Смотрите
BigPicture ➤ авто ➤ Как рождаются гиганты: БелАЗ
Как рождаются гиганты: БелАЗ
0
Белорусский автомобильный завод на сегодня держит примерно 30% рынка большегрузных карьерных самосвалов. В 2013 году был представлен самосвал грузоподъемностью 450 тонн, созданный всего лишь за два года. Он уже заявлен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире. Самосвалы такой грузоподъемности на данный момент пока никто не производит.
Сегодня мы заглянем в цеха БелАЗа и посмотрим, как рождаются гиганты.
БелАЗ ежегодно на День машиностроителя проводит день открытых дверей, и, чтобы попасть на него, надо всего лишь прочесть анонс на сайте www.belaz.by и в назначенный день приехать в город Жодино с утра пораньше. Ограничений по фотографированию абсолютно никаких. Главное, не заходить за ленточки, быть трезвым и не нарушать порядок. Самые интересные места, к сожалению, скрыты от глаз, но и то, что есть, довольно интересно посмотреть.
На завод реально приходит очень много народа. Сотрудники с детьми, приезжают люди из других городов Беларуси. С 12 часов дня до 15 завод полностью в распоряжении гостей.
Обзор начинается с монтажно-сборочного цеха №1. Как я понимаю, это самый старый из имеющихся цехов. Здесь находится конвейер по сборке 40-тонных самосвалов, а также вспомогательные производства.
Прессовое производство. Прессы производства воронежского завода «Тяжмашпресс».
Лазерная резка металлов. Участок закладки и сборки 40-тонных самосвалов. Вот здесь начинается конвейерная сборка самосвалов. Надо заметить, что БелАЗ чуть ли не единственный производитель в мире, собирающий карьерные самосвалы конвейерным способом. Двигатели устанавливаются первыми. Двигатель ЯМЗ-240БМ2-4. Затем гидромеханические трансмиссии. Затем устанавливается остальное оборудование и кабины.
Одними из последних ставятся гидронасосы, если я правильно определил этот агрегат. На гидронасос возложены функции рулевого управления и подъема кузова. Эти системы у БелАЗа объединены. Примерно 500 метров назад этот милый грузовичок был набором запчастей. Шины производятся в городе Бобруйск. На въезде в город в качестве памятника стоит шина от большого карьерника. Следующий доступный для осмотра участок сборки трансмиссий. Очень интересным для меня стал тот факт, что у БелАЗа дисковые тормоза. Стенд для испытаний собранного заднего моста.
Зуборезные станки для нарезки шестерен. Здесь для доступа открыт главный конвейер и участок подготовки комплектующих. Первое, что можно увидеть при входе, — это участок сборки колес. Они последними устанавливаются на собранный самосвал. Вообще все, что по прямой на этом снимке, — это подготовка к производству. Сборка систем централизованной смазки, систем пожаротушения, сборка дизель-генераторов и мотор-колес. После все это передается на главный конвейер, который находится справа и устанавливается на собираемые самосвалы. Самое то для клумбочек во дворах. Части выхлопной системы. Многие детали, надо сказать, весьма увесистые. Целый день на конвейере — и никакого фитнеса не нужно!
Если я правильно соображаю, эти валы служат либо для привода с дизеля на генератор, либо от электродвигателя колеса на тормозные диски. А может быть, и там и там. Дизель-генераторная установка. Генераторы наши, российские, производства новосибирского завода и питерской «Электросилы». Дизели устанавливаются разные. На фото Cummins. Отдельно стоящий дизель, возможно, Caterpillar. Генератор синхронный тяговый. Его величество электродвигатель крупным планом. Мотор-колесо в разобранном состоянии. Элемент мотор-колеса. Правильное название его я, к сожалению, не знаю. А теперь из этого всего попытаемся собрать БелАЗ. На этом заканчивается вспомогательное производство, а я подхожу к главному конвейеру.
Теперь я в фотографиях попытаюсь показать путь от пустой рамы до готового самосвала, способного выехать своим ходом.
В самом начале конвейера нашелся вот такой ключик на 60. Незаменимый инструмент для сборки БелАЗов 🙂 Интересно, сколько же грузовиков было собрано с его помощью. Вот эта прелесть в собранном состоянии весит 40 тонн! 40 ладокалин! Как она перемещается по цеху, можно увидеть на следующем снимке.
Часть передней подвески с тормозами. Вон то большое сзади — это часть заднего моста. БелАЗы грузоподъемностью выше ста тонн оснащаются электротрансмиссией. Мотор-колеса крепятся к этой «бочке», посередине размещаются тормоза, крепящиеся к валам электродвигателей. Чуть ниже можно будет увидеть с другого ракурса люк для доступа к системе торможения. Если приглядеться, то можно обратить внимание, что на конвейере одновременно собирается несколько разных моделей. К сожалению, я не знаю всех особенностей, поэтому не могу на сто процентов сказать, какая модель в итоге выйдет. Вот это, судя по креплениям воздушных фильтров, в итоге будет 220-тонником. А вот здесь установлен дизельный двигатель Cummins. Установлены мотор-колеса, ведется монтаж электросхем. Отверстие сзади с лесенкой нужно для обслуживания тормозной системы заднего моста. Тормоза находятся именно там. Топливный бак, установленный за колесом, примерно на 1,7 тонны топлива. В конце сборки устанавливаются колеса, и самосвал готов своим ходом покинуть ворота цеха. Готовый красавец грузоподъемностью 220 тонн, готовый к выезду из цеха. На улице +5, моросит противный дождь, а оделся я довольно легко для такой погоды. В цехах тепло, но уже, к сожалению, все просмотрено и отснято. Впрочем, нам не привыкать, айда на улицу! Еще несколько БелАЗов притаились в кустах. Без кузова он даже кажется небольшим 🙂 Только колесико выше моего роста (1,86 м). Народу, несмотря на плохую погоду, было много. Родители приехали со своими детьми, были даже малыши в колясках. На площадке между цехов и самосвалов была установлена сцена и проходил концерт какой-то местной самодеятельности. 360 + 40 + 450 = 850. Это не арифметика, это общая грузоподъемность этой троицы. БелАЗы на подбор. Вам какой? Готовые БелАЗы у цеха. Мотор-колесо. А теперь немного спецтехники, выпускаемой БелАЗом и входящим в холдинг БелАЗ Могилевским автомобильным заводом. Этот пепелац служит для увлажнения дорог в карьерах, чтобы снизить запыленность. Самосвал-землевоз МоАЗ-75041 грузоподъемностью 27 тонн. Эвакуатор для вышедших из строя БелАЗов. Шахтный автопогрузчик. Используется для работы в шахтах, поэтому кабина ему не нужна. Еще один могилевский самосвал, к сожалению, точную модель затрудняюсь указать. БелАЗ-75180 грузоподъемностью 180 тонн и мощностью 2000 лошадиных сил. БелАЗ-75174 грузоподъемность 150 тонн. БелАЗ-75302 грузоподъемностью 220 тонн. Мама, папа и сынок. Округлый. Также благодаря новой форме снижена собственная масса этой самосвальной платформы. БелАЗ-74212 — аэродромный тягач. Обратите внимание — кузова практически всех БелАЗов разборные. Это нужно для того, чтобы уложиться в железнодорожный габарит. Не влезать — злой дятел! Как я писал ранее — в этом дупле находится тормозная система. БелАЗ-75602 грузоподъемностью 360 тонн. По сравнению со своими собратьями этот совсем малыш! Ну а теперь на сцену выходит он — БелАЗ-75710. Полный привод, два дизельных двигателя MTU DD16 V4000 общей мощностью 4600 лошадиных сил. Без загрузки работает один двигатель, при полной — второй автоматически включается в работу. Два топливных бака вмещают 5600 литров топлива, гидросистема рулевого управления и подъема кузова содержит 1800 литров гидравлической жидкости. Собственный вес около 400 тонн.
Его габариты:
Высота: 8,16 м.
Ширина: 9,87 м.
Длина: 20,60 м.
На осях используются спаренные колеса лишь потому, что на данный момент нету шин, которые могли бы осилить вес более 100 тонн. Сама покрышка высотой около 4 метров весит 5 тонн. В мире сейчас всего два завода, производящих покрышки такого размера, — «Мишлен» и «Бриджстоун». Впрочем, «Белшина» обещает их догнать к 2015 году.
Чтобы самосвал вписывался в радиус поворота 20 метров, обе оси сделаны поворотными. Под бампером, если его так можно назвать, можно стоять в полный рост.
Чтобы завести этот автомобиль, не обязательно подниматься в кабину. Можно зайти под моторный отсек и воспользоваться этим пультом.
Тросы нужны для того, чтобы фиксировать платформу в открытом состоянии. В сравнении с 360-тонным БелАЗом… …и 90-тонным.