Топ-100

Привидения: традиционные британские ценности

0

В дол­гую пору прав­ле­ния коро­ле­вы Вик­то­рии англи­чане, желая при­ми­рить науч­но-тех­ни­че­ский про­гресс с тем, что они почи­та­ли ста­ро­ан­глий­ским укла­дом, изоб­ре­ли мас­су ново­го. В соот­вет­ствии с ост­ров­ным common law бри­тан­цы иска­ли и нахо­ди­ли исто­ри­че­ские пре­це­ден­ты для обос­но­ва­ния все­го, что толь­ко каза­лось им достой­ным обос­но­ва­ния, будь то культ семей­но­го оча­га, поло­вая дис­ци­пли­на или неого­ти­че­ская архи­тек­ту­ра. Стран­ным обра­зом в этом же ряду англий­ских тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей двух­ве­ко­вой дав­но­сти ока­зы­ва­ют­ся и при­ви­де­ния, а точ­нее — рас­ска­зы о них.

(Все­го 5 фото)

Фотография: Привидения: традиционные британские ценности №1 - BigPicture.ru

Спонсор поста:
Женская одежда: Lookbuck - Мы собрали всю одежду в одном месте!

Источ­ник: moya-planeta.ru

Фотография: Привидения: традиционные британские ценности №2 - BigPicture.ru
1. Рож­де­ствен­ские истории

Герою Чарль­за Дик­кен­са мисте­ру Пик­ви­ку и его бла­го­род­ным спут­ни­кам в ходе сво­е­го зна­ме­ни­то­го путе­ше­ствия по Англии при­шлось как-то встре­чать Рож­де­ство в гостях у мисте­ра Уорд­ла, дру­га мисте­ра Пик­ви­ка и вла­дель­ца фер­мы в Дингли-Дел­ле. При­ни­мая гостей, хозя­ин оза­бо­тил­ся соблю­де­ни­ем тра­ди­ций, царив­ших в тех местах со вре­мен его юно­сти — в част­но­сти, Уордл рас­ска­зал путе­ше­ствен­ни­кам исто­рию о свар­ли­вом могиль­щи­ке Габ­ри­э­ле Гра­бе. Этот могиль­щик, соглас­но пре­да­нию, в сочель­ник был похи­щен под­зем­ны­ми духа­ми, всю ночь тер­пел их насмеш­ки, а наут­ро проснул­ся дру­гим чело­ве­ком, ушел в чужие края зама­ли­вать гре­хи и вер­нул­ся толь­ко через десять лет — обо­рван­ный, боль­ной и про­свет­лен­ный. Эта исто­рия, соглас­но рас­сказ­чи­ку, пере­да­ва­лась из уст в уста мно­ги­ми поко­ле­ни­я­ми. В отли­чие от Уорд­ла, отно­сив­ше­го­ся к исто­рии со скеп­си­сом, боль­шин­ство мест­ных было уве­ре­но, что с несчаст­ным могиль­щи­ком все было так, как опи­са­но в леген­де. Как в дей­стви­тель­но­сти обсто­я­ли дела в Дингли-Дел­ле — неяс­но, но извест­но, что через шесть лет после пуб­ли­ка­ции «Посмерт­ных запи­сок Пик­вик­ско­го клу­ба» сам Дик­кенс заста­вит бри­тан­цев читать рас­ска­зы о при­ви­де­ни­ях в канун Рож­де­ства. В декаб­ре 1843 года была опуб­ли­ко­ва­на «Рож­де­ствен­ская песнь в про­зе» — исто­рия о мисте­ре Эбе­не­зе­ре Скруд­же (весь­ма похо­жем по харак­те­ру на уже упо­ми­нав­ше­го­ся Габ­ри­э­ля Гра­ба) и являв­ших­ся к нему духах насто­я­щих и буду­щих свя­ток. Повесть име­ла огром­ный успех сре­ди чита­ю­щей пуб­ли­ки, и на про­тя­же­нии мно­гих деся­ти­ле­тий каж­дое Рож­де­ство англи­чане встре­ча­ли за чте­ни­ем страш­ных (и не очень) повест­во­ва­ний о явле­нии сверхъ­есте­ствен­ных сил в мир людей.

Фотография: Привидения: традиционные британские ценности №3 - BigPicture.ru
2. Эво­лю­ция при­зра­ков и жанров

Вслед за мисте­ром Уорд­лом авто­ры этих исто­рий, в том чис­ле и сам Дик­кенс, наста­и­ва­ли: рас­ска­зы о при­ви­де­ни­ях есть неотъ­ем­ле­мая часть ста­рой Англии. Новый жанр, вырос­ший из готи­че­ской новел­лы и про­ти­во­по­ста­вив­ший себя ей, пози­ци­о­ни­ро­вал себя как жанр ста­рый — мол, страш­ные рас­ска­зы ходи­ли в англий­ских семьях из века в век изуст­но. На сме­ну готи­че­ским при­зра­кам (они насе­ля­ли зам­ки, про­ро­че­ство­ва­ли и вер­ши­ли спра­вед­ли­вость) при­шли домаш­ние при­ви­де­ния, лишь изред­ка втор­гав­ши­е­ся в быт досто­по­чтен­ных семейств. Теперь духи покой­ных род­ствен­ни­ков лишь пуга­ли посто­яль­цев оте­лей да ново­се­лов, и то, как пра­ви­ло, не насмерть. Часто, как в слу­чае «Рож­де­ствен­ской пес­ни», дела­ли они это толь­ко для того, что­бы напом­нить жерт­ве о цен­но­стях хри­сти­ан­ской жизни.

Посре­ди быв­ших тогда в новин­ку фаб­рик и паро­вых машин духи умер­ших, втор­га­ясь в раз­ме­рен­ный быт вик­то­ри­ан­ских семейств, напо­ми­на­ли о про­шлом, нико­гда не суще­ство­вав­шем и в то же вре­мя слу­жив­шем ори­ен­ти­ром для совре­мен­ни­ков. Харак­тер­но, что этот «тра­ди­ци­он­ный» жанр стал одним из пер­вых образ­цов мас­со­вой лите­ра­ту­ры. Рас­ска­зы о при­ви­де­ни­ях печа­та­лись в поде­ше­вев­ших за счет недо­сти­жи­мых преж­де тира­жей пери­о­ди­че­ских изда­ни­ях «для семей­но­го чтения».

Фотография: Привидения: традиционные британские ценности №4 - BigPicture.ru
3. Нау­ка лега­ли­зу­ет привидений

Обе­ре­гая семей­ный очаг от поку­ше­ний со сто­ро­ны рас­ту­ще­го капи­та­лиз­ма с его заво­да­ми, про­ле­та­ри­я­ми и смо­гом, при­ви­де­ния бро­са­ли вызов и без­бож­ной нау­ке, взяв­шей­ся разом объ­яс­нить все явле­ния живой и нежи­вой при­ро­ды. Как и поло­же­но при­зра­кам, при­ви­де­ния нахо­ди­лись на гра­ни­це вымыс­ла и реаль­но­сти, и в них мож­но было верить или не верить. И веру­ю­щие, и неве­ру­ю­щие тре­бо­ва­ли от уче­ных дока­за­тельств сво­ей право­ты, а послед­ние охот­но при­ни­ма­ли этот вызов. Лите­ра­ту­ро­вед Срджан Сма­джич свя­зы­ва­ет вик­то­ри­ан­скую оза­бо­чен­ность при­ви­де­ни­я­ми раз­ви­ти­ем нау­ки о зре­нии и опти­ке. Чело­ве­че­ский глаз отныне не счи­тал­ся при­бо­ром доста­точ­но точ­ным, что­бы ему дове­рять: уви­деть что-то и пове­рить во что-то — теперь раз­ные вещи. Кри­те­ри­ем суще­ство­ва­ния «чего-то» объ­яв­ля­ет­ся не чело­ве­че­ское вос­при­я­тие, но мне­ние нау­ки. Так, явле­ние при­зра­ков объ­яс­ня­лись защем­ле­ни­ем глаз­но­го нер­ва, дефек­том сет­чат­ки или про­сто опти­че­ским обманом.

Англий­ский врач Джон Фер­ри­ар пола­гал, что при­ви­де­ния сле­ду­ет счи­тать не более чем вос­по­ми­на­ни­я­ми, ярки­ми настоль­ко, что­бы вызвать раз­дра­же­ние гла­за. Чело­век Вик­то­ри­ан­ской эпо­хи знал, насколь­ко лег­ко обма­нуть зре­ние — вол­шеб­ный фонарь, фото­гра­фия, кино после­до­ва­тель­но вну­ша­ли ему эту мысль.

Фотография: Привидения: традиционные британские ценности №5 - BigPicture.ru
4. Закон жан­ра

Авто­ры исто­рий о при­ви­де­ни­ях были хоро­шо зна­ко­мы с этим кру­гом науч­ной и попу­ляр­ной лите­ра­ту­ры. Более того, Валь­тер Скотт, автор клас­си­че­ской новел­лы «Ком­на­та с гобе­ле­на­ми», сам напи­сал в свое вре­мя ста­тью, где, ссы­ла­ясь на дости­же­ния совре­мен­ной физио­ло­гии, раз­об­ла­чал суще­ство­ва­ние при­зра­ков. Закон жан­ра, одна­ко, тре­бо­вал, что­бы чита­тель оста­вал­ся в недо­уме­нии — ни одна из науч­ных вер­сий не долж­на была пол­но­стью объ­яс­нить явле­ние духа живым. В той же «Ком­на­те» уве­рен­ный тон, с кото­рым посто­я­лец таин­ствен­но­го зам­ка рас­ска­зы­вал о посе­ще­нии его при­ви­де­ни­ем, исклю­чал вер­сии о «дикой игре вооб­ра­же­ния или обмане зри­тель­но­го нер­ва». В дру­гих слу­ча­ях духо­вид­цу уда­ва­лось подроб­но опи­сать внеш­ность или одеж­ду явив­ше­го­ся покой­ни­ка, нико­гда не виден­но­го им при жиз­ни. Харак­тер­ный сюжет: после явле­ния при­зра­ка тот, к кому он явил­ся, узна­ет его на одном из порт­ре­тов в семей­ной гале­рее зам­ка. Поз­же, как пра­ви­ло, выяс­ня­ет­ся, что чело­век на порт­ре­те был страш­ным греш­ни­ком, за что и ски­та­ет­ся его душа. При­ви­де­ние на то и было при­ви­де­ни­ем — его невоз­мож­но было ни пой­мать, ни объяснить.

Фотография: Привидения: традиционные британские ценности №6 - BigPicture.ru
5. Спи­ри­тизм

Не обман зре­ния, но обман нау­ки о зре­нии сто­ро­жил вик­то­ри­ан­ский быт от все­по­гло­ща­ю­ще­го раци­о­на­лиз­ма эпо­хи. Дру­гим отве­том тем, кто отвер­гал суще­ство­ва­ние при­зра­ков с «опти­че­ских» пози­ций, была раз­ви­ва­ю­ща­я­ся в то вре­мя нау­ка о «духов­ном зре­нии». Адеп­ты попу­ляр­но­го в то вре­мя уче­ния сви­де­тель­ство­ва­ли: неве­рие совре­мен­но­го чело­ве­ка в воз­мож­ность обще­ния с при­зра­ка­ми умер­ших объ­яс­ня­ет­ся его невни­ма­ни­ем к духов­ной состав­ля­ю­щей бытия. Соглас­но этой тео­рии, дух чело­ве­ка обла­да­ет почти тем же набо­ром орга­нов чувств, что и тело, а зна­чит, допу­сти­мо гово­рить о зре­нии духа. Эзо­те­рик Томас Кар­лайл раз­ра­бо­тал целую дис­ци­пли­ну — духов­ную опти­ку, изу­чав­шую воз­мож­но­сти чело­ве­ка видеть не толь­ко физи­че­ские, но и «спи­ри­ту­аль­ные» сущ­но­сти. Уильям Хоуитт, кол­ле­га Кар­лай­ла, так сфор­му­ли­ро­вал осно­ва­ния этой новой нау­ки: «Мы посто­ян­но окру­же­ны людь­ми из мира духов и мог­ли бы их видеть, если бы перед нашим взо­ром не вста­ва­ли плот­ские и мир­ские пре­гра­ды». Виной тако­му пла­чев­но­му поло­же­нию дел была, соглас­но Хоуит­ту, Вели­кая фран­цуз­ская рево­лю­ция, лишив­шая чело­ве­ка духов­ных глаз и оста­вив­шая лишь гла­за телес­ные. Впро­чем, неко­то­рые пола­га­ли, что про­цесс дегра­да­ции начал­ся еще рань­ше. Тот же Мои­сей, выво­дя евре­ев из Егип­та, общал­ся глав­ным обра­зом не с физи­че­ски­ми попут­чи­ка­ми, но с духов­ны­ми сущностями.

Визи­о­нер­ство тако­го рода было чрез­вы­чай­но попу­ляр­но во всех сло­ях бри­тан­ско­го обще­ства, но, как ни стран­но, почти не име­ло вли­я­ния на жанр исто­рии о при­ви­де­ни­ях. В отли­чие от эзо­те­ри­ков, столь же вни­ма­тель­ных к при­зра­кам, чита­те­ли и сочи­ни­те­ли этих рас­ска­зов вовсе не пре­тен­до­ва­ли на заво­е­ва­ние новых сфер и миров. Напро­тив, при­ви­де­ния из рас­ска­зов были при­зва­ны огра­дить сфе­ру семей­ной, част­ной жиз­ни от втор­же­ния боль­шо­го, пуб­лич­но­го мира нау­ки и тех­ни­ки. Вопло­ще­ни­ем этой идеи одо­маш­нен­но­го при­зра­ка ста­нет опуб­ли­ко­ван­ное в 1887 году «Кен­тер­виль­ское при­ви­де­ние» Оска­ра Уайль­да — самая извест­ная паро­дия на вик­то­ри­ан­ские стра­шил­ки XIX века. Аме­ри­кан­ское семей­ство при­об­ре­та­ет замок с при­зра­ком, но вме­сто того, что­бы убо­ять­ся древ­не­го духа, зна­ко­мит его с бла­га­ми циви­ли­за­ции, а после помо­га­ет ему най­ти, нако­нец, покой.

Смот­ри­те также:
Самые извест­ные оте­ли с насто­я­щи­ми при­зра­ка­ми,
13 самых жут­ких исто­рий про женщин-привидений

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты