Жестокие будни инкубаторов будущих олимпийских чемпионов в Китае
Плачущие дети — типичная картина для китайских юношеских спортивных школ, где раньше совсем маленьких детей отдавали тренерам для превращения в олимпийских чемпионов. Детей в возрасте от шести лет здесь ждут изнурительные тренировки. Тем не менее сейчас ситуация постепенно меняется: из-за демографического провала, увеличения благосостояния населения и распространения других видов образования.
Китайская система спортивной подготовки стала одной из наиболее успешных в мире после того, как страна вернулась к участию в Олимпийских играх в 1980 году. Наивысшего расцвета она достигла, когда Китай занял первое место в турнирной таблице летней Олимпиады в Пекине в 2008 году и опустился лишь на второе во время Олимпиады в Лондоне четыре года спустя.
Сейчас все меньше родителей хотят отдавать детей в ежовые рукавицы тренеров, из-за чего количество учеников в спортивных школах резко сократилось. В Китае все больше внимания уделяется культурному образованию. Некоторые школы закрылись, другим пришлось пересмотреть системы обучения. В 1990 году таких школ насчитывалось 3687.
Споры о релевантности системы спортивных школ начались во время Олимпиады 2008 года в Пекине, поскольку оказалось, что спортсменам трудно найти свое место в жизни после ухода из большого спорта из-за высоких требований к образованию среди растущего среднего класса в Китае.
Сокращение рождаемости в Китае из-за политики «одна семья — один ребенок» не способствовало улучшению ситуации вместе с жесткой системой образования, в которой ученикам приходится тратить в два раза больше времени на домашние задания, чем в остальных странах мира.
В 2010 году власти Китая ответили на эту обеспокоенность граждан, введя новую политику под названием «Документ 23», которая предписывает школам повышать стандарты образования и предоставлять больше поддержки бывшим спортсменам.
В детской спортивной школе Нового района Пудун номер 1 в Шанхае три года назад отменили сорокалетнюю традицию, согласно которой все ученики должны были учиться, тренироваться и жить на территории кампуса. Сейчас более половины из 700 учеников спортивной школы изучают остальные предметы в других школах. Из оставшихся 300 учеников, постоянно находящихся на территории школы, только около 10% живут за ее пределами.
Другие школы, например шанхайская юношеская любительская спортивная школа Янпу, приходят в детские сады, чтобы продвигать среди родителей гимнастику как внеклассные игровые занятия для детей. Они называют это «счастливая гимнастика».
В пекинской школе Шичахай, украшенной плакатами, прославляющими бывших учеников, ставших олимпийскими чемпионами, предлагается комплексное развитие, а в учениках развивают навыки, которые пригодятся в жизни после завершения спортивной карьеры.
Спортивная школа Шанхая, среди учеников которой — бывшая олимпийская чемпионка по плаванию Лю Цзыгэ, в 2012 году перестала принимать спортсменов, которые не прошли академические вступительные экзамены. В школе родителям говорят, что хотят использовать спортивные тренировки для воспитания, а не как самоцель. По словам директора школы, многие учебные заведения двигаются в этом направлении, но процесс достаточно болезненный, поскольку сейчас все еще бытует мнение, что образование и тренировки — это два разных пути и нельзя быть одновременно чемпионом и образованным человеком.
Власти Китая не публикуют статистику записи в спортивные школы, но есть признаки того, что меняющиеся обстоятельства уже начали влиять на качество и количество спортивных кадров в стране. В апреле газета China Sports Daily сообщила, что с 1987 года число спортсменов, обучающихся настольному теннису, сократилось почти на четверть, до 23 266 человек.
Реформирование системы спортивного образования пока идет с трудом. В марте государственное исследование показало, что некоторые школы из девяти городов и провинций тратили недостаточно денег на образование и многие местные департаменты образования уделяли мало внимания улучшениям, предписанным «Документом 23».
Но такие спортсмены, как 25-летняя Ван Линвен, бывшая профессиональная спортсменка в боевом искусстве ушу, утверждает, что реформы, даже небольшие, жизненно важны для тех, кто хочет поступать в спортивные школы. В течение пяти лет до своего ухода из большого спорта в 2009 году она проводила все будни на тренировках, а на учебу оставались только выходные. «Я многое потеряла, потому что не испытала на себе действие системы образования. Реформа — это хорошо, так ученики спортивных школ не будут выходить оттуда совсем без знаний».
Смотрите также: Воспитание по-китайски: 4-летний мальчик проехал более 500 километров на роликах
Источник
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!