Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни

0

Что такое «челноки» знают все, кто застал конец 80-х и шальные 90-е. Жители огромной страны, жившие десятилетиями в условиях тотального дефицита, хлынули через открывшиеся границы в большой и сияющий мир. Но граждан 1/6 суши не интересовала Эйфелева башня, пирамида Хеопса и Сиднейский оперный театр — они не могли себе позволить роскошь путешествовать для развлечения. Их интересовали товары широкого потребления, которые были на родине нарасхват.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №1 - BigPicture.ru

Когда говорят о «челноках», почти у всех перед глазами появляются решительные и усталые люди с огромными клетчатыми сумками, на фоне железнодорожного вагона или пыльного автобуса. Но мало кто задумывался над тем, что значительная часть товаров из таких стран, как Турция, Китай, Южная Корея и Вьетнам попадала к нам воздушным транспортом.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №2 - BigPicture.ru

Сегодня, когда в аэропортах багаж взвешивают с точностью до грамма и строго пресекают любые излишества и вольности, трудно себе представить, что «челноки» возили вещи из-за рубежа авиалайнерами и имели с этого бизнеса отличный доход. Настоящей торговой Меккой стала Турция, первой начавшая выдавать нашим гражданам визы по прибытии всего за 15 долларов.

В Турции, как и в любой другой капиталистической стране, было все, но при этом очень недорого. Пусть турецкие товары уступали по качеству немецким и итальянским, зато их можно было выгодно купить, а затем без хлопот продать землякам. Товар из Стамбула продавался с сумасшедшей наценкой, но при этом все равно был доступен для небогатой постсоветской публики.

Джинсы, свитера, сигареты, алкоголь, детские игрушки, парфюмерия, бытовая химия и, конечно же, классика — кожаные куртки, закупались на рынках турецкой столицы с русским размахом. Все это свозилось в аэропорты и грузилось в многострадальные советские авиалайнеры, зафрахтованные под челночные чартеры.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №3 - BigPicture.ru

Багажные отсеки самолетов забивались до отказа, но этого было недостаточно. Вещи затаскивали в салон и рассовывали везде, где только было можно. Они были на багажных полках, под креслами, в проходах и даже в служебных отсеках и кухнях. Говорят, что в больших лайнерах, где было два санузла, без проблем жертвовали одним, чтобы не терять драгоценного полезного объема.

Авиаперевозчики быстро сориентировались в обстановке и включились в выгодную, но рискованную игру. Из лайнеров Ил-86 выбрасывали половину кресел и в освободившемся пространстве размещали тюки и баулы. Сами предприниматели были людьми неприхотливыми — кому не достались кресла, располагались прямо на сумках со своими сокровищами. Да что там говорить — многие готовы были лететь стоя, чтобы больше привезти.

Почти каждый рейс заканчивался скандалом на тему: «где моя синяя в клетку сумка». Все сумки были в клетку, все набиты до отказа и каждая вторая были синей. Но недовольных не было, даже пропавший без вести в багажных терминалах Шереметьево тюк с турецкими трусами не делал такой рейс убыточным.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №4 - BigPicture.ru

Обычный «турецкий» рейс образца 1992 года

В погоне за длинным рублем, а точнее, уже долларом, авиакомпании забывали о РЛЭ (Руководстве по летной эксплуатации). Удивительно, но всем крупно везло — огромный перегруз приводил лишь к погнувшимся при посадке стойками шасси, которые потом в три смены с матами выравнивали работники Воронежского авиазавода.

Сложно сказать, в чем таился секрет таких экстремальных перелетов. Возможно, что все дело было в том, что советский летный парк еще не был изношен и разворован и наши лайнеры, не самые комфортабельные и быстрые, но самые надежные, держали свою марку.

Хотя, говорят, что известная катастрофа Ан-24, произошедшая в 1997 году под Черкесском, произошла неспроста. Тогда самолет, делавший очередную «ходку» по маршруту Ставрополь — Трабзон, просто развалился на части на высоте 6 000 метров. Тогда погибли все 50 человек, находившихся на борту.

Фотография: Небесные челноки, или Почему в 90-х турецкие вещи доставались с риском для жизни №5 - BigPicture.ru

Обломки Ан-24 под Черкесском

Расследование авиакатастрофы показало, что в хвостовой части фюзеляжа было 7 крупных трещин, длиной от 1 до 3,3 сантиметра. Но заинтересованных в таких рейсах было слишком много и все списали на ненадлежащее обслуживание лайнера, который до этого полтора года эксплуатировался в Африке. Ни слова о перегрузах — ставки были слишком высоки.

Смотрите также:
Как боролись с нечистыми на руку торговцами в старые времена,
Торговля в 90-е — кто-то вспомнит, кому-то не понять,
История московской очереди в фотографиях

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Детектив по-древнеримски, или Как император Тиберий раскрыл преступление

Детектив по-древнеримски, или Как император Тиберий раскрыл преступление

Style not size, или Как девушки разных размеров выглядят в одинаковой одежде

Style not size, или Как девушки разных размеров выглядят в одинаковой одежде

33 фотографии про «прекрасное советское прошлое»

33 фотографии про «прекрасное советское прошлое»

Новые посты

Как правильно хранить крупы, чтобы они долго не портились

Как правильно хранить крупы, чтобы они долго не портились

Как боролись с нечистыми на руку торговцами в старые времена

Как боролись с нечистыми на руку торговцами в старые времена

22 фото действительно гигантских вещей, которые могут вызвать приступ мегалофобии

22 фото действительно гигантских вещей, которые могут вызвать приступ мегалофобии

14 потрясающих фуникулеров со всего мира

14 потрясающих фуникулеров со всего мира

Архитектура разных стран мира

Архитектура разных стран мира

Познакомьтесь с редкими морскими волками, которые живут возле океана и плавают в нем часами

Познакомьтесь с редкими морскими волками, которые живут возле океана и плавают в нем часами

Удивительная дорога, дважды в сутки уходящая под воду

Удивительная дорога, дважды в сутки уходящая под воду

20 исторических фактов о злополучных романах и интрижках королей

20 исторических фактов о злополучных романах и интрижках королей

Коллекция насекомых Клаудии Шиффер и еще 14 тайных хобби знаменитостей

Коллекция насекомых Клаудии Шиффер и еще 14 тайных хобби знаменитостей

20 невероятных картин, написанных обычной шариковой ручкой

20 невероятных картин, написанных обычной шариковой ручкой

Золотой век удовольствия и наслаждения: история разврата бель эпок

Золотой век удовольствия и наслаждения: история разврата бель эпок

10 причин, почему «запойный» просмотр сериалов нас медленно убивает

10 причин, почему «запойный» просмотр сериалов нас медленно убивает