Топ-100

7 секретов «Гелиоса-40», которые помогут добиться от него резких фотографий

0

Рас­ска­зы­ва­ет Ана­ста­сия Зуб­ко­ва: «А помни­те тот момент, когда вы впер­вые уви­де­ли фото­гра­фии, сде­лан­ные на совет­ский «Гелиос-40»? Как были зача­ро­ва­ны сума­сшед­ше закру­чен­ным боке, мяг­ко­стью и пла­стич­но­стью его кар­тин­ки? Уви­ден­ное не дава­ло спать, и вот уже рука потя­ну­лась искать, где купить это чудо, а даль­ше все как в тумане…

И вот счаст­ли­вый день настал — стек­ло меч­ты в руках. Кажет­ся, что сто­ит надеть его на каме­ру, и шедев­ры польют­ся рекой, толь­ко успе­вай нажи­мать на кноп­ку. Но не все так про­сто — после пер­вых съе­мок насту­па­ет разо­ча­ро­ва­ние, пото­му что из 100 кад­ров в луч­шем слу­чае 5–10 ока­зы­ва­ют­ся в фоку­се, да и те… Поис­ки в интер­не­те ниче­го пут­но­го не дают, так что ста­но­вит­ся совер­шен­но уже непо­нят­но, как были сде­ла­ны недав­но оше­лом­ляв­шие при­ме­ры фото­гра­фий из сети».

(Все­го 23 фото)

Фотография: 7 секретов
Источ­ник: anastasiazubkova.ru

Давай­те для нача­ла раз­бе­рем­ся, в чем плю­сы и мину­сы леген­дар­но­го совет­ско­го «Гелиоса-40» — может, после про­чте­ния это­го раз­де­ла вы вовсе отка­же­тесь от покупки.

Мину­сы

Фотография: 7 секретов
1. Вес стек­ла око­ло 900 грам­мов, что затруд­ня­ет его уста­нов­ку на лег­кие каме­ры. Воз­ни­ка­ют про­бле­мы с весо­вым балан­сом — объ­ек­тив ока­зы­ва­ет­ся ощу­ти­мо тяже­лее каме­ры, а удоб­но­го хва­та у таких камер зача­стую не преду­смот­ре­но. Когда я тести­ро­ва­ла «Гелиос-40» в связ­ке с Сanon 500D, у меня было ощу­ще­ние, что каме­ра — это так, бре­лок к объективу.

Пол­но­кад­ро­вые про­фес­си­о­наль­ные каме­ры объ­ек­тив урав­но­ве­ши­ва­ют, но общий вес обо­ру­до­ва­ния состав­ля­ет поряд­ка двух кило­грам­мов. Вну­ши­тель­ные габа­ри­ты «Гелиоса-40» обу­слов­ле­ны его моно­лит­ной кон­струк­ци­ей (мой сереб­ря­ный «Гелиос-40» сде­лан из метал­ла), тол­сты­ми стек­ла­ми и боль­ши­ми воз­душ­ны­ми про­ме­жут­ка­ми меж­ду ними.

2. На каме­рах с кроп-фак­то­ром боль­шая часть того само­го боке обрезается.

Я тести­ро­ва­ла «Гелиос-40» на каме­ре Сanon 500D с кроп-фак­то­ром 1,6 (фокус­ное рас­сто­я­ние объ­ек­ти­ва экви­ва­лент­но 136 мм). При­хо­ди­лось отхо­дить зна­чи­тель­но даль­ше, чем при съем­ке с пол­но­кад­ро­вой каме­рой, тяже­лее было ста­би­ли­зо­вать каме­ру в руках из-за пере­ве­ши­ва­ю­ще­го объ­ек­ти­ва, фоку­си­ро­вать­ся по неболь­шо­му дис­плею так­же труд­нее — все это пре­пят­ству­ет полу­че­нию рез­ко­го кадра.

Фотография: 7 секретов
Canon 500D + «Гелиос-40», кроп цен­траль­ной части кад­ра без обра­бот­ки и цветокоррекции.
Фотография: 7 секретов
Canon 5D mark III + «Гелиос-40», кроп цен­траль­ной части кад­ра без обра­бот­ки и цветокоррекции.

3. Не дер­жит боко­вой и кон­тро­вый свет, в кад­ре появ­ля­ют­ся непри­ят­ные раду­ги, «зай­цы», «моло­ко».

Если ко все­му про­че­му меж­ду лин­за­ми ско­пи­лись пыль и грязь (у меня, к сожа­ле­нию, так), то они тоже ста­нут вид­ны в кадре.

Фотография: 7 секретов
Фотография: 7 секретов
4. На откры­тых диа­фраг­мах рез­кое изоб­ра­же­ние мож­но полу­чить толь­ко в кру­ге по цен­тру кад­ра, что накла­ды­ва­ет огра­ни­че­ния на постро­е­ние композиции.

5. Непри­го­ден для быст­рой съем­ки — репор­та­жи, сва­дьбы, быст­ро­дви­жу­щи­е­ся объ­ек­ты не для него.

Нет, я, конеч­но, знаю при­ме­ры съе­мок сва­деб толь­ко на «Гелиос-40», и меня в одно вре­мя дони­ма­ли вопро­са­ми, сни­маю ли я сва­дьбы на «Гелиос-40» (OMG!), но, как по мне, это пере­бор и неза­чем так мучиться.

6. Соф­тит, осо­бен­но если фоку­си­ро­вать­ся на пред­ме­ты, нахо­дя­щи­е­ся на боль­шом рас­сто­я­нии от объектива.

Фотография: 7 секретов
Кроп цен­траль­ной части кад­ра, вид­но софт на лице.

7. Коль­цо фоку­си­ров­ки рас­по­ло­же­но слиш­ком близ­ко к каме­ре, из-за это­го мож­но про­мах­нуть­ся и кру­тить коль­цо зна­че­ний диафрагмы.

К это­му мож­но при­вык­нуть, но я спу­стя четы­ре года рабо­ты с «Гелио­сом-40» ино­гда про­ма­хи­ва­юсь. Быва­ет, что из-за это­го мож­но упу­стить хоро­ший кадр.

8. Неудоб­ная систе­ма двух колец, регу­ли­ру­ю­щих диа­фраг­му, — все вре­мя забы­ваю, в каком поряд­ке и в какую сто­ро­ну их кру­тить, один раз у меня закли­ни­ло диа­фраг­му. Почи­ни­ли мне это, кста­ти, бес­плат­но за три мину­ты в Мастер­ских РСУ.

9. На откры­той диа­фраг­ме по кра­ям кад­ра появ­ля­ет­ся виньетка.

10. Цена объ­ек­ти­ва — за такое коли­че­ство мину­сов она объ­ек­тив­но завышена.

Сто­и­мость объ­ек­ти­ва варьи­ру­ет­ся от 10 000 руб­лей за не самый луч­ший экзем­пляр с рук до 23 000 руб­лей за новый «Гелиос-40–2», про­из­ве­ден­ный на Крас­но­гор­ском меха­ни­че­ском заводе.

Плюсы

Фотография: 7 секретов
1. Леген­дар­ная объ­ем­ная картинка.

«Гелиос-40» буд­то пере­во­дит двух­мер­ное изоб­ра­же­ние в трех­мер­ное. 3D-эффект появ­ля­ет­ся бла­го­да­ря рез­ко­му кру­гу по цен­тру, о кото­ром мы гово­ри­ли, опи­сы­вая мину­сы объ­ек­ти­ва. В этом кру­ге изоб­ра­же­ние выгля­дит более рез­ким в срав­не­нии с кра­ем кад­ра, то есть про­ис­хо­дит опти­че­ское уси­ле­ние выра­зи­тель­но­сти картинки.

Еще «Гелиос-40» соф­тит (об этом тоже было в «Мину­сах»), а это как нель­зя луч­ше под­хо­дит к убий­ствен­ной рез­ко­сти циф­ры, смяг­ча­ет ее (кста­ти, из-за соф­та почти неза­мет­ны хро­ма­ти­че­ские абер­ра­ции — цве­то­вые каем­ки на кон­траст­ных переходах).

Фотография: 7 секретов
Фотография: 7 секретов
Фотография: 7 секретов
Фотография: 7 секретов
2. Боке на откры­тых диа­фраг­мах уби­ра­ет все лиш­нее из кад­ра, пре­вра­щая пред­ме­ты в цве­то­вые мазки.

Но с этим нуж­но быть акку­рат­ным и тща­тель­но выби­рать плот­ность, одно­род­ность и цвет фона. Боке «Гелиоса-40» может быть как воз­душ­ным и объ­ем­ным, так и рябя­щим, непри­ят­но дре­без­жа­щим. Я срав­ни­ваю про­цесс под­бо­ра фона с напи­са­ни­ем кар­ти­ны — все вре­мя дума­ешь, какую кисть взять и где поло­жить мазок.

Фотография: 7 секретов
При­мер неудач­но выбран­но­го фона, кото­рый пре­вра­тил боке в рябь.

3. «Гелиос-40» отлич­но справ­ля­ет­ся с неспеш­ной съем­кой пси­хо­ло­ги­че­ских порт­ре­тов, ска­зоч­ных сюже­тов, природы.

Фотография: 7 секретов
Фотография: 7 секретов
Фотография: 7 секретов
Фотография: 7 секретов
4. Объ­ек­тив хоро­шо защи­щен метал­ли­че­ским кор­пу­сом, лин­зо­вый блок не высту­па­ет вперед.

Мой «Гелиос-40» падал с высо­ты роста на пол, и все, что с ним слу­чи­лось, — это погну­тый обод, защи­ща­ю­щий лин­зо­вый блок.

5. Мне нра­вит­ся цвет, кото­рый дает объ­ек­тив (он немно­го сме­ща­ет баланс бело­го в жел­тую область) — он живой, при­ят­ный без цветокоррекции.

Фотография: 7 секретов
Фото­гра­фия без обра­бот­ки и цве­то­кор­рек­ции, кроп.
Фотография: 7 секретов
Обра­бо­тан­ный вариант.
Фотография: 7 секретов
7 сек­ре­тов «Гелиоса-40», кото­рые помо­гут нако­нец-то добить­ся от него рез­ких фотографий

Эти сек­ре­ты я откры­ва­ла в про­цес­се зна­ком­ства с совет­ски­ми «Гелиоса­ми» — до «Гелиоса-40» у меня был «Гелиос-44», и мно­гие тон­ко­сти мне уда­лось постичь еще с ним. Итак, что же нуж­но, что­бы полу­чить кра­си­вое боке и рез­кую картинку?

1. Абсо­лют­но неваж­но, какая вер­сия объ­ек­ти­ва «Гелиос-40» у вас в руках: сереб­ря­ный «Гелиос-40», чер­ный «Гелиос-40–2», цик­лоп или новый «Гелиос-40–2», выпус­ка­е­мый Крас­но­гор­ским меха­ни­че­ским заво­дом, — на всех мож­но научить­ся попа­дать в рез­кость, если при­дер­жи­вать­ся опи­сан­ных мною правил.

«Гелиос-40» отли­ча­ет­ся от ста­ро­го и ново­го «Гелиоса-40–2» раз­ре­ша­ю­щей спо­соб­но­стью (у «Гелиоса-40–2» она немно­го выше) и цве­то­пе­ре­да­чей («Гелиос-40» сме­ща­ет баланс бело­го в жел­тую область, у «Гелиоса-40–2» более точ­ный баланс бело­го), а цик­лоп пред­став­ля­ет собой облег­чен­ную вер­сию «Гелиоса-40–2» без диа­фраг­мы (то есть там все­гда уста­нов­ле­но мини­маль­ное зна­че­ние диа­фраг­мы 1,5). Какой купить — дело удоб­ства, вку­са и денег.

Фотография: 7 секретов
2. Основ­ное пра­ви­ло, кото­рым вы долж­ны руко­вод­ство­вать­ся при выбо­ре пере­ход­но­го коль­ца для «Гелиоса-40», — это отсут­ствие на нем оду­ван­чи­ка (мик­ро­схе­мы для под­твер­жде­ния автофокуса).

Да, вы не ослы­ша­лись! Под­твер­жде­ние авто­фо­ку­са часто врет, а вы это­го не заме­ча­е­те, визи­руя по малень­ко­му окош­ку видо­ис­ка­те­ля. Не верь­те элек­тро­ни­ке, с «Гелио­сом-40» она не работает!

3. Еще с «Гелио­сом-40» не рабо­та­ют элек­трон­ные уве­ли­чи­те­ли видо­ис­ка­те­ля и вся­кие наглаз­ни­ки с уве­ли­че­ни­ем, они тоже здо­ро­во врут о рез­ко­сти картинки.

Как-то раз я купи­ла такую шту­ку и силь­но пожа­ле­ла, отпра­вив после нее в брак одну съем­ку. Еще раз повто­ряю — «Гелиос-40» не под­да­ет­ся этим вашим элек­трон­ным хит­ро­стям, забудьте.

4. Как же тогда фоку­си­ро­вать­ся? На этом пунк­те печаль­но вздох­нут обла­да­те­ли камер без фоку­си­ров­ки по экра­ну (режим Live View), пото­му что имен­но этот режим помо­жет сде­лать чет­кий кадр в 80% случаев.

Я исполь­зую фоку­си­ров­ку по дис­плею с мак­си­маль­ным уве­ли­че­ни­ем — то есть сна­ча­ла строю ком­по­зи­цию, а потом мак­си­маль­но уве­ли­чи­ваю изоб­ра­же­ние на дис­плее, что­бы чет­ко видеть, в фоку­се нуж­ный мне пред­мет или нет.

5. 20% бра­ка я оста­ви­ла на дро­жа­щие руки (во вре­мя съем­ки сот­ни раз нуж­но удер­жи­вать непо­движ­но два кило­грам­ма) и слу­чай­ное дви­же­ние во вре­мя съемки.

Тут могут помочь упраж­не­ния для силы рук или исполь­зо­ва­ние шта­ти­ва. В самом нача­ле рабо­ты с «Гелио­сом-40» я сни­ма­ла со шта­ти­ва — могу ска­зать, что это доволь­но неудоб­но, непо­во­рот­ли­во и тяже­ло (хотя мой шта­тив один из самых лег­ких, а пере­дви­га­юсь я на машине). Луч­ше качай­те руки.

Фотография: 7 секретов
6. Если вы все-таки выбра­ли вари­ант «кача­ем руки, отка­зы­ва­ем­ся от шта­ти­ва», то для удер­жи­ва­ния каме­ры помо­жет кисте­вой ремень.

В руке при­ят­нее, чем на шее, носить два кило­грам­ма тех­ни­ки, и луч­ше, если они будут надеж­но закреп­ле­ны. Еще кисте­вой ремень хоро­шо помо­га­ет ста­би­ли­зо­вать каме­ру и избе­жать дро­жа­ния в про­цес­се съемки.

7. Все начи­на­ю­щие фото­гра­фы страш­но любят делать порт­ре­ты исклю­чи­тель­но на диа­фраг­ме 1,5 — по хард­ко­ру, так по хард­ко­ру, сама через это про­шла. Тут нуж­но пом­нить, что и на диа­фраг­ме 1,5 «Гелиос-40» быва­ет рез­ким — доста­точ­но соблю­дать все пра­ви­ла, опи­сан­ные выше, и не поме­щать лицо чело­ве­ка вне цен­траль­но­го круга.

Суще­ствен­ный минус тако­го при­е­ма — неиз­беж­ная цен­траль­ная ком­по­зи­ция, поэто­му почти все фото­гра­фии с «Гелиоса-40» я кад­ри­рую в квад­рат. После умень­ше­ния эйфо­рии от сума­сшед­ше­го боке на диа­фраг­ме 1,5 сове­тую пере­хо­дить на диа­фраг­му 2,8 или луч­ше 4. Так удоб­нее кон­тро­ли­ро­вать глу­би­ну рез­ко­сти, да и кар­тин­ка вме­сто аля­по­ва­то­го вер­че­ния при­об­ре­та­ет бла­го­род­ные глу­би­ну и пластичность.

Фотография: 7 секретов
Смот­ри­те так­же: Фото­граф раз­вен­чал попу­ляр­ные мифы о съем­ке: тех­ни­ка, ком­по­зи­ция, обще­ние с моделями

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...