Тайна скандальной картины «Происхождение мира» раскрыта: историки нашли обнаженную модель
Похоже, одна из великих загадок в истории искусств решена. Эксперты наконец идентифицировали модель, которая позировала для скандального полотна XIX века «Происхождение мира» французскому художнику Гюставу Курбе. Исследователи на 99 процентов уверены, что для образца эротической живописи позировала парижская балерина Констанс Кенье (Constance Queniaux).
Хотя картина была написана в 1865 году, она до сих пор не потеряла свою способность шокировать зрителей. На полотне изображена обнаженная женщина, раздвинувшая ноги. На картине не видно лица модели, только гениталии, живот и одну грудь.
На протяжении десятилетий историки искусства были убеждены, что обнаженный торс принадлежит любовнице художника, ирландке Джоанне Хиффернан. Однако сомнения в личности модели вызывал в первую очередь такой факт — на картине лобковые волосы были темного цвета, а Джоанна была рыжеволосой девушкой, даже получила прозвище Огненная Джо.
Новые доказательства, напрямую указывающие на бывшую танцовщицу парижской оперы, были обнаружены в переписке между Александром Дюма-сыном и писательницей Жорж Санд.
После того как Кенье ушла из балета, она была любовницей турецкого дипломата Халила Шерифа Паши, который и заказал Курбе летом 1866 года эту картину для своей эротической коллекции.
Французский историк Клод Шопп обнаружил эту нить, когда просматривал копии писем Дюма-сына, который не любил художника Гюстава Курбе. Особенно его озадачил один отрывок:
Когда Шопп обратился к оригиналу, он увидел допущенную ошибку в расшифровке — вместо «интервью» там должно стоять «интерьер» (в данном контексте означающее «внутренняя сторона бедра»).
Историк поделился своим открытием с главой отдела полиграфии Национальной библиотеки Франции Сильви Обен, которая также уверена, что именно бывшая балерина позировала для картины.
В то время Констанс Кенье было 34 года, она покинула балет и соперничала за внимание Халила Шерифа Паши со знаменитой куртизанкой Жанной де Турбе. В библиотеке сохранилось несколько фотографий балерины, в том числе пионера фотографии Надара. Фотографии и современники свидетельствуют, что у Кенье были прелестные темные волосы.
Личность модели, позировавшей для скандальной картины, была известна в кругу любителей искусства, однако со временем Констанс стала уважаемой дамой и филантропом поэтому по мнению Обен, об этом перестали вспоминать и вскоре совсем забыли.
Также стало известно, что в 1908 году, когда Кенье умерла, она оставила Курбе картину с камелиями, в центре которой был изображен раскрытый ярко-красный цветок. Благодаря произведению Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» этот цветок стал ассоциироваться с куртизанками. Обен считает, что полотно с камелиями балерине подарил Халил Паша.
Смотрите также — Как сложились судьбы красавиц с портретов знаменитых художников
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!