Почему в СССР царил культ уголовной романтики

0

В наши дни многочисленные адепты АУЕ вызывают вполне обоснованное раздражение. Многие россияне уверены, что это течение, увлекающее в основном молодежь — продукт современной вседозволенности и падения нравов. В СССР, по их мнению, такое увлечение уголовной романтикой было бы невозможно, благодаря партии, комсомолу и, конечно же, кино, литературе и эстраде, которые несли в массы доброе и светлое. Но так ли это на самом деле?

Почему в СССР царил культ уголовной романтики

Среди множества ученых, изучающих самые разные области науки, есть и специалисты, занимающиеся субкультурами. Исследователи российской криминальной среды отлично знают, что увлечение уголовным миром процветало на протяжении всего существования СССР, но традиционно это замалчивалось.

Почему в СССР царил культ уголовной романтики

Основным фактором, который способствовал увлечению обычных граждан уголовным миром, была схожесть идеологии тоталитарного советского государства и воровского мира. Как государство, так и криминалитет исключали либеральность и демократию и ценили силу и полную самоотдачу.

При этом воровской мир изначально противопоставлял себя государству и жил как бы параллельно, по своим законам. Уголовники открыто презирали правила жизни в обществе и многим это казалось некоей формой протеста. Забитые советские граждане воспринимали преступников как бунтарей, исповедующих собственную теорию личной свободы.

Совершенно ясно, что многие морально незрелые личности, особенно юные, тянулись к этой «свободе» и изо всех сил стремились влиться в мир, казавшийся им свободным от предрассудков и шаблонов, живущим по своим правилам. Очень часто приходило разочарование, но это обычно случалось слишком поздно, когда у «романтика» появлялась судимость и путь назад в общество был отрезан.

Почему в СССР царил культ уголовной романтики

В дореволюционной России романтизации криминала в литературе не было. Были детективные романы, показывающие преступников с неприглядной стороны или рассказывающие о том, как они становились на путь исправления. Такие авторы, как Владимир Гиляровский, описывающие самое социальное дно Москвы, были редкостью и их герои вызывали у читателя отвращение, жалость, но никак не восхищение.

Но после революции все кардинально изменилось. В 1920-е годы воровская субкультура стала единственной силой, открыто противопоставляющая себя действующему официальному общественно-политическому строю. Российский исследователь уголовного мира А. Н. Олейник считает, что все дело не в различиях идеологий, а, наоборот, в их разительном сходстве.

Уголовный мир, как и тоталитарное государство, не разграничивал частную и публичную жизнь — институциональные структуры тюремного сообщества и советского социума были похожи как две капли воды. Уголовные понятия ставили на первое место воровской закон, а не имевшие судимости граждане СССР были уверены в главенстве закона государства.

Почему в СССР царил культ уголовной романтики

Но все дело в том, что у воровского закона было множество преимуществ перед советским. Жизнь «по понятиям» казалась более привлекательной, так как имела особый кодекс чести, выглядевший со стороны чуть ли не рыцарским. В воровской среде было запрещено обманывать, предавать и доносить. Презирались приспособленцы и подхалимы всех сортов, в то время как в советском обществе все это не только не порицалось, но и наоборот всячески приветствовалось.

Романтизация воровского мира в искусстве началась почти сразу же после появления СССР, Одним из пионеров этого направления стал одесский писатель Исаак Бабель, в 1920-х годах написавший свои знаменитые «Одесские рассказы» о криминальной среде города у моря. Герой Бабеля, некоронованный король Молдаванки налетчик Беня Крик, несмотря на свою глубоко преступную сущность, выглядел благородным борцом с несправедливостью.

Способствовало росту популярности уголовного уклада и то, что в 1930-е годы в стране почти не осталось семей, где никто не отбывал срок. За решетку попасть было очень просто — иногда осужденный сам не мог вразумительно объяснить, что он совершил. Те люди, которым повезло вернуться из лагерей, не всегда сохраняли свое «я» и, чаще всего, изменялись до неузнаваемости.

Почему в СССР царил культ уголовной романтики

Неважно, отбывали эти люди сроки по политическим или уголовным статьям — они привозили домой новую, запретную и оттого привлекательную культуру — тюремные наколки, жаргон, манеру одеваться и, конечно же, воровские песни.

В послевоенные годы наступил пик популярности блатных песен. Их пели под гитары на кухнях и в подворотнях, а позднее записывали на катушечные магнитофоны. Именно с таких песен начиналось творчество знаменитых бардов современности В. Высоцкого и А. Розенбаума, которые учились играть и петь именно на дворовом, уголовном репертуаре.

Популярности субкультуры способствовало не только большое количество советских граждан, прошедших тюремные «институты», но и воровское отрицание возможности сотрудничества с властью. Уголовный мир становился антиподом советского строя и многие из тех, кого не устраивало положение вещей в обществе, в силу недостатка образования, выбирали не путь диссидентства, а воровской мир.

Почему в СССР царил культ уголовной романтики

Но до конца 1980-х годов все что касалось уголовного мира находилось в обществе под запретом. Его снятие, совпавшее с падением «железного занавеса», способствовало романтизации воровской жизни, о которой начали снимать фильмы, писать книги и петь со сцены песни. В этой легализации криминала не последнюю роль сыграли СМИ — передачи о жизни в тюрьмах и укладе воровской жизни, «желтая» пресса типа «SPEED-инфо» и «Мира криминала» стали настоящими путеводителями новичков в уголовном мире.

Позднее на головы россиян обрушилась целая лавина всевозможных «шансонье». Большинство из этих людей пели о вещах, о которых знали лишь с чужих слов и были достойным продуктом той самой советской школы «балконных» уголовных романтиков, никогда не привлекавшихся, но горячо поклонявшихся всему воровскому.

Почему в СССР царил культ уголовной романтики

К сожалению, современные исследования говорят о том, что сейчас в России молодежная культура продолжает опираться на воровские понятия. То что мы сегодня видим в молодежной среде — это не новомодные веяния, а неприятное наследие советской эпохи, которое еще долго будет нас преследовать.

Смотрите также:
Особенности национального киднеппинга — Почему в Китае крадут детей,
Как один неверный выбор может изменить всю жизнь,
20 фото, которые демонстрируют, что изобретательность заключенных не имеет границ

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Как появился напиток заключенных чифирь, и что из-за него происходит с организмом

Как появился напиток заключенных чифирь, и что из-за него происходит с организмом

Трогательная история Фриды-полудевочки — одной из последних звезд эпохи «цирков уродов»

Трогательная история Фриды-полудевочки — одной из последних звезд эпохи «цирков уродов»

Было-стало — 25 фото-сравнений, которые заставят иначе взглянуть на привычные вещи

Было-стало — 25 фото-сравнений, которые заставят иначе взглянуть на привычные вещи

Новые посты

Почему в СССР любили строить именно девятиэтажки?

Почему в СССР любили строить именно девятиэтажки?

Зимнее волшебство на стекле

Зимнее волшебство на стекле

Место, которое невозможно забыть — Небесный сад в Ирландии

Место, которое невозможно забыть — Небесный сад в Ирландии

10 ядовитых фруктов и овощей, которые мы едим каждый день

10 ядовитых фруктов и овощей, которые мы едим каждый день

Компрачикосы — как банды похитителей детей делали бизнес на уродстве

Компрачикосы — как банды похитителей детей делали бизнес на уродстве

10 бесценных вещей, которые были уничтожены из-за человеческой глупости

10 бесценных вещей, которые были уничтожены из-за человеческой глупости

10 распространенных страхов, которые перестанут пугать, когда узнаешь их поближе

10 распространенных страхов, которые перестанут пугать, когда узнаешь их поближе

«Я гонялся за этим леопардом полтора часа»: История создания легендарных кадров лучшего фотографа дикой природы Дэвида Ярроу

«Я гонялся за этим леопардом полтора часа»: История создания легендарных кадров лучшего фотографа дикой природы Дэвида Ярроу

Прижизненное погребение — зачем люди добровольно себя хоронят

Прижизненное погребение — зачем люди добровольно себя хоронят

Позор семьи Фордов, или Почему Адольф Гитлер наградил автомагната «Железным крестом»

Позор семьи Фордов, или Почему Адольф Гитлер наградил автомагната «Железным крестом»

«Монгольская борьба — это как идти на войну»

«Монгольская борьба — это как идти на войну»

Загадочные артефакты таинственного Царства Шу

Загадочные артефакты таинственного Царства Шу