В поисках волшебства: по ту сторону границы
Продолжаем наш рассказ о путешествии по самому загадочному месту на Земле. Первые шаги по Тибету.
На границе Непала и Тибета оформляются последние документы, анкета, и по ту сторону моста Дружбы (фотографировать который не разрешают) вас встречает местный проводник. Без него, к сожалению, никуда. Проводники в Тибете (как и водители) контролируются местными органами безопасности, поэтому на спорные политические темы, например о Далай-ламе, с ними лучше не беседовать. Так будет безопаснее и для гида, и для вас самих. Маршрут прокладывается заранее, и на каждый город и монастырь дается отдельное разрешение. Можно поменять маршрут в пределах одного города, т.е. в пределах одного чек-поинта, который проезжаешь на въезде. Например, в Лхасе можно поехать сначала в монастырь Сэра, а потом в Дрепунг. А можно наоборот. Но поехать, скажем, в Цурпху всего в 60 км от Лхасы невозможно, если это не прописано в изначальном маршруте.
Смотрите все материалы цикла с тегом #в поисках волшебства .
1. Тибет встречает огромным количеством молитвенных флажков лунгта. Их вывешивают на каждом перевале и вообще на высоких местах, где дуют ветра. Считается, что ветер разносит по миру мантры, которые написаны на флажках. Это приносит счастье всем людям и удачу тому, кто флажки вывешивал. Сказочные ощущения.
2. После грязнейшей Индии и Непала территория Тибета кажется верхом цивилизации. Отличные дороги, на всем протяжении которых в горах идут бетонные ограждения. Китайцы строили дороги с таким расчетом, чтобы в случае военных действий по ним смогли пройти танки.
3. Первый пограничный город — Чжанму. Высота достаточно комфортная, всего 2300 метров над уровнем моря.
4. Жители в основном заняты торговлей с непальской стороной и обслуживанием туристов. Хотя есть у городка и своя героическая история. Ведь именно Чжанму первым встретил в 1904 году английские войска, которые в результате не смогли продвинуться дальше Гьянцзе.
5. Вид на Чжанму с дороги.
6. Двери муниципального здания.
7. В Чжанму мы были проездом. Пока гид заканчивал оформление документов, мы пообедали и поехали дальше. Городок очень маленький и смотреть там не на что. А вот путь до следующего населенного пункта очень живописный. На самых сложных перевалах и поворотах висят флажки, которые вообще являются своеобразной визитной карточкой Тибета.
8. Было очень интересно, как они умудряются закинуть их так далеко. Оказалось, что делают это местные кочевники. Некоторые тибетцы до сих пор пасут скот на горных склонах и живут в палатках, а не в домах. Они привязывают флажки к стрелам и запускают многометровые ленты через ущелье или на большую высоту.
9. Космические пейзажи по пути в Ньялам.
10.
11. Въезжаем в Ньялам. В переводе с тибетского это означает «Путь в ад». Название городу дал великий йогин Миларепа, который осознал истинную природу ума за одну жизнь. Однажды он семь дней медитировал в пещере выше в горах, а потом спустился в это продуваемое всеми ветрами место. Вероятно, именно холодные ветра и заставили йогина назвать город таким образом.
12. Здесь мы остановились в первом гестхаусе. Вид на внутренний дворик. Достаточно чисто. Туалет и вода на улице. Комнаты рассчитаны на двух-четырех человек. В комнате на каждой кровати лежало по пять теплых одеял. Мы сперва удивились, но ночью осознали их ценность, так как после полуденной июньской жары наступил ноябрьский холод. К тому же всю ночь завывали собаки, не давая уснуть. Миларепа был прав. Адское место!
13. Тибетские дома в центре города очень колоритные.
14.
15. Во время прогулки по городу увидели, как местный житель привез вот такие корешки… Оказалось, что это ярсагумба — тибетская виагра. Тибетский гриб паразитирует на личинках шелкопряда, и в результате получается мощное средство для мужской потенции.
16. Местные тибетцы за бесценок сдают находки заезжим скупщикам, а те уже втридорога продают лекарство в Лхасе. Впрочем, дойдя до наших стран, цена на ярсагумбу увеличивается баснословно.
17. Машина буддиста.
18. Чем дальше о центра, тем все печальнее.
19. Это окраина города. На катушках лежит главное «золото» — сушеный навоз яков, именно от его количества зависит, переживут ли они суровую горную зиму. Как ни странно, но специфического запаха нет, не пахнет и от людей, хотя назвать их одежды (да и лица) чистыми язык не повернется. Все дело в сухом климате и сильных ветрах.
20. Местная флора.
21. Дорога из города.
22. Типичный тибетский дом, по местным меркам очень большой.
23. Ньяламские детки.
24. В Тибете очень много собак, и почти около каждого магазина или дома можно увидеть своего пса.
25.
26. А это наше спасение в прямом смысле слова — китайское лекарство от горной болезни. Ньялам находится уже на высоте 3750 метров над уровнем моря, и именно тут мы начали ощущать все прелести высоты. Можно пить и наши лекарства типа диакарба, но их надо пропить курсом за 1-2 недели до поездки, плюс не списывайте со счетов возможность сильных побочных эффектов. Хун цзинь тянь (Hong Jin Tian) же действует моментально и изготавливается на натуральной основе. Среди минусов этого лекарства — его кратковременное действие. Гид объяснил нам, что это вообще характерно для китайской медицины. Тибетские пилюли дают более стабильный результат, но они тоже накопительного действия, то есть их нужно пить несколько недель, чтобы появился эффект. Так что пережить поездку по горам без этих бутылочек было бы сложно. Двух таких упаковок нам хватило на несколько дней на 4 человека.
27. Самое интересное место — за пределами Ньялама. Но его нет на карте, и для туристов не всегда здесь делают остановку. Это та самая пещера Миларепы. Мы знали, что пещера где-то рядом. Поговорив с гидом, решили заехать туда на следующее утро.
28. За пещерой присматривают четыре монаха. Ни одного из них на месте не оказалось, и хранителя ключей удалось вызвонить по телефону лишь через полчаса. Но скоро ли он придет, мы так и не поняли. Оставалось только ждать.
29. Вид у пещеры Миларепы. Просто космическое пространство, в котором хочется раствориться.
30. Вокруг множество камней с изображениями будд и с мантрами. Все священно. Каждый камешек.
31. Башенки из камней — это символические ступы, которые олицетворяют тело, речь и ум человека. Построить их может любой. Их складывают для савдаков, духов–покровителей данной местности. Здесь их особенно много. Как рассказал наш проводник, их надо делать невысокими, читая при этом определенную мантру, но она останется нашим секретом.
32. Грозные львы охраняют вход.
33. Пока мы ждали, в небе появились орлы, и буквально через несколько минут пришел монах и сказал, что пустит нас внутрь.
34.
35. Тарчанг, столб, который обновляется каждый год. Он символизирует древо жизни, и в некоторых районах вместо него используются настоящие деревья или ветви кустарника.
36. Интерьер внутренней гомпы (медитационного зала), где проходят ритуалы и церемонии.
37. А вот и сама пещера. Все предметы на алтаре — это подношения. Атмосфера внутри просто непередаваемая. Пещера очень маленькая, но мы вчетвером уселись в ней для небольшой медитации.
38.
39. Спускаться к пещере и подниматься от нее было нелегко. Горная болезнь делала свое дело. Каждая ступенька как испытание.
40. Местные сладкоежки проводили нас до машины, заработав пакет конфет и немного денежек.
41. Смотрите все материалы цикла с тегом #в поисках волшебства .
Фото: Екатерина Агеева / Текст: Сергей Мартынов
А вы знали, что у нас есть Telegram ?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!