Крушение «Принцессы Алисы»: катастрофа на Темзе, унесшая 650 жизней
Крупные морские катастрофы, унесшие сотни человеческих жизней, всем хорошо известны. О них пишут книги и снимают фильмы. Про кораблекрушения на реках известно гораздо меньше, хотя среди них были не менее смертоносные. 3 сентября 1878 года на Темзе затонул пассажирский пароход «Принцесса Алиса». Эта катастрофа унесла жизни 650 человек и стала самой крупной в истории британского речного флота.
Пароход «Принцесса Алиса» в теплое время года совершал однодневные прогулочные рейсы из Лондона к морскому побережью и обратно. В тот трагический день стояла прекрасная погода и рано утром судно с 700 пассажирами на борту отправилось по своему обычному маршруту. Большую часть отдыхающих составляли семьи с детьми из средних слоев общества. Билет стоил всего 2 шиллинга, то есть примерно 800 современных российских рублей.
Пассажиры прибыли в конечную точку путешествия, в графство Кент. Там туристов ожидали местные достопримечательности: пещеры парка Рошервилль, набережная города Ширнесс и виды морского курорта Грейвзенд. Вечером, когда «Принцесса Алиса» отправилась в обратный путь, многие чувствовали усталость и спустились в свои каюты или расположились в салоне парохода.
Подробности катастрофы, произошедшей вечером 3 сентября 1878 года, стали известны благодаря судовому повару Альфреду Мерримену. Это был 30-летний мужчина, отец 4 детей. Он долгое время искал работу и попал на «Принцессу Алису» перед тем самым роковым рейсом. Работа на кухне парохода сулила хороший заработок, который был как воздух необходим многодетному отцу. Мерримену повезло дважды — он стал одним из немногих, кому удалось уцелеть.
Трагедия произошла в 8 часов вечера, когда пароход подходил к причалу Северный Вулидж, в восточной части Лондона. Альфред Мерримен закончил свою работу и стоял в дверях салона, любуясь вечерними видами столицы. Позднее он вспоминал, что к нему подошел кто-то из команды, и спросил, как прошел его первый рабочий день. «Превосходно», — ответил Альфред и в этот момент пароход потряс чудовищный удар.
Столкновение
В правый борт «Принцессы Алисы» на полном ходу врезался 890-тонный углевоз «Замок Байвелл». Грузовое судно было втрое тяжелее парохода и буквально разрезало его пополам. На борту поднялась паника — женщины и дети страшно кричали и пытались подняться наверх, на капитанский мостик.
Стенограмма свидетельских показаний повара зафиксировала его короткую беседу с капитаном парохода:
В этот момент «Принцесса Алиса» окончательно развалилась на две части и сразу пошла ко дну. В Национальном морском музее Британии есть макет, показывающий крушение парохода. Нос и корма судна поднялись вверх, а посередине образовался провал, в который хлынула вода. Получилась воронка, которая со страшной силой затягивала под воду всех, кто был на палубе.
Мерримена, как и остальных людей на палубе потащило под воду. Но хуже всех было тем, кто находился в каютах и салоне — у них не было ни единого шанса на спасение. Все осложнялось тем, что рядом оказались канализационные трубы, сбрасывавшие в Темзу нечистоты. Вода в месте крушения была невероятно грязная и кругом стоял отвратительный смрад.
Это сильно осложняло работу тем, кто пытался помочь тонущим. С берега к месту крушения отплыли лодочники, а с «Замка Байвелл» матросы бросали в воду спасательные круги, доски и даже клетки для кур. В ход шло все, за что могли бы зацепиться тонущие. Но люди все равно тонули. Тех, кому посчастливилось не попасть в водоворот, утаскивали на дно тяжелые викторианские платья.
Спасение повара Мерримена
Повару Мерримену удалось всплыть и ухватиться за деревянный обломок. Но его примеру тут же последовали еще 20 человек, и спасительная доска скрылась под водой. Альфред умел плавать, что в то время было редкостью, и ловкий повар направился к борту углевоза. Там он увидел веревку, за которую вместе с ним вцепились еще трое счастливцев. Их всех матросы вытащили на палубу «Замка Байвелл».
Другие выжившие рассказывали потом ужасные вещи. По их словам, все были во власти инстинкта выживания и на пути к спасению топили других. 20-летний клерк Клод Гамильтон Уиль рассказывал следователям:
Альфреда Мерримена и других спасенных высадили на причале Восточного Вулиджа. Повар рассказал, что не все, кто оказался на берегу, выжили. На его руках умер восьмилетний мальчик, наглотавшийся воды. Всего достали живыми из воды 130 человек. Но некоторые из них вскоре умерли в больницах из-за отравления лондонскими стоками.
Последствия речного кораблекрушения были ужасными. В один момент дети осиротели, родители потеряли детей, а некоторые семьи утонули в полном составе. Тела погибших еще несколько дней вылавливали по течению Темзы. Лодки сновали по реке и люди в них вытягивали крючьями утопленников. За каждого утопленника городские власти платили вознаграждение — 5 шиллингов и среди лодочников вспыхивали драки за трупы. Лондонский морг не мог вместить все тела. Поэтому вдоль Темзы наспех построили временные покойницкие.
Расследование трагедии
Когда первое потрясение прошло, лондонцы стали требовать расследования. Горожане хотели знать, кто виноват в ужасной трагедии. По Лондону ходило множество слухов. В огромном количестве жертв винили токсичные канализационные воды, перегруз «Принцессы Алисы» и пьянство капитана «Замка Байвелл».
Расследование началось на следующий день. Результатов оно не принесло. Следователи только наблюдали, как из воды извлекают все новые и новые тела и слушали проклятия родственников погибших. Вскоре выяснилось, что учет пассажиров на пароходе не велся, поэтому невозможно даже точно установить количество жертв.
Два месяца 19 судей проводили одно заседание за другим, выслушивая показания выживших и родных погибших. Рукописные материалы дела заняли более 5 тыс. страниц. 13 ноября 1878 года разъяренные горожане заперли судей в комнате для совещаний. Они объявили, что те не выйдут оттуда, пока не вынесут вердикт.
Последствия катастрофы на Темзе
Судьям пришлось подвести итоги своей работы. Посовещавшись, они объявили, что «Замок Байвелл» должен был своевременно дать задний ход, а «Принцесса Алиса» остановить машину. Также они признали, что столкновение произошло потому, что действующие на речном флоте навигационные правила недостаточно жесткие.
Следствие определило, что пароход «Принцесса Алиса» был в отличном техническом состоянии. А вот экипаж судна был недоукомплектованным и пассажиров больше чем положено. Также установили, что на пароходе было недостаточно спасательных средств.
Суд завершился, но обсуждение речной катастрофы длилось долгие годы. Результатом стали многочисленные нововведения и строгие правила. Во всем мире стали нормой аварийные огни на речных и морских судах. На Темзе построили Альберт-док, позволивший разделить пассажирские и грузовые суда на отдельные потоки. Также было продолжено финансирование модернизации городской канализации, которую начали еще в 1858 году.
Виновных в столкновении так и не определили, как и не нашли причины, повлекшие трагедию. Сегодня о крупнейшем кораблекрушении на Темзе напоминает только неприметная информационная табличка на безлюдном берегу. На кладбище в Вулидже можно увидеть мемориал жертвам, созданный на пожертвования 23 тыс. человек.
Смотрите также — Непотопляемая Вайолетт Джессоп, пережившая три крупнейших кораблекрушения XX века
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!