Топ-100

Экология Шредингера: проверяем, так ли страшен Омск, как его малюют

0

Омск — один из самых популярных персонажей страшилок об экологической обстановке в России. Многие из тех, кто заезжал туда, описывают безрадостную картину. Мол, куда ни глянь — трубы промышленных предприятий, грязь на дорогах, стихийные свалки мусора. Ко всему прочему, крупнейшая ТЭЦ города до сих пор работает на угле. А использование этого вида топлива, мягко говоря, не способствует снижению выбросов в атмосферу. 

Действительно ли Омск — такая экологическая дыра, мы проверили в рамках проекта «Во все легкие», который реализуем совместно с концерном Shell и Бизнес-школой СКОЛКОВО. Три популярных блогера были отправлены в путешествие по стране, чтобы выяснить, где на Руси дышать хорошо. Об их впечатлениях от Самары и Южно-Сахалинска мы уже докладывали, теперь перенесемся в Западную Сибирь. Как оказалось, Омск совсем не так плох.

Фотохудожнику Петру Ловыгину, путешественнику Сергею Анашкевичу и lifestyle-блогеру Сергею Сухову было поручено взять пробы воздуха и снега в трех подопытных городах и передать материалы в лабораторию. Результаты научных изысканий очень скоро будут в нашем распоряжении. А пока обрисуем образ Омска в общих чертах.

Подробнее о проекте

В годы Великой Отечественной войны сюда эвакуировали ряд крупных промышленных предприятий, из-за чего город превратился в индустриальный центр. С годами количество заводов выросло в геометрической прогрессии, а об установке разного рода фильтров беспокоились не слишком сильно. Так Омск оказался на самом дне рейтинга экологического развития российских городов. 

Однако в последние годы положение дел переменилось к лучшему, причем очень существенно. В результате масштабной модернизации многих производств город поднялся с 80-го места в верхнюю часть рейтинга. По данным Министерства природных ресурсов, в 2014 году Омск даже ворвался в десятку. «Экологическая ситуация сложная, но точно не ужасающая», — говорит популярный омский блогер Игорь Федоров.

В то же время сами омичи не согласны, что их малая родина может служить в этом вопросе образцом для подражания. Пока наши исследователи брали пробы воздуха, с ними заговорил местный житель и настойчиво попросил опубликовать реальные результаты тестов и как-то привлечь внимание к проблеме загрязнения воздуха, из-за которой многие его знакомые страдают от астмы. Более того, в ближайшую субботу в городе состоится митинг, на котором соберутся горожане, недовольные экологией Омска.

Кто прав — население или чиновники, рассудит независимая лаборатория, куда мы отправили пробы.

Какими бы ангелами ни оказались заводы, энергетику Омску точно надо реформировать. Согласно официальным сведениям, ТЭЦ‑5 (крупнейшая теплоэлектроцентраль России, работающая исключительно на угле) вместе со своей угольной коллегой под номером 4 ежегодно выплевывают в небо 95 тысяч тонн всякой гадости вроде золы, оксида азота и оксида серы. Для сравнения: другая местная электростанция и еще две крупные котельные, работающие на газу, выдают 2,8 тысячи тонн. Притом что их вклад в обеспечение города теплом составляет около 40 процентов.

Впрочем, надо еще разобраться, каким районам старорежимные электростанции вредят больше. Их дымовые трубы высоко возвышаются над горизонтом, и дым рассеивается далеко за территорией объектов. Поэтому, видимо, снег у бетонного забора ТЭЦ оказался совсем не таким грязным, как можно было бы ожидать.

Да и вообще Омск совсем не замарашка. Никакого засилья мусорных свалок и переполненных контейнеров блогеры не увидели. Улицы в меру опрятны, в центральном районе так и вовсе очень даже чисто. Да, черные от выхлопных газов сугробы изрядно портят впечатление. Но где в России в середине марта их нет?

Депрессивная цветовая гамма открылась взору разве что в частном секторе. Там много симпатичных деревянных домишек, но их проблема в том, что некоторые отапливаются угольными печами. И их хозяева сваливают накопившуюся золу в кучи на окраине проезжей части. Автомобили поднимают золу в воздух, после чего эта взвесь оседает на домах, тротуарах, дорогах.

Кстати, раз уж речь зашла об автомобилях. Есть мнение, что, помимо угольных ТЭЦ, экологию города гробит еще и хаос, царящий на дорогах. Возможно, даже в большей степени он. В то время как весь прогрессивный мир развивает систему общественного транспорта, возрождая в том числе репрессированные когда-то трамваи, Омск двигается в обратном направлении. 

Трамвайные линии здесь находятся в крайне печальном состоянии и поэтому не пользуются популярностью. Омичи в основном передвигаются на маршрутках. А маршрутки, ворующие пассажиров у городского транспорта, — одни из главных виновников образования пробок, в которых машины особенно тщательно коптят небо. Водители «газелей» гоняют как сумасшедшие, чтобы набрать побольше клиентов, тормозят где ни попадя, а автобусы тем временем едут пустыми.

Впрочем, изучение ситуации на дорогах напрямую не относится к задачам проекта «Во все легкие». Наша цель — проанализировать, насколько губительными для городского воздуха являются угольные ТЭЦ. В скором времени ждите подробный отчет на основании научных данных.

Вы можете помочь нам привлечь больше внимания к проблеме загрязнения городов, а заодно выиграть стильный лицензированный мерч от бренда Fer­rari: спортивные сумки, рюкзаки, бейсболки и так далее. До 2 апреля подпишитесь на группу Shell в Face­book и затегируйте в комментариях двух своих друзей. С помощью генератора случайных чисел мы выберем 20 комментариев, авторы которых вместе с отмеченными друзьями получат от нас набор эксклюзивной сувенирной продукции.

Принять участие

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты

Черно-белая уличная съемка от именитого мастера стрит-фотографии Алана Шаллера

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(1)
}
            

20 фото «до и после», глядя на которые вы захотите прибраться

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(2)
}
            

Оплата долга ребенком и карьера при дворе: как жилось кормилицам в разные эпохи

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(3)
}
            

12 продуктов, которые мы все это время ели неправильно

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(4)
}
            

Бабушка в кармане, или Гламурные японские яйца с необычным секретом

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(5)
}
            

Грудь на свободе: 13 звезд, которые не любят носить бюстгальтер

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(6)
}
            

Гипнотическая красота альбиносов в фотопроекте Юлии Тайц

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(7)
}
            

Как простая мексиканка Нестора Сальгадо объявила войну наркокартелям

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(8)
}
            

Как манипулировать массами: 10 эффективных способов

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(true)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(9)
}