Когда-то известный критик Людмила Лунина написала о Роберте Мэпплторпе: «Было бы замечательно привезти сюда его выставку. Тогда бы мы яснее поняли, кто чего стоит». Фотограф, умерший от СПИДа в 42 года заставил нас сквозь скандальные темы разглядеть в своих работах главное – свет и композицию.
В память о легендарном американском фотографе мы подобрали несколько его ярких работ.
Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe) — один из самых знаменитых и талантливых фотографов второй половины ХХ века. В некотором смысле он был последователем Эдварда Уэстона и Имоджен Каннингем. Именно от них он перенял эротическую манеру съемки цветов и интерес к изображению мужской обнаженной натуры, правда, его фотографии куда более откровенны.
Автопортрет, 1980 год.
Мэпплторп родился 4 ноября 1946 года в пригороде Нью-Йорка. Он рос в семье ревностных католиков, которые обеспечили своим шестерым детям спокойное и радостное детство. Видимо уже в то время Роберт был бунтарем; во всяком случае, он вспоминал первые годы своей жизни без особых восторгов:
«Я провел детство в американском пригороде», — рассказывал он позднее, — «Очень спокойное место: отличное, чтобы провести детство, и еще лучше — чтобы покинуть его навсегда».
Так он и поступил, в 16 лет переехав в Бруклин и вернувшись в родной Квинс только на собственные похороны 27 лет спустя…
1976 год. Арнольд Шварценеггер
.
Дебора Харри (культовая группа Blondie) в 1978 и известная роккерша, а также близкая подруга Роберта — Патти Смит в 1986 году
Изабелла Роселлини, 1986 год
Фото Питера Гэбриела для обложки нового альбома, 1986 год
Игги Поп, 1981 год.
Портрет Энди Уорхола 1987 года.
На аукционе Christie’s в 2006 году снимок был продан за рекордные 643 200 долларов США, став одним из самых дорогих за всю историю фотографии.
«Деррик Кросс», фото 1982 года.
Роберт Мэпплторп так говорил о своем творчестве:
«Я хотел, чтобы люди увидели, что даже такие экстремальные вещи могут быть превращены в искусство… И я думаю, в лучших из этих фотографий это получилось, опять же, благодаря композиции. Я думаю, что это достижение, и эта проблема, которую я хотел бы решить»
Снимок 1987 года.
Фотограф выстраивал свет и композицию таким образом, чтобы подчеркнуть отчужденность, холодность, едва ли не безжизненность изображаемого. Даже из голого тела Роберт Мэпплторп умудрялся сотворить натюрморт («мертвую натуру»).
«Соня и Трейси», 1988.
«Я пытался кое-что сказать о сексуальности. Я был в восторге от людей, которые экспериментировали над собой»
«Я не фотографирую то, что не касается конкретно меня…. Я пришел в фотографию потому, что она показалась мне идеальным инструментом для комментирования всех сумасшествий сегодняшнего существования…»
«Я пытаюсь запечатлеть момент, в котором я живу, и место, в котором я живу, а живу я в Нью-Йорке. Я пытаюсь схватить моменты сумасшествия и придать им некий порядок. Как свидетельство времени это не так плохо — эти работы нельзя было сделать в другое время.»