Музей вертолетов в Торжке
Музей вертолетов 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, расположенного в г. Торжке Тверской области, был создан в начале 1990-х годов. Несмотря на то, что несколько лет назад музей был официально зачислен в список музеев Тверской области, попасть в него все так же нелегко по причине нахождения музея на территории действующего военного аэродрома…
В музее собраны образцы всех винтокрылых машин, когда-либо осваивавшихся в 344-ом Центре. А учитывая особый статус этой воинской части (344-й Центр БП и ПЛС занимается подготовкой высокопрофессиональных экипажей вертолётов), можно с уверенностью утверждать, что это почти весь парк военных и морских вертолётов, выпускавшихся в СССР.
1) Экспозицию музея открывает вертолет Ми-1 (Hare - по классификации НАТО). Это советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ Миля в конце 1940-х годов. Первоначально обозначался как ГМ-1 (Геликоптер Миля 1). Первый полет совершил в 1948 году и стал первым советским серийным вертолётом.
2) Кроме базовой версии, рассчитанной на пилота и 3 пассажиров, выпускались и другие версии и модификации - санитарные с боковыми съемными гондолами, почтовые с подвесными контейнерами, перегоночные с дополнительными топливными баками, сельскохозяйственные для опрыскивания и опыления, с поплавками, учебно-тренировочные и другие.
3) Одним из таких вертолётов, сделанным в варианте люкс, пользовался президент Финляндии. Два дополнительно оснащенных Ми-1Т использовались в Арктике для базирования на ледоколах.
4) Боевые Ми-1 начали создавать с 1958 года на базе модификации Ми-1МУ. По бокам машины закрепили 2 кассеты с 12 реактивными снарядами. Некоторые модификации оснащались пулеметами, 100-кг бомбами, противотанковыми ракетами Фаланга и Малютка. Также предлагался вариант установки крупнокалиберных авиапулеметов в боковых подвесных контейнерах. Была попытка использовать Ми-1 как противолодочный вертолет, но его силовой установки оказалось недостаточно для перевозки поискового и бомбового оборудования.
5) Армейские вертолеты Ми-1В активно применялись в Китае в полицейских операциях. Египет и Сирия применяли Ми-1 в конфликте с Израилем. Вертолет также использовался в гражданской войне в Северном Йемене, в Ираке для подавления курдских мятежей, на Кубе для ликвидации отрядов вооруженной оппозиции. Сегодня эту машину можно встретить редко только в качестве экспоната музея или памятника.
6) Экипаж - 1 человек + 3 пассажира. Крейсерская скорость - 145 км/ч. Радиус действия - 360 км. Потолок - 1220 м.
7) Ми-2 (Hoplite - по классификации НАТО) - советский многоцелевой вертолёт, применяющийся в армейской и гражданской авиации с 1960-х годов. Даже в настоящее время Ми-2 активно принимает участие в тендерах, соревнуясь с новыми вертолетами. Это простая в эксплуатации, неприхоливая и надежная машина, которая для многих вертолетчиков была первой, учебной. Считается, что если ты умеешь управлять Ми-2, значит сможешь поднять в воздух любой вертолет. Его экипаж - 1 человек + 10 пассажиров. Скорость - 194 км/ч. Дальность полета - 580 км. Потолок - 4000 м.
8) Ми-4 (Hound - по классификации НАТО) - еще один советский многоцелевой вертолет. Широко использовался для гражданских перевозок, в народном хозяйстве и в вооруженных силах вплоть до появления Ми-8.
9) Экипаж Ми-4 состоял из 3 человек. Ми-4 перевозил до 16 пассажиров, автомобиль или артиллерийское орудие, мог оснащаться поплавками.
10) Крейсерская скорость - 140 км/ч. Дальность полета - 465 км. Потолок - 1200 м.
11) Ми-8 (Hip - по классификации НАТО) - многоцелевой вертолет, разработанный в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире, а также входит в список самых массовых вертолетов в истории авиации. Широко используется по настоящий момент для выполнения множества гражданских и военных задач.
12) История Ми-8 насчитывает огромное множество модификаций и модернизаций. Это и различные варианты пассажирских вертолетов, транспортные, сельскохозяйственные, противотанковые, минные заградители, с приборами ночного видения, летающая мастерская, заправщик-танкер, буксировщик трала, морской спасательный, штабной, командный пункт, артиллерийский корректировщик, вертолет теленаблюдения, радио-химический разведчик, воздушный госпиталь, вертолет радио-электронного противодействия, постановщик помех, транспортно-штурмовой и т.д.
13) Ми-24 (Hind - по классификации НАТО) представлен в музее 3 машинами. Это советский транспортно-боевой вертолет, выпуск которого начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался во многих вооруженных конфликтах и войнах. Его неофициальное название - Крокодил.
14) Ми-24 первых модификаций (Ми-24А) имел прямоугольное остекление. Места пилота и радиста-стрелка располагались рядом, не тандемом.
15) В носу Ми-24А устанавливалась подвижная пулеметная установка НУВ-1 с пулеметом А-12.7 (боекомплект - 900 патронов). На пилонах - блоки неуправляемых реактивных снарядов и 4 противотанковые ракеты Фаланга-М.
16) Таких машин было построено около 250 штук.
17) Ми-24В (экспортный вариант - Ми-35) - самая массовая модификация вертолета. Кабины были расположены уже тандемом, изолированы.
18) Вместо низкоскорострельного А-12.7 был установлен четырехствольный пулемет Якушева-Борзова, появилось новое ракетно-бомбовое вооружение, новые системы наведения и двигатели.
19) Как и Ми-8 вертолет Ми-24 за историю своей эксплуатации успел поучаствовать в большом количестве вооруженных конфликтов во многих уголках планеты.
20) Кроме основной функции боевого транспортного вертолета, также были варианты: минный тральщик, противотанковый, разведывательно-корректировочный, морской (проект), ночной, милицейский патрульно-спасательный, разведчик, высотный и другие.
21) Экипаж Ми-24 - 3 человека + 8 десантников.
22) Ми-10 (Harke - по классификации НАТО) - военный транспортный вертолет летающий кран, созданный на базе Ми-6. Его гражданская модификация, для выполнения строительно-монтажных работ - Ми-10К.
23) Экипаж машины составлял 5 человек. Основной задачей при проектировании была возможность переносить крылатые и баллистические ракеты. Грузы можно было перевозить на внешней платформе либо с помощью гидрозахватов.
24) Ввиду того, что эти вертолеты были выпущены ограниченным тиражом, уведеть их вживую даже в музеях - большая редкость.
25) Ми-18 - одна из экспериментальных модификаций вертолета Ми-8. Отличается удлиненным фюзеляжем (техническим заданием требовалась большая вместимость), убраны боковые топливные баки, усилена жесткость и прочность фюзеляжа.
26) Так как скорость Ми-18 предполагалось увеличить до 270 км/ч, стала выгодной установка убираемого шасси. Рулевой винт перенесли с правой стороны на левую, установили экранно-выхлопные устройства подавления ИК-излучения двигателей. Количество боковых дверей увеличили до двух.
27) В связи с рядом различных факторов советские ВВС отказались финансировать дальнейшую раработку Ми-18, решив обойтись уже имеющимся парком Ми-8.
28) Два образца Ми-18 остались в качестве наглядных пособий в учебных центрах (один как раз здесь, в Торжке). Отработанные на Ми-18 новые элементы конструкции и оборудования были впоследствии внедрены на других серийных Ми-8.
29) Третья машина типа Ми-24 в музее 344-го ЦБП и ПЛС - уникальная. В 1992 году женский экипаж (летчик - Г.Расторгуева, штурман - Л.Полянская) на специально подготовленном Ми-24В осуществили перелет Торжок - Майами (США), приуроченный к 500-летию открытия Америки и 50-летию ленд-лиза.
30) После этого грандиозного перелета машина была передана в музей.
31) Ми-6 (Hook - по классификации НАТО) - тяжелый военный транспортный вертолет. строился он с 1964 года крупной серией как в военном, так и в гражданском вариантах.
32) Экипаж вертолета составляли 5 человек. Скорость - 300 км/ч. Полезная нагрузка - 12 тонн.
33) Одной из любопытных модификация Ми-6 является пожарный вариант Ми-6ПЖ.
34) Его можно увидеть в музее ВВС в Монино.
35) Ка-25 (Hormone - по классификации НАТО) - советский противолодочный вертолет корабельного базирования. Является первым отечественным вертолетом изначально проектировавшимся под боевое применение и ставший первым противолодочным и первым изначально боевым вертолетом СССР. На его основе создано большое количество модификаций.
36) Экипаж машины составлял 2 человека. Вертолет мог брать на борт 12 пассажиров. Крейсерская скорость - 185 км/ч.
Источник: 4044415
А вы знали, что у нас есть Telegram ?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!