9 дней без мамы: История маленького Джона
Не раз и не два мне приходилось сталкиваться с мнением, что маленькие дети совсем несмышленыши и мало что соображают. И что психологи, мол, придумывают всякую ерунду по поводу детских психотравм и их влияния на дальнейшую жизнь.
А в последнее время появилось уж совсем дикое — некоторые всерьез считают, что ребенка можно отнять у матери на пару месяцев, если она плохо себя ведет или мало зарабатывает, погрозить пальчиком и не отдавать, пока она не исправится. А когда исправится — отдать (или вообще не отдавать, а то ишь, распоясались, пусть боятся!).
Вот тем, кто думает, что он такой умный, и особенно тем, кто считает, что вместо того, чтобы помогать семье, лучше просто временно помещать ребенка в учреждение, очень рекомендуется познакомиться с исследованиями привязанности Д. Боулби. А также с трудами М. Эйнсуорт.
И обязательно посмотреть фильмы Робертсонов. Это — документальные фильмы, снятые в режиме реального времени, с реальными детьми, в реальных условиях. Робертсоны изучали в том числе и особенности переживания ребенком горя от расставания с матерью. Удалось найти только один из этих фильмов — «Джон». Просим прощения за плохое качество картинок.
Итак, веселому и славному малышу Джону 18 месяцев. У него чудесная мама, она очень любит Джона, у них теплые отношения, и Джон отлично проводит время рядом с ней.
Малышу еще никогда не приходилось оставаться без матери. Но совсем скоро мать Джона должна родить ребенка, и Джону придется на несколько дней отправиться в Дом малютки. Мальчика родители отвезли туда ночью, когда у матери начались схватки. Он плакал, когда они уходили, но через полчаса уснул, укрытый своим любимым домашним одеялком.
В Доме малютки Джону предстоит провести девять дней. Все эти девять дней Джойс Робертсон и видеооператор наблюдали за тем, что происходило с мальчиком.
Утром Джон оказывается в новой для него обстановке, среди других детей.
Эти дети примерно его возраста, но они провели в этом Доме малютки большую часть своей жизни и уже знают, как защитить себя и как получить то, что они хотят. Малыши находятся в ситуации, где ухаживающие за ними сестры все время меняются. Им приходится постоянно быть в общей, достаточно шумной группе. И это совсем не похоже на то, что было у Джона дома. Джон хорошо играет с игрушками, но большую часть времени он проводит один, оглядываясь и наблюдая за другими детьми. Он предпочитает быть поближе к сестре Мэри. Но она занята другими детьми. Малыш приносит ей большого плюшевого медведя, чтобы привлечь к себе ее внимание.
В течение дня мальчик все время посматривает на дверь, много раз пытается ее открыть, а затем машет рукой «Пока-пока!».
Во время обеда Джон хорошо ест, но заметно переживает из-за звуков борьбы, которая разворачивается вокруг него: он несколько раз закрывает глаза и прикрывает уши руками.
Во время отхода к дневному сну Джон легко общается с сестрой. Он расстраивается, когда она уходит. После сна приходит отец Джона.
Мальчик начинает улыбаться ему только через несколько минут.
Когда приходит время, малыш позволяет отцу уйти, не протестуя, и быстро возвращается к своим делам. Вскоре к Джону подходит девочка и отнимает его игрушку. Мальчик из семьи никогда не имел дела с агрессивными детьми. Он растерян и не знает, что ему делать, чтобы вернуть свою игрушку. Он несколько раз подходит к двери и стучит в нее ладошками. Сестра Кристен, чтобы успокоить Джона, берет его к себе на колени, и он наслаждается игрой с ней.
Но вечером в ванной его купает уже другая сестра. Это — четвертая сестра, которая ухаживает за Джоном в первый день его пребывания. В течение этого дня Джон еще не проявляет признаков стресса. Он с удовольствием общается с каждой сестрой, а перед сном весело играет в прятки, укрываясь своим одеяльцем.
День второй
Джон часто стоит в стороне один или тихо сидит рядом с сестрой. Он ждет, когда она сможет поиграть с ним. Но сестры уделяют внимание более требовательным детям, таким как Мартин, а тихие дети остаются предоставленными сами себе.
Мартин находится в Доме малютки уже целый год. Он уже хорошо знает, как вести себя, чтобы получить то, что ему нужно. Джону очень хочется внимания сестры Мэри, но он снова и снова остается незамеченным. Тогда Джон идет в угол, где сидит Джойс Робертсон, и пытается привлечь ее внимание. Обычно Джойс занимается с детьми, но в этом исследовании она может играть только роль наблюдателя. И она делает вид, что не замечает попыток Джона.
Приходит отец. И снова необходимо время, чтобы Джон смог ему ответить.
На этот раз, когда отец уходит, Джон пытается последовать за ним. Он громко кричит и протестует в ответ на попытки сестры Мэри увести его от двери. Это сильно контрастирует с его тихим поведением в течение всего дня.
В этот раз Джон довольно быстро успокаивается на руках у Мэри и начинает играть с ней. Но ей нужно заботиться о других детях. И она уходит.
День третий
С самого утра Джон выглядит несчастным.
Он часто поворачивается ко всем спиной и играет маленькими игрушками. В группе снова новая сестра. Джон безуспешно пытается получить ее внимание. А затем отправляется на поиски того, кто может позаботиться о нем. Малыш подходит к большому медведю, пытается обнять его, прикладывается к его носу губами.
Внутри Джона растет чувство растерянности и тревоги. Он все чаще и чаще сосет пальчик, прижимаясь к своему новому другу.
Так проходит еще один день…
День четвертый
Сестра Мэри снова возвращается на дежурство. Ночью Джон заболел, но доктор не нашел ничего опасного. Джон пытается привлечь внимание Мэри, но ему не удается соревноваться с другими детьми. Снова и снова маленький несчастный мальчик обнимает большого плюшевого медведя…
Во время обеда, пока сестра уходит за едой, другие дети ведут себя все тем же способом — сильно шумят, отбирают друг у друга посуду, стучат по столу кружками, и это трудно контролировать.
Если в первые дни Джон заинтересованно следил за детьми, то теперь ему все равно.
Через несколько минут малыш начинает очень сильно и горько плакать.
Он отказывается от еды.
После обеда его поведение не меняется. Он приближается к сестре Мэри. Мальчик больше не способен оставаться тихим, и только громкое выражение своего горя позволяет Джону получить то, чего он хочет: Мэри видит, как он несчастен, и наконец дает ему место подле себя. На коленях у Мэри Джон прикрывается медведем и лежит, не реагируя на других детей.
Когда Мэри приходится уйти, он ложится на медведя и горько плачет.
Мэри возвращается. Джон пытается получить внимание Мэри снова и снова. Но она слишком занята. Тогда он снова пытается привлечь внимание Джойс.
После неудачи он уходит в угол, и тихо сидит там один. Джон ничего не съел на завтрак и обед. Во время ужина он снова отказывается от еды. Перед сном мальчик очень сильно плачет.
Он не может больше справляться со своим несчастьем.
День пятый
На пятый день сестра Мэри стала беспокоиться — несчастье Джона стало слишком очевидным. Но из-за большого количества детей она не может уделить ему достаточно внимания. Джон не оставляет свои попытки занять место возле нее — он снова и снова подбирается к ней с большим медведем. Когда ему это удается, он затихает. И опять сосет пальчик, прикрывшись медведем от окружающего мира.
Джон все время пытается быть ближе к Мэри. Он уже отказывается играть с игрушками. Ребенок нуждается в успокоении, а не в игре. Не добившись места подле Мэри, Джон кладет на пол медведя и утыкается в него. Ему очень тяжело. Но его горе остается незамеченным в потоке жизни группы.
Малыш стоит возле двери и растерянно оглядывается по сторонам. Другие дети иногда подходят к Джону. Они дергают его за руки и шлепают по лицу. Но Джон не реагирует на них.
Малыш больше не может справиться со своим горем и начинает сильно плакать. Только тогда Мэри отдает ему все свое внимание. Но и после этого Джон долго безутешен.
Через какое-то время он немножко оттаивает. Заметно, что у него сложились теплые отношения именно с Мэри.
Но необходимость Мэри оставить его, чтобы заняться другими детьми, мешает этим отношениям. Она отходит от него, и он снова начинает горевать.
Горе его так велико, что Мэри приходится полностью оставить других детей и остаться с ним. Джон не желает слезать с ее рук. Заметно, что ему плохо даже у нее на руках. Сидя на коленях у Мэри, он все время сосет пальчик, безучастно глядя в одну точку.
День шестой
Джон страдает. Он идет к сестре, прижимая к себе медведя.
Но новая сестра недооценивает тяжелое состояние Джона, хотя он плачет не переставая. Нельзя сказать, что сестра не добра к детям, но ежедневная рутина не дает ей уделить Джону достаточно внимания. Джон долго-долго стоит у двери и горько плачет.
Джон начинает протестовать: кричит, скидывает вещи со столика. А потом берет свое одеяльце и уходит в угол. В этот день он снова ничего не ест. Все попытки накормить его безуспешны.
Визит отца приносит Джону надежду. На его лице появляется оживление.
Малыш надеется вернуться домой.
Мальчик показывает на дверь и приносит отцу свои ботиночки.
Но отец продолжает оставаться на месте. И Джон начинает плакать. Он слезает с рук отца, ложится на пол у его ног и сосет пальчик. А затем идет к сестре Мэри.
Джон не подходит больше к отцу.
После его ухода он снова идет к Мэри за успокоением.
Вечером перед сном сестра Мэри вынуждена заботиться о других детях. Джон смотрит на нее, зовет ее слабым голосом.
И снова начинает плакать в кроватке. Горько и безутешно.
День седьмой
Джон не хочет играть. Он не хочет есть. Нет никого, с кем он мог бы быть рядом. Мальчик тихо лежит на полу посреди группы.
В обед Джон сбрасывает на пол тарелку с едой и уходит.
Несколько раз он подходит к Джойс, пытаясь получить ее внимание. Трогает ее руки, перелистывает бумаги, ложится ей на колени. Он плачет, и плачет, и плачет.
Плачущий и слабый Джон уже не пытается получить внимание сестры. Смирившись с тем, что не получит его, он снова и снова обнимает медведя и накрывается своим домашним одеяльцем.
Он сидит на полу один и плачет, закрывая лицо руками.
Вечером снова дежурит Мэри. Джон ложится в кроватку, уже не протестуя. Он долго и тихо лежит там и сосет пальчик, пока наконец не приходит сон.
День восьмой
Джон в апатии. Он лежит на медведе, не реагируя на действия других детей. Иногда он подходит и молча ложится на колени Джойс. А затем снова ложится на медведя. Джон постоянно плакал в последние дни и ничего не ел. Он очень ослаб. Сестры меняются. Но Джону, похоже, уже все равно.
Сестра пытается утешить Джона, но вокруг слишком много детей, и они не позволяют ей быть с ним. Джон уже не обращает внимания ни на что.
Он сидит на коленях у сестры, прижимается к ней и сосет пальчик. Каждый раз, когда подходит кто-то из детей, Джон начинает горько плакать.
Он безвольно лежит на коленях у сестры. И плачет снова и снова каждый раз, когда кто-то из детей походит к ним. Он все чаще и чаще закрывает лицо руками и ложится на пол. Он не успокаивается даже на руках у Мэри.
Джон долго-долго сидит один на стульчике, держа в руках свое одеяльце. Он не реагирует на открывающуюся дверь. Джон голоден. Он сидит за столом, но не может поесть — он слишком расстроен. Приходит отец. Он пытается накормить Джона, но его приход не облегчает состояние мальчика. Джон берет хлеб, но из-за рыданий не может откусить даже кусочек.
Джон долго плачет и на руках у отца. Наконец он затихает.
Но отцу уже пора уходить. Джон начинает рыдать. Джойс пытается успокоить Джона, сестра Кристен пытается сделать это, Мэри пытается сделать это. Но Джон безутешен.
Наконец Джон ложится на медведя в дальнем углу комнаты и снова начинает сосать пальчик, не реагируя на окружающий мир.
День девятый
Джон плачет с самого утра.
Сейчас десять часов, и скоро должна прийти его мать. Когда она заходит, Джон вдруг начинает сильнее цепляться за медсестру и сильно плакать. Он не хочет идти на руки к матери.
Мать растеряна, она пытается заговорить с Джоном, но он отворачивается от нее и начинает плакать еще сильнее.
Он ложится на плечо сестры, кидает короткий взгляд на мать и снова отворачивается. Мать берет его на руки. Джон затихает и начинает сосать пальчик, не глядя на нее.
Через минуту он уходит от матери и возвращается к Джойс. Он плачет очень сильно, кидая короткие взгляды на мать и тут же отворачиваясь от нее.
Мать пытается взять сына на руки, он вырывается. Затем снова затихает, прижимается к ней и сосет пальчик. Точно так же, как он делал это в последние дни на руках у сестер.
Приходит отец. И Джон тут же вырывается из рук матери, перебираясь к нему.
У него на руках Джон в первый раз смотрит на мать. Такого взгляда своего сына женщина не видела никогда.
Есть основания предполагать, что Джон уже не станет прежним. Что-то очень важное сломалось в его душе. И эта травма останется с ним на всю жизнь.
Ирина Семирина, психолог
Смотрите также:
10 часто испытываемых эмоций, у которых, оказывается, есть названия ,
«Звездолет» на троих: история секретного марсианского эксперимента СССР ,
10 психологических экспериментов о поведении человека, которые открывают неприятную правду о нас
А вы знали, что у нас есть Telegram ?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!