«Д’Артаньян должен уметь все»: забавные курьезы с Михаилом Боярским на съемках

0

Михаил Боярский — актер, который никогда не искал легких путей. На съемочной площадке он прославился не только профессионализмом и харизмой, но и отчаянным, порой безрассудным поведением. Курьезные и опасные ситуации преследовали его от фильма к фильму, иногда заканчиваясь травмами, иногда — лишь анекдотами для съемочной группы. Но именно такой подход к работе сделал его героев живыми и убедительными на экране.

Михаил Боярский на съемках исторических фильмов

Шпага в сантиметре от мозга

На съемках культового фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» с Боярским постоянно происходили истории, которые могли закончиться трагедией. Во время одной из батальных сцен, когда снимали поединок на шпагах, актера случайно ранили в нёбо. Удар был настолько сильным, что клинок пробил мягкие ткани.

Михаил Боярский в роли Д'Артаньяна со шпагой

Рентген показал пугающую картину — рана была всего в сантиметре от головного мозга. К счастью, серьезных последствий удалось избежать. Но актер не стал отсиживаться на больничном. С незажившим нёбом он вскоре давал бесплатный двухчасовой концерт во Дворце моряков в Одессе, чтобы съемочную группу пустили туда на съемки. Такова была цена за локацию.

«А Д’Артаньян всех времен и народов? Так бы вы его и видели! Боярский же чуть не погиб! Когда делали через десятки лет „Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини», у нас был целый год на то, чтобы актеры научились фехтовать. Но на первом фильме — ни сном ни духом! Нет, Миша-то блистательно фехтовал, а вот тот, кто бежал ему навстречу, совсем наоборот. В азарте он размахался шпагой и… проткнул Боярскому нёбо: два сантиметра до мозга оставалось!»

Режиссер фильма Георгий Юнгвальд-Хилькевич

Настоящие пощечины от Маргариты Тереховой

Во время съемок фильма «Собака на сене» Михаилу Боярскому довелось испытать на себе принципиальность партнерши. Маргарита Терехова в одной из сцен должна была давать ему пощечины. Актриса заранее предупредила Боярского, что пощечины будут настоящими — её учили, что в кадре всё должно быть правдой.

Михаил Боярский и Маргарита Терехова в фильме Собака на сене 1977

Кадр из фильма «Собака на сене», 1977 год

Пока Терехова не услышала команду «стоп», она продолжала с силой бить партнера по лицу. Удары были настолько мощными, что у Боярского пошла кровь носом и выступили слезы на глазах. «Я себя чувствовал как побитая собака», — признавался актер позже.

Михаил Боярский в костюме мушкетера с широкополой шляпой

Михаил Боярский в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», 1978 год

Прыжок с пятого этажа ради пятидесяти рублей

По правилам киносъемок все опасные трюки должны были выполнять профессиональные каскадеры. Актерам разрешали участвовать в рискованных эпизодах только после специальной подготовки. Но Михаил Боярский считал по-другому — его герой не стал бы прятаться за спину каскадера.

Михаил Боярский выполняет каскадерский трюк на съемках

Многие трюки на съемках актер выполнял самостоятельно

К тому же за каждый трюк платили 50 рублей — приличные по тем временам деньги. Когда по сценарию Д’Артаньян должен был спрыгнуть с деревянной балюстрады на высоте пятого этажа в стог сена, Боярский вызвался сделать это сам.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский отмечают начало съемок

Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский пьют за первый съемочный день

«Смотрю наверх, а Боярский стоит на антресоли бледный. Думаю: не прыгнет. А он разбежался и… Я только успел скомандовать: „Камеры. Мотор!» И… бабах! Боярский уже внизу. Провалился в сено. На площадке воцарилась тишина. Все замерли. Наконец показалась его голова.

Спрашиваю:

— Миша, ты как? Ноги? Руки? Целые?

Он:

— Все в порядке. А сколько за трюк платят?

У всех — гора с плеч, отвернулись, разговариваем. Вдруг слышу за спиной: ба-бах! Поворачиваюсь, а это, оказывается, Боярский прыгнул второй раз. Без камер, без всего, просто так.

— Миша, ты что? С ума сошел?

А он мне:

— Первый раз ничего не понял. Я должен был это почувствовать.

Говорил, что хотел заработать друзьям на ресторан. Но на самом деле себя на прочность пробовал…»

Георгий Юнгвальд-Хилькевич

Сам актер объяснял свой поступок просто и честно:

«Я раз прыгнул. А потом думаю: 50 рублей — чего-то маловато, не хватит на всех. Прыгнул еще раз. А оказывается, все остальное бесплатно, потому что в день за трюк платят только 50 рублей. И не больше. На следующий день я снова прыгнул… Я хотел доказать, что я не хуже. Я считал, что Д’Артаньян должен уметь все».

Ледяная вода вместо кипятка

По сюжету фильма «Пеппи Длинныйчулок», где Боярский играл отца главной героини, ему и Льву Дурову нужно было броситься в море, чтобы спасти Пеппи от гибели. Но съемки проходили поздней осенью, когда вода в Балтийском море едва ли подходила для купания.

Михаил Боярский в образе капитана Эфроима Длинныйчулок

Кадр из фильма «Пеппи Длинныйчулок», 1984 год

Подготовка к сцене затянулась. Актеры, стоя на берегу в легких костюмах, продрогли до костей. Но когда наконец прозвучала команда, они бросились в ледяную воду.

Михаил Боярский в роли отца Пеппи на корабле 1984 год

Михаил Боярский в фильме «Пеппи Длинныйчулок», 1984 год
«Ощущение — как будто кипяток обжигает: настолько вода была холодной. Еле догребли до Пеппи — и мигом обратно. На берегу режиссер Маргарита Микаелян встретила нас оглушительным криком: мол, мы убили ей картину — плыли неестественно, спасали некрасиво! Да как объяснишь, что в такую холодрыгу по-другому и быть не могло! После этой сцены всем принесли водки. Но мне досталось, только чтобы сверху ею натереться».

Михаил Боярский

Веселье на съемочной площадке

Съемки исторических фильмов с Михаилом Боярским запомнились не только профессионализмом, но и атмосферой. Несколько раз работу приходилось отменять из-за того, что актеры позволяли себе выпить лишнего. Постановщик трюковых сцен Николай Ващилин, который нес уголовную ответственность за безопасность людей на площадке, вспоминал характерный случай.

Михаил Боярский в роли Д'Артаньяна крупным планом

Михаил Боярский в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», 1978 год
«Съемку трюковых сцен без моей подписи в журнале не начинали. Картину мы снимали три месяца. Первый месяц „мушкетеры» у меня ходили строем: репетиция утром, вечером… Но где-то через месяц артисты заметно расслабились. Что вполне объяснимо: когда треть картины снята, никто не будет менять исполнителей.

Помню, утром предстояло снимать сложнейшую сцену „засада Арамиса», надо скакать, а они все пьяные! И я понимаю, что все может закончиться печально. И отказался ставить подпись в журнале: не буду брать на себя ответственность! Съемку отменили, Георгий Эмильевич на артистов спустил собак, на меня рассердился. Так „мушкетеры» меня тихо возненавидели. Хотя после завершения трюковых съемок в Одессе расстались хорошо: они мне теплые слова говорили, пожелания на фото написали, мы выпили шампанского, и я уехал».

Михаил Боярский в форме гардемарина с эполетами

Михаил Боярский в фильме «Гардемарины, вперед!», 1987 год

На съемках фильма «Узник замка Иф» актеры тоже не отказывали себе в удовольствии. Особенно запомнились Боярскому съемки в Таллине, которые проходили вблизи пивзавода.

Михаил Боярский в роли узника замка Иф

Кадр из фильма «Узник замка Иф», 1988 год
«Еще мы снимались в Одессе и Таллине, который я особенно запомнил потому, что съемки проходили вблизи одного из пивзаводов. На этом заводе мы выпили, наверное, годовой запас продукции… Лучше всего у нас получалась „импровизация», когда дело доходило до того, чтобы сгонять за бутылкой. Даже курьезы бывали. Например, Гия объявлял десятиминутный перерыв между съемками, десять минут проходили, а снимать уже было некого — все „импровизировали»! Сначала Юнгвальд злился, а потом садился рядом с нами и выпивал».

Папарацци и ботфорты в сорокаградусную жару

На съемках фильма «Возвращение мушкетеров» в Одессе стояла невыносимая сорокаградусная жара. Актерам в тяжелых камзолах и париках приходилось особенно тяжело. В свободные минуты между дублями они сбрасывали верхнюю одежду и бежали к морю охладиться.

Михаил Боярский в роли Д'Артаньяна в продолжении фильма 2009 год

Кадр из фильма «Возвращение мушкетеров», 2009 год

В один из таких моментов Боярского в трусах и ботфортах заснял папарацци. Заметив фотографа, актер не растерялся и бросился за ним с криками: «Мужчина ты, в конце концов, или нет?» Эта погоня стала очередным курьезом на съемках.

Истории с Михаилом Боярским на съемках — это не просто анекдоты о чудаковатом актере. Это рассказ о человеке, который жил ролью, не делая различий между экраном и реальностью. Его Д’Артаньян прыгал с пятого этажа, потому что сам Боярский был готов на это ради убедительности. А какие актеры советского кино запомнились вам своей самоотверженностью на съемках?

Смотрите также: Как Юрий Никулин и пес Дейк подружились на съемках фильма «Ко мне, Мухтар!»

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Последнее приключение Эндрю МакОли: как австралийский альпинист бросил вызов морю и проиграл

Последнее приключение Эндрю МакОли: как австралийский альпинист бросил вызов морю и проиграл

Романтика советского неона

Романтика советского неона

История Тонды Дикерсон, или Как выигрыш в лотерею превратил жизнь официантки в триллер

История Тонды Дикерсон, или Как выигрыш в лотерею превратил жизнь официантки в триллер

Новые посты

10 известных картин, сцены на которых схожи со звездными историями сексуальных домогательств

10 известных картин, сцены на которых схожи со звездными историями сексуальных домогательств

Тем временем в Китае… 10 забавных фото

Тем временем в Китае… 10 забавных фото

Как сделать елочные игрушки своими руками

Как сделать елочные игрушки своими руками

Ретрофото из серии «Что за хрень?!»

Ретрофото из серии «Что за хрень?!»

10 советов по уходу за кожей в холодный сезон

10 советов по уходу за кожей в холодный сезон

«Прекрасная шоколадница» — загадка знаменитой картины Лиотара

«Прекрасная шоколадница» — загадка знаменитой картины Лиотара

Как проходила жизнь рабочего в СССР 50-х

Как проходила жизнь рабочего в СССР 50-х

Даниэль Феррари: женские истории, рассказанные в одном кадре

Даниэль Феррари: женские истории, рассказанные в одном кадре

10 фактов, знание которых однажды может спасти вам жизнь

10 фактов, знание которых однажды может спасти вам жизнь

Кони дестриэ: какими качествами обладали лошади средневековых рыцарей

Кони дестриэ: какими качествами обладали лошади средневековых рыцарей

Потрясающие фотографии Нью-Йорка 1980-х годов

Потрясающие фотографии Нью-Йорка 1980-х годов

Фото, от которых невозможно отвести взгляд: 22 примера странного и смешного

Фото, от которых невозможно отвести взгляд: 22 примера странного и смешного