7 секретов «Гелиоса-40», которые помогут добиться от него резких фотографий
Рассказывает Анастасия Зубкова: «А помните тот момент, когда вы впервые увидели фотографии, сделанные на советский «Гелиос-40»? Как были зачарованы сумасшедше закрученным боке, мягкостью и пластичностью его картинки? Увиденное не давало спать, и вот уже рука потянулась искать, где купить это чудо, а дальше все как в тумане…
И вот счастливый день настал — стекло мечты в руках. Кажется, что стоит надеть его на камеру, и шедевры польются рекой, только успевай нажимать на кнопку. Но не все так просто — после первых съемок наступает разочарование, потому что из 100 кадров в лучшем случае 5-10 оказываются в фокусе, да и те… Поиски в интернете ничего путного не дают, так что становится совершенно уже непонятно, как были сделаны недавно ошеломлявшие примеры фотографий из сети».
Источник: anastasiazubkova.ru
Давайте для начала разберемся, в чем плюсы и минусы легендарного советского «Гелиоса-40» — может, после прочтения этого раздела вы вовсе откажетесь от покупки.
Минусы
Полнокадровые профессиональные камеры объектив уравновешивают, но общий вес оборудования составляет порядка двух килограммов. Внушительные габариты «Гелиоса-40» обусловлены его монолитной конструкцией (мой серебряный «Гелиос-40» сделан из металла), толстыми стеклами и большими воздушными промежутками между ними.
2. На камерах с кроп-фактором большая часть того самого боке обрезается.
Я тестировала «Гелиос-40» на камере Сanon 500D с кроп-фактором 1,6 (фокусное расстояние объектива эквивалентно 136 мм). Приходилось отходить значительно дальше, чем при съемке с полнокадровой камерой, тяжелее было стабилизовать камеру в руках из-за перевешивающего объектива, фокусироваться по небольшому дисплею также труднее — все это препятствует получению резкого кадра.
3. Не держит боковой и контровый свет, в кадре появляются неприятные радуги, «зайцы», «молоко».
Если ко всему прочему между линзами скопились пыль и грязь (у меня, к сожалению, так), то они тоже станут видны в кадре.
5. Непригоден для быстрой съемки — репортажи, свадьбы, быстродвижущиеся объекты не для него.
Нет, я, конечно, знаю примеры съемок свадеб только на «Гелиос-40», и меня в одно время донимали вопросами, снимаю ли я свадьбы на «Гелиос-40» (OMG!), но, как по мне, это перебор и незачем так мучиться.
6. Софтит, особенно если фокусироваться на предметы, находящиеся на большом расстоянии от объектива.
7. Кольцо фокусировки расположено слишком близко к камере, из-за этого можно промахнуться и крутить кольцо значений диафрагмы.
К этому можно привыкнуть, но я спустя четыре года работы с «Гелиосом-40» иногда промахиваюсь. Бывает, что из-за этого можно упустить хороший кадр.
8. Неудобная система двух колец, регулирующих диафрагму, — все время забываю, в каком порядке и в какую сторону их крутить, один раз у меня заклинило диафрагму. Починили мне это, кстати, бесплатно за три минуты в Мастерских РСУ.
9. На открытой диафрагме по краям кадра появляется виньетка.
10. Цена объектива — за такое количество минусов она объективно завышена.
Стоимость объектива варьируется от 10 000 рублей за не самый лучший экземпляр с рук до 23 000 рублей за новый «Гелиос-40-2», произведенный на Красногорском механическом заводе.
Плюсы
«Гелиос-40» будто переводит двухмерное изображение в трехмерное. 3D-эффект появляется благодаря резкому кругу по центру, о котором мы говорили, описывая минусы объектива. В этом круге изображение выглядит более резким в сравнении с краем кадра, то есть происходит оптическое усиление выразительности картинки.
Еще «Гелиос-40» софтит (об этом тоже было в «Минусах»), а это как нельзя лучше подходит к убийственной резкости цифры, смягчает ее (кстати, из-за софта почти незаметны хроматические аберрации — цветовые каемки на контрастных переходах).
Но с этим нужно быть аккуратным и тщательно выбирать плотность, однородность и цвет фона. Боке «Гелиоса-40» может быть как воздушным и объемным, так и рябящим, неприятно дребезжащим. Я сравниваю процесс подбора фона с написанием картины — все время думаешь, какую кисть взять и где положить мазок.
3. «Гелиос-40» отлично справляется с неспешной съемкой психологических портретов, сказочных сюжетов, природы.
Мой «Гелиос-40» падал с высоты роста на пол, и все, что с ним случилось, — это погнутый обод, защищающий линзовый блок.
5. Мне нравится цвет, который дает объектив (он немного смещает баланс белого в желтую область) — он живой, приятный без цветокоррекции.
Эти секреты я открывала в процессе знакомства с советскими «Гелиосами» — до «Гелиоса-40» у меня был «Гелиос-44», и многие тонкости мне удалось постичь еще с ним. Итак, что же нужно, чтобы получить красивое боке и резкую картинку?
1. Абсолютно неважно, какая версия объектива «Гелиос-40» у вас в руках: серебряный «Гелиос-40», черный «Гелиос-40-2», циклоп или новый «Гелиос-40-2», выпускаемый Красногорским механическим заводом, — на всех можно научиться попадать в резкость, если придерживаться описанных мною правил.
«Гелиос-40» отличается от старого и нового «Гелиоса-40-2» разрешающей способностью (у «Гелиоса-40-2» она немного выше) и цветопередачей («Гелиос-40» смещает баланс белого в желтую область, у «Гелиоса-40-2» более точный баланс белого), а циклоп представляет собой облегченную версию «Гелиоса-40-2» без диафрагмы (то есть там всегда установлено минимальное значение диафрагмы 1,5). Какой купить — дело удобства, вкуса и денег.
Да, вы не ослышались! Подтверждение автофокуса часто врет, а вы этого не замечаете, визируя по маленькому окошку видоискателя. Не верьте электронике, с «Гелиосом-40» она не работает!
3. Еще с «Гелиосом-40» не работают электронные увеличители видоискателя и всякие наглазники с увеличением, они тоже здорово врут о резкости картинки.
Как-то раз я купила такую штуку и сильно пожалела, отправив после нее в брак одну съемку. Еще раз повторяю — «Гелиос-40» не поддается этим вашим электронным хитростям, забудьте.
4. Как же тогда фокусироваться? На этом пункте печально вздохнут обладатели камер без фокусировки по экрану (режим Live View), потому что именно этот режим поможет сделать четкий кадр в 80% случаев.
Я использую фокусировку по дисплею с максимальным увеличением — то есть сначала строю композицию, а потом максимально увеличиваю изображение на дисплее, чтобы четко видеть, в фокусе нужный мне предмет или нет.
5. 20% брака я оставила на дрожащие руки (во время съемки сотни раз нужно удерживать неподвижно два килограмма) и случайное движение во время съемки.
Тут могут помочь упражнения для силы рук или использование штатива. В самом начале работы с «Гелиосом-40» я снимала со штатива — могу сказать, что это довольно неудобно, неповоротливо и тяжело (хотя мой штатив один из самых легких, а передвигаюсь я на машине). Лучше качайте руки.
В руке приятнее, чем на шее, носить два килограмма техники, и лучше, если они будут надежно закреплены. Еще кистевой ремень хорошо помогает стабилизовать камеру и избежать дрожания в процессе съемки.
7. Все начинающие фотографы страшно любят делать портреты исключительно на диафрагме 1,5 — по хардкору, так по хардкору, сама через это прошла. Тут нужно помнить, что и на диафрагме 1,5 «Гелиос-40» бывает резким — достаточно соблюдать все правила, описанные выше, и не помещать лицо человека вне центрального круга.
Существенный минус такого приема — неизбежная центральная композиция, поэтому почти все фотографии с «Гелиоса-40» я кадрирую в квадрат. После уменьшения эйфории от сумасшедшего боке на диафрагме 1,5 советую переходить на диафрагму 2,8 или лучше 4. Так удобнее контролировать глубину резкости, да и картинка вместо аляповатого верчения приобретает благородные глубину и пластичность.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!