душевных травм, которые получают дети в современной школе».
И в заключение еще один довод «против» – подавляющее большинство детей не хочет ходить в школу. С одной стороны, ребенку интересно общение со сверстниками, с другой – у него нет желания сидеть на уроках и участвовать в мероприятиях, которые организует школа в рамках программы. Если дать малышу камфорное общение и занятие по душе вне школы, то ее посещение теряет всякий смысл. Выводы делайте сами.
Фото с сайта: https://vospitanie.guru
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!