Путешествие Москва-Самарканд-Москва. (Часть 1)
Мы хотим предложить вашему вниманию отчет о путешествии 3-х молодых людей по маршруту Москва-Самарканд-Москва. Отчет будет длинный, орфография, лексика и стилистика автора, планируется 3-4 части, но он того стоит. На наш взгляд это один из лучших фотоотчетов, увиденных нами за последние пару лет в сети. Почитайте, не пожалеете.
В прошлом году я сделал нечто, что будоражит меня до сих пор. То, что в определенной степени изменило меня и навсегда заразило такой вещью как автопутешествия. Я как–то пытался для себя это описать по приезду, чтобы не забылось, что–то успел, что–то решил дописать сейчас по фотографиям. А начиналось это описание так:
«Пару недель назад обнаружилось, что у меня есть живой дед! Так уж по жизни случилось, что бабушка (царство ей небесное), не очень поддерживала отношения с ним, и в семье всегда считалось что его уже давно нет.. А тут, через Одноклассники, через 25–е лица, случайно выяснилось, что нет — жив–здоров! Живет в Самарканде! Старенький уже.
Я никогда в жизни его не видел, ни в живую на на фото, но бабушка всегда говорила что на него похож. Решил плюнуть на все, на все их отношения и съездить к деду! Это очень странное ощущение ))
Теперь ложка дегтя — я панически боюсь летать. И летаю только в тех случаях когда уже аномально ехать другим видом транспорта. Так как Трофи по Европе, намеченное на осень прошлого года отложилось до лета, но зуд в руках сам не прошел, было решено съездить в Самарканд на машине. До Самарканда — 2 границы (Казахстан и Узбекистан) и 3500км в одну сторону. Ну думаю — фигня вопрос. До этого я залпом в одиночку 1200км преодолевал в один присест (это самая дальняя вылазка на авто была). Ну и это проеду. И вот, три дня назад я начал подготовку.
Когда–нибудь, когда у меня будет сын, мы будем сидеть с ним рядом, может быть на пирсе, в полной тишине на рыбалке или просто когда я загляну к нему перед сном, он меня спросит про моих близких. Рано или поздно у всех возникает такой вопрос. И тогда я расскажу ему — «Это было в 2009, когда мне исполнилось 30. В мире бушевал такой кризис, какого не знала история. Я продал бизнес и отправился путешествовать. Тогда я впервые увидел своего деда.»
P.S.
Забегая наперед, скажу следующее — Сказать что это была не поездка, а путешествие — ничего не сказать! 9.685 км за 15 суток. Спалили свыше 2тонн бензина.
На обратном пути, на последних двух тысячах серьезно простудился, от постоянных препадов температуры (в машине +22, на улице –15, и каждые 4–5 часов выбагая на заправку бака до полного:) )
Такие красоты посмотрели! Столько городов увидели. Вкусностей национальных поели. Чего только не приключалось! Сели на брюхо в степях Казахстана и выкапывали машину 7 часов ночью, где и встретили 23 февраля, чуть не остались на 3 года у казахов, поставив на уши все ФСБ и РУВД Казахстана, спасали Казахских братков, искали аккумулятор в Уфе и прикуривали от Оки на трассе, помогли накрыть группу румынских цыган промышлявших золотом в России, чуть не угорели на автостоянке с дальнобойщиками, на нашей машине прокатилось начальники шести таможен из восьми которые мы проехали! Везде мы чувствовали себя как минимум — как НЛО или Элвис на пике своей карьере! Перепад температуры за пару дней — от +15 до –25 на улице. Разница за литр бензина от 16 до 120 рублей за литр 92го.
Ну, теперь попробую по порядку..
Во вторник был «совет в Филях», собрались у меня дома вместе с Сергеем и Денисом (друзья, с которыми мы решили ехать в Самарканд).
Обсуждали подробно маршрут, даты выезда, размещение и пр.
Москва–Рязань–Пенза–Оренбург–Актобе–Ташкент–Самарканд — ключевые точки путешествия.
Маршрут планировали при помощи очень полезного ресурса, прокладывающего оптимальный путь между двумя городами по всему миру, попутно считающий расстояние между пунктами, средней скорости на участках, расход топлива и пр.
Решено, что выезжаем 20го февраля в 00:00. Почему в ночь? чтобы свежими силами ехать по темноте и уже уставшими при дневном свете.
Первую ночевку планируем в Оренбурге (с субботы на воскресенье), вторую перед границей с Узбекистаном.
Рассчитываем к ночи 22 (воскресенье) быть на месте (это с учетом отсутствия задержек на таможнях).
Дальше пошли сборы того что нужно взять с собой. Есть еще один прекрасный сайт, при помощи которого я всегда собираюсь в дорогу — отпуск ли или просто дальняя поездка. Просто невозможно что–либо забыть. Вот что получилось:
Взять с собой: Загранпаспорта, Аптечка, Огнетушитель, Термос, Рации, Вода питьевая 10л, Инвертер на 220вт, Ноутбук сони, USB–модем, Фотоаппарат, Видеокамеру, Сигареты, Продукты, Энергетики, Наклейка RUS, Таблетки: голова, живот, креон, Знак аварийный, Скотч, Карта России, DVD, Фонарик + батарейки, Полотенца, Туалетная бумага/зубн.щетка, Спальник, Гостинцы.
Для машины про запас: Колодки тормозные, Ремень ГРМ, Свечи комплект запасной, Фильтр масляный, Масло на доливку, Воронка для топлива, GPS запасной, Домкрат/балонник, Запаска + калитка, Трос, 2 канистры для бензина, Рация в машину
Сделать до
Поменять масло
Прошприцевать подвеску
Зарегистрировать GPS трекер
Настроить GPS в машине
Деньги по разным карманам и в машине
Консультация в спутн.сигнализации
Скажу сразу, серьезными сборами это назвать было нельзя, так как если посмотреть на список, это скорее «список комфорта» а не «борьбы с непредвиденными обстоятельствами».
Старт в 00:00, 20 февраля 2009 года. В этот день был юбилей нашего общего друга и стартануть мы решили из центра, от «Петровича». Прямо с «балла на корабль»!
Все вещи были собраны еще на кануне. Машина прошла дополнительное ТО перед поездкой, с собой была дополнительно взята запаска, все жидкости на доливку, масло и фильтр для смены в Самарканде перед обратным путем, запасные свечи и еще много всякой мелочевки от фонарей до спальников. Как показала практика, воспользоваться пришлось всем. От и до (кроме запаски). Также в дороге были задействованы ну просто все опции которые есть в машине, чего никогда не случается при обычной эксплуатации, ну об этом позднее.
6. Таким я встретил свой первый рассвет в пути. 06:15.
В ночь того же дня мы прибыли в Оренбург, где было решено бросить первый якорь. Покрутившись немного по городу озадачили поиском гостиницы местного таксиста и стали нарезать за ним круги. Проехав 2 гостиницы, которые оказались заполнены на 100%! И в поисках третьей, мы, даже не будучи местными поняли, нас катают по городу нарезая круги набивая себе цену. Свернув в первый же поворот, наткнулись на гостиницу, в которой, о чудо! Были места. Но времени оставалось до чекаута 6 часов а брать пару номеров на несколько суток просто для того чтобы раз выспаться было глупо. Договорились с консьержкой и она под свою ответственность поселила нас в двухместный номер до конца этой смены. Как же мы били рады горизонтальной поверхности! Но радоваться пришлось не долго. Вместо 6 часов на которые мы рассчитывали, нас подняли через 4. Оказалось, что мы совсем забыли про 2 часовых пояса которых мы отмахали с момента отъезда из Москвы.
11. Помятые и невыспавшиеся мы съели колоритную местную яичницу и отправились в город – искать карту дорог Казахстана. До самой границы России было комфортно ехать еще и потому что ехали по навигатору. Не отвлекаясь ни секунды, мы держали путь через такие дебри, где потеряли бы много времени листая атлас с разворота на разворот. Но Казахской карты в навигаторе не было, ровно как и времени перед поездкой для того чтобы серьезно этим озадачиться.
Поняв уже на этом участке пути что наши планы по времени будут серьезно расходиться с реальным графиком, было решено пожертвовать Орском и Новотроицком, в которые изначально планировалось заехать. Городки небольшие, но так судьба сложилась что к тому моменту я уже успел побывать в них 3 раза, а остальные члены команды по разу. Дело в том, что это моногорода с градообразующим предприятием Уральская сталь, которая будучи активом холдинга Металлоинвест была моим клиентом много лет. В свое время мы несколько лет подряд оформляли эти города и ко дню металлурга и к новому году.
Днем того же дня мы начали приближаться к нашей первой границе. Еще на подъезде к ней нас остановили на посту и начали задавать вопросы про тонировку. Там я встретил первого за нашу поездку казаха… Выписав штраф, нам в грубой форме сказали, что лучше ее (тонировку) на месте снять, потому что сразу после границы у нас заберут машину на штрафстоянку, так как в Казахстане за тонировку, не пристегнутые ремни безопасности и не включенный ближний свет круглые сутки – основные причины штрафов, за которые выписывают времянку на 30 дней и забирают машину. Я в целом не против, но то, как этот инспектор мне об этом сказал, мне не очень понравилось, и, будучи человеком принципиальным, пообещал ему что проеду весь Казахстан так как есть. Заходя на перед, скажу, я сдержал свое слово, и снял пленку только в Самарканде, только это очень дорогой вид спорта оказался. 🙁
Приехав на границе первыми я, укутавшись во все теплое что у меня с собой было пошел оформляться. Сразу же возникли трудности у таможенников, так как машина грузовой категории но является легковой. Это у нас в ГИБДД все понимают что придумали сами, а тут у ребят все просто – две очереди и два порядка прохождения контроля. В эту арку для грузовых в очередь к дальнобойщикам, а в эту – к жигулям. Хаммеры тут не проезжали и прецедентов подобных не было. На свой страх и риск они оформили ее как легковую. Лениво осмотрев нас, таможня дало добро. Это было пожалуй самое простое наше пересечение границы. Из нюансов был только старенький BMW, водитель которого, старый казах, попросил нас отбуксировать его через обе границы и там сразу на въезде в Казахстан его оставить. У него на морозе не завелся двигатель. Что делать, решили помочь. Не думал, что первый раз в жизни пересекая границу на авто буду это делать с «прицепом».
Вокруг машины сразу собрался рой. Тут я познакомился с казахской привычкой не церемониться ни в чем. Подошел к машине, дернул ручку двери посмотрел что–как. Если захотел – посидел. К слову сказать, так делали все казахи на всем нашем пути до южной границы, даже не должностные, а просто зеваки у кафе. Это очень коробит. Зато не дай бог не выбежишь гаишнику на встречу падая ниц! Первый же гаишник остановивший нас уже после, подойдя к машине сказал просто с пеной у рта – «ты что, инвалид?!» (это на то, что я по привычке просто открыл окно и не отстегиваясь приготовил документы).
Так как мы ехали в Самарканд, через Ташкент, одну из наркостолиц, наша поездка для них имела иной смысл. И я, не зная истинных порядков, посчитав это вполне резонным, сказал – «надо так надо, будем разгружать». Ответ ему не понравился, он явно рассчитывал на какие–то заискивания и начал с нами завязывать разговор. Посмотрел сначала на Серегу грозно (тот с бородой, в черной шапочке и с круглыми бусами).
– «В церковь ходишь?», — неожиданно начал он.
— «Нет, дизайнер».
— «Курите?», показывая руками недвусмысленно.
— «Нет».
— «Накуриваетесь?!» еще более хитро прищурившись спросил он, выдав в себе торчка со стажем.
Взял меня за руку и повел в помещение. Зайдя буквально в первый коридор, он достал руку из кармана и растопырив пальцы сказал – давай пять и езжай. Выяснив что речь идет о 500 рублях, я счел это гуманной альтернативой двухчасовому спорту на морозе и уже через 30 минут мы въехали в Казахстан.
21. Не забываем, –20 в городе и –20 в метель — совсем разные ощущения. Поэтому я напялил на себя сразу все что у меня было с собой, став похожим на нелепого снеговика.
Единственным цивильным вариантом ночлега можно было обзавестись в Актобе (Актюбинск), все остальное — мелкие населенные пункты без гостиниц, но в эту ночь мы решили ехать до упора.
Дальше ехать было рискованно, так как снегу впереди на дороге было ну очень много. Решили вернуться к последней развилке (проехали ее где–то с час назад) и попробовать другой дорогой. Тронулись, а машина не едет. Дорога оказалась еще более обманчивой. Грубый твердый наст лежащий на дороге скрывает приличную толщу снега. На скорости можно вполне по нему передвигаться. Но как только мы остановились — машина просто воткнулась от веса колесами в дорогу, сев всей поверхностью днища на пузо.. Опробовав все комбинации привода, с блокировками, на пониженных и прочее, стало понятно, машина как черепаха, просто лежит на брюхе, весело раскручивая колеса в разные стороны под руководством навороченного компьютера. Сцепления с дорогой не было..
Тут начинаем ржать над Хаммером и проходимостью. В его оправдание могу сказать, там есть 4 режима для езды по бездорожью и такой вот гадости, но к тому моменту я не читал даже инструкции и ездил на нем пару месяцев. Вот и попал. Сейчас уже я тертый калач, и на покатушках суровые грязевые ванны прокатывал, и эта езда по насту немного умиляет хотя вспоминая отчаяние которое охватило — было реально стремно.
В какой–то момент показалось что машина просто стоит на поле, ни о какой дороге и речи не было. Было понятно — идти тут не куда, да и дико холодно. Час за часом мы копали. Телефоны там не ловили уже пару часов езды как. ГЛОНАСС обосрался тоже, так как данные отправлял на сервер через симку. Родственники потеряли нас с радаров (на веб сайте был трекер) и, как потом выяснилось, начали переживать. Машина все время оставалась заведенной, чтобы можно было хоть как–то отогреваться. Посчитав средний расход бензина, выяснили, машина проработает где–то до часу дня. Если до этого времени не выберемся — будем медленно вмерзать в ландшафт 🙂
С алкоголем работа заспорилась веселее, но результата по прежнему не было. Машина была все еще на брюхе и беспомощно крутила колесами. Подложить под них ничего достойного не было. Свет фар выхватывал метрах в пятистах огромные снопы с сеном оставленные с лета. Решили попробовать подложить сена, и, включив дальний свет для удобства пошли в их направлении. Метрах в ста от машины весь снег был усыпан следами зверей. Что за звери — определить не хватало охотничьего образования. Но это были что–то вроде с зайца размером и какого–то копытного животного (как выяснилось через несколько дней — дикого верблюда) Ага, ну может не дикого но они там реально ходят, дальше фотки будут. Но боялись почему–то степного кабана)). С пьяни наверное)
Сено оказалось несколько дальше чем показалось изначально. Отрывать щепотку за щепоткой задубевшего сена из снопа оказалось тоже не самой приятной работой. Сильный ветер мелкие частицы соломы задувал в рот, нос, глаза. От копания в снегу варежки намокли до нитки, и когда обхватив солому такими мокрыми варежками идешь по степи, пальцы просто выламывает от дикого холода. Шаг и ты по колено. Еще шаг — и по пояс. Так, в обнимку с сеном, постоянно то падая на снег то проваливаясь под него, в дикую метель мы несли наши маленькие кусочки надежды. Оставленные включенными фары только слепили нас на обратном пути, и поэтому идти пришлось с зажмуренными глазами и практически не дыша так как труха от соломы от ветра забивалась в нос и рот.
Слушая мой рассказ по возвращению, отец, ездок со стажем, выдал нагора два дельных совета — копать номерами (лопата–то была одна и сломалась быстро) + можно было попробовать поджечь сено если уж совсем худо стало. Но мы тогда что–то и не додумались сами.Допив остатки остывшего чая из термоса, мы отдышались и двинулись в путь.
Это почти двое больше чем просто на бензоколонке в городах. Но выбора у нас не было. Монополисткой на топливо в степях оказалась молодая беременная казашка. Мы скупили все ее запасы — 4 маленькие пластмассовые канистры. До сих пор не могу себя простить что не сделали кадр — жуткий ветер, мы, не выспавшиеся (а мы не спали еще с Оренбурга между прочим! почти двое суток назад), ледяными заиндевевшими перчатками в четыре руки заливаем через воронку бензин, просто молясь на него. Девушка, для которой это видимо уже была весна, помогала нам накинув телогрейку. На ногах — только подол халата и голые ноги в галошах. Что мы заливали — одному Богу известно. Что–то желтое. Это вполне могла быть и ослиная моча, но мы старались не пролить ни капли, боясь остаться тут совсем на долго.
Сказать что там была полная антисанитария, ничего не сказать. Ложки перед использованием приходилось долго оттирать от застывшего жира, который остался от предыдущего обедающего. А что вы хотели? Посуду мыть горячей водой? Это роскошь. Сюда привозят воду, и сначала видимо в ней моются, потом в ней посуду моют, потом для других нужд. Ну или в иной последовательности. Усталые, но довольные мы лопали наше мясо с лапшой.
Они работают на фирму перегоняя машину с севера на юг страны. Здесь уже не впервые, и дорогу знают хорошо. Хоть и плохая, все равно едут, так как она короче, чем объездом на полторы тысячи больше. Они очень удивились, что к нам еще не прокопались местные бандиты. Тут говорят их пруд пруди. Эта дорога — это их территория. Тут ни у кого не работает телефон, позвать некого. Часто забирают грузы или еще что понравится. Тут, кстати, сказали они, вчера Камаз застрял в 20 минутах отсюда, пока водитель ушел за подмогой в эти края, у него сняли аккумулятор и вскрыли борт. Теперь, говорят, он тут надолго, пока видимо всю машину по частям не растащят. Спать там невозможно, придется оставить ее в степи одну. А там.. У вас, спрашивают они меня — оружие есть? Я призадумался, сказать нету, кто их знает, может они бандиты и есть. Выкрутился в общем. Тот что помоложе, предложил ехать сейчас вместе друг за другом (они на двух Тойотах — пикапах), так как следующие 30 мин будет самая сурова дорога. Мы поникли духом. Куда же хуже. Они говорят — главное там прорваться, дальше уже хорошая дорога пойдет. Дело в том, что трактор, который в состоянии хоть чуть–чуть расчистить ее, ходит раз в сутки. Но трактор один, а дорога длинная. Через час ее уже снова заметает по капот. И мы двинулись дальше втроем.
Местами дорога была чище, местами она была занесена по пояс. И чтобы проехать этот участок, нужно было набрав скорость, и не снижая, чтобы там же не сесть — буквально пробивать дорогу капотом в наметенном еще не заиндевевшем снегу. Бабах! и столб снега накрывает машину выше крыши, попадая прямо на люк. И несколько секунд просто остервенело жмешь на глаз ловя машину рулем полностью в слепую. Жаль не удалась заснять на видео такие тараны. Это были бы очень эффектные кадры. Еще чуть подальше, наши проводники остановились у Краза сошедшего в кювет и севшего на все мосты. По иронии судьбы он был гружен гусеничной техникой, которая вполне могла бы попробовать вытянуть его. Но выгрузить его они не могли, иначе просто перевернулись бы. Вот и живут водилы уже неделю в кабине. Им проезжающие мимо знакомые (как наши попутчики) подвозят хлеб и камыз. Ребята утеплили кабину и на полном серьезе ждут весны. Других вариантов нету. Это Ыргыз, самая ж***па Казахстана.
Спустя полчаса, как нам и обещали, дорога приняла человеческий вид. Можно было набрать скорость. Мы на всех парах летели к Шымкенту чтобы заночевать там. У дороги начали появляться местные кафе (действующие!), так стало понятно что мы возвращались к цивилизации.
Про Кызыл Орду могу сказать только две вещи. Там самые брутальные полицейские и там впервые за всю поездку испачкалась машина.
Еще один день ушел в степях. Ближе к вечеру стало понятно, до Шымкента мы не доедем. Даст Бог доберемся только до областного города. Пейзажи вокруг особенно не изменились. Все также пустынно, просто теперь хоть понятно что это за область проезжаем.
Чуда не случилось. До Шымкента не добрались и остановились переночевать в Кызыл Орде. Нас на ночь штрафанули за «езду в темное время суток по федеральной трассе с иностранными номерами» (такие тут у них законы, оказывается если номера не казахские то выезжать за черту города ночью нельзя) и мы легли спать. Так закончился наш праздник 23 февраля.
Продолжение следует…
Вторая часть здесь.
Третья часть здесь.
Четвертая часть здесь.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!