Легенда о Юдифи и Олоферне
История Юдифи и Олоферна — один из самых кровавых и противоречивых сюжетов в истории искусства. Прекрасная вдова, соблазнившая вражеского полководца и отрубившая ему голову во сне — этот библейский рассказ вдохновлял художников на протяжении столетий. От Ренессанса до современности мастера кисти изображали момент убийства, триумф героини с отрубленной головой или её возвращение в осаждённый город.

Сюжет из неканонической Книги Юдифи особенно полюбился художникам барокко, которые смаковали драматизм сцены убийства. Караваджо, Артемизия Джентилески, Рубенс, Кранах — каждый по-своему интерпретировал эту историю. Для одних Юдифь была героиней, спасшей свой народ, для других — воплощением роковой женщины, опасной соблазнительницы. Для художниц вроде Артемизии Джентилески этот сюжет стал способом выразить женскую силу и месть мужчинам-тиранам.
История начинается с военного похода, который должен был покорить весь известный мир — и заканчивается в шатре пьяного полководца, где его ждала смерть от руки женщины.
Военный поход Олоферна и осада Ветилуи
После победы над мидийским царём Арфаксадом ассирийский царь Навуходоносор, правивший в Ниневии, послал военачальника Олоферна завоевывать страны от Персии на востоке до Сидона и Тира на западе, покарать обитавшие к западу от Ассирии народы за неповиновение. В их число попали и израильтяне.

Олоферн разорил Месопотамию, Киликию и другие земли, начал приближаться к Финикии и Иудее. Узнав о приближении ассирийцев, израильтяне принялись возводить укрепления, вызвав гнев Олоферна. Когда он достиг Ездрелонской долины, оказалось, что по распоряжению иерусалимского первосвященника узкий проход, ведший в Иудею и к Иерусалиму, перекрыли евреи близлежащих укреплённых городов Ветулии и Бетоместаима.
Пророчество Ахиора и начало осады
Вождь аммонитян Ахиор отговаривал Олоферна от карательного похода в Иудею, обещая ему поражение, если израильтяне по-прежнему будут верны единому Богу — пока евреи хранят верность Богу, они непобедимы. Олоферн, считавший единственным богом Навуходоносора, приказал связать Ахиора и «предать в руки сынов Израиля». Его отвели в горный город Ветилую, где местные жители освободили его от пут, и он рассказал о своей встрече с ассирийцами.

Олоферн по совету идумеев и моавитян осадил город и перекрыл жителям Ветилуи доступ к воде, обрекая их на медленную смерть. Жители горной крепости требовали от старейшин передачи её ассирийцам, если в течение пяти дней не придёт помощь от Бога.
Юдифь принимает решение
Юдифь обвинила старейшин в том, что они хотят подвергнуть Бога испытанию, и сказала:

Молодая вдова Юдифь, стремясь спасти родной город, разработала дерзкий план. Она помолилась Богу, просила Его помочь осуществить свой замысел, умылась, умастилась благовониями, надела праздничное платье, украсила себя, «чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят её». Затем она надела красивые одежды и отправилась вместе со служанкой (которая несла большой мешок кошерной пищи) в стан ассирийцев.
В лагере врага
Остановившим её воинам в лагере противника Юдифь объявила себя пророчицей и сказала, что собирается указать их полководцу лёгкий путь к захвату Ветилуи. Придя в шатёр Олоферна, она рассказала ему, что израильтяне будто бы нарушили заповеди Бога, а значит, лишили себя Его защиты и обречены на поражение.

Подчёркивая своё благочестие, она пообещала Олоферну помочь наказать отступников и провести его войско к Иерусалиму. Олоферн, восхищённый её красотой и мудростью, позволил Юдифи жить в его лагере. Там она провела три дня, ночью уходила со служанкой в долину Ветилуи, купалась там в источнике и чистой возвращалась в лагерь.
Ночь убийства
На четвёртый день Олоферн устроил пир, на который повелел пригласить Юдифь, ибо «сильно желал сойтись с нею и искал случая обольстить её с того самого дня, как увидел её». Но, любуясь красавицей, Олоферн опился вином и заснул. Когда слуги удалились из шатра, Юдифь обезглавила спящего Олоферна его собственным мечом и отдала отрубленную голову своей служанке, спрятавшей её в мешок со съестными припасами.

Затем израильтянки вернулись в город и показали голову горожанам со словами:
Победа и бегство ассирийцев
Голову вывесили на крепостной стене. Юдифь повелела воинам Ветилуи выступить против ассирийского войска. Подчинённые Олоферна отправились за своим военачальником и, найдя его убитым, пришли в ужас. Ассирийцы были обращены в бегство и по частям разбиты войсками израильтян, отступив за Дамаск.

Юдифь вернулась в Ветилую, где поселилась в своём имении. Многие желали видеть её своей женой, но она отказалась вступать во второй брак. Она прожила 105 лет, пользуясь всеобщим уважением. Юдифь погребли в пещере в Ветилуи, где было захоронение её мужа Манассии.
Юдифь в интерпретации великих мастеров
История Юдифи стала одним из самых популярных сюжетов в европейском искусстве. Художников привлекала драматичность момента — красивая женщина убивает могущественного мужчину, используя единственное оружие, доступное слабому полу: обольщение. Этот сюжет позволял совместить эротику (красота Юдифи) и насилие (сцена убийства), религиозный подвиг и человеческую драму.

Особенно впечатляет версия Артемизии Джентилески — художницы, которая сама пережила сексуальное насилие и изобразила убийство Олоферна с невероятной жестокостью. Её Юдифь — не хрупкая красавица, а сильная женщина, которая со всей силы вонзает меч в шею тирана, пока служанка удерживает его.




Современные интерпретации библейского сюжета
Сюжет Юдифи и Олоферна продолжает вдохновлять художников и в наше время. Современные мастера переосмысляют эту историю через призму феминизма, психологии, эротики. Образ Юдифи трактуется по-разному — от героини-освободительницы до роковой соблазнительницы, от символа справедливой мести до воплощения женской жестокости.






История Юдифи остаётся одним из самых противоречивых библейских сюжетов. Одни видят в ней героиню, спасшую свой народ от порабощения, другие — коварную убийцу, использовавшую своё тело как оружие. Третьи восхищаются её смелостью и решительностью, четвёртые ужасаются жестокости совершённого. Но главное — эта история продолжает волновать воображение людей спустя тысячелетия, заставляя художников снова и снова обращаться к образу прекрасной женщины с окровавленным мечом в руке.
Какая из представленных интерпретаций кажется вам наиболее выразительной — драматический реализм Караваджо, яростная сила Артемизии Джентилески или изящная холодность мастеров Ренессанса?
Смотрите также — «Отель смерти» Лавинии Фишер: история первой женщины-серийной убийцы в США
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Ангельская внешность: как выглядят дети, когда смешиваются разные расы
Легенда о Юдифи и Олоферне
"Ее жизнь так печальна, что рассказ о ней кажется неправдоподобным": великая трагедия Эдит ...
Модники и чудаки из метрополитена
22 очень приятных случая, когда реальность превзошла ожидания
25 актеров, которые сыграли сразу несколько ролей в одном фильме
"Салон Китти" - легендарный бордель под колпаком спецслужб Третьего Рейха
История жизни и смерти генерала Карбышева, которого нацисты превратили в глыбу льда
Почему "король-солнце" Людовик XIV вызывал у женщин отвращение
10 фильмов с Бредом Питтом, которые стоит пересмотреть