Как пройти в «Ворота Арктики»

0

Пишет Мария Новоселецкая:

«Самолет из Москвы или Санкт-Петербурга до столицы Ямала донесет вас всего за три часа. Вот Уральские горы, а вот уже и великая Обь под крылом и за ней — Салехард.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Казалось бы, недолго, но этого достаточно, чтобы оказаться в бескрайних просторах, богатых археологическими находками, урожаем ягод и грибов, олениной и множеством рыб в реках.

Фотография: Как пройти в

Ямал принято считать газовым краем, но это не совсем так. Тундра хранит в своих недрах еще и черное золото — нефть. И сейчас разработка ямальских месторождений, что ранее было невозможным из-за сложностей в извлечении природных запасов, играет очень важную роль в развитии региона.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Нам (группе журналистов) выдался уникальный шанс посмотреть, пощупать нефть в прямом смысле слова и увидеть, как она добывается. Масштабы производства в сочетании с природой этого края произвели на нас яркое впечатление.

Фотография: Как пройти в

Итак. Раннее утро. Салехард. Вертолетная площадка и первый в моей жизни полет на вертолете. Небольшой инструктаж, ремни пристегнуты, вместо берушей — наушники в уши, а за бортом бескрайние пейзажи, от которых не оторваться.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

С нами летит Александр Липатников, начальник отдела эксплуатации нефтеналивного терминала «Ворота Арктики», который больше всех знает о трудностях и особенностях добычи нефти на Ямале.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Наш путь лежит к месторождению, неподалеку от села Новый Порт, а на следующий день еще дальше — Мыс Каменный, где находится самый главный объект нашего посещения — нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Фотография: Как пройти в

По прилету мы сразу отправились на промысел. Новопортовское месторождение — одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал, а по запасам жидких углеводородов — крупнейшее.

Фотография: Как пройти в

Извлекаемые запасы по категории C1 и С2 составляют более двухсот пятидесяти миллионов тонн нефти и конденсата, а также более трехсот двадцати миллиардов кубометров газа. Это очень много!

Фотография: Как пройти в

Если углубиться в историю Ямала, то наличие здесь значительных запасов нефти и газа было доказано еще в 1964 году, однако отсутствие транспортной инфраструктуры, а также сложная геология долгое время оставались непреодолимыми препятствиями для начала полномасштабной разработки Новопортовского. К 1987 году на месторождении было пробурено 117 разведочных скважин, однако в активную фазу проект освоения актива вступил лишь после 2010 года, когда «Газпром» принял решение о его передаче «Газпром нефти». Сегодня оператором проекта выступает ООО «Газпромнефть-Ямал».

Фотография: Как пройти в

Эффективности добычи в условиях арктических широт и вечной мерзлоты компания достигает за счет использования современных технологий. Например, одна из них — бурение многоствольных скважин, что позволяет увеличить зону охвата пласта. Именно здесь пробурена многоствольная скважина с длиной горизонтального участка в 2000 метров. Этот показатель является рекордным для «Газпром нефти».

Фотография: Как пройти в

Кстати, о рекордах. На промысле работают действительно увлеченные люди, впрочем, других этот край и не признает. Нужно быть упертым и любить свое дело, чтоб проводить вахты в этих условиях. Удивительным открытием оказалось, что бригады не просто ставят рекорды по темпам строительств скважин, но еще и соревнуются между собой. Здесь присутствует все: и названия команд, и соревновательный процесс. У рекордсменов имя команды как раз соответствующее — «Победа» (как корабль назовете, так он и поплывет). А есть даже «Снежные барсы». Когда-то на строительство скважин уходило в среднем 40 суток, сейчас же — 22, а есть и рекорд — 14 дней!

Новопортовское месторождение растет быстрыми темпами. По состоянию на июль 2017 года пробурены 84 скважины, а планируется почти четыреста! Вы только подумайте о масштабе богатств этого края.

Фотография: Как пройти в

Конечно же, для такой усердной работы и условия должны быть соответствующие. Построена опорная база промысла с общежитием, налажена инфраструктура для быта. Всего на вахте работает около 450 человек. Часть работников живут по-прежнему в вагончиках, но в комфортабельных — даже полы с подогревом. Уже в следующем году должен войти в строй жилой комплекс на 600 человек, будет запущена газотурбинная электростанция, которая обеспечит электроэнергией не только объекты нефтяников, но и ближайшие поселки.

Фотография: Как пройти в

Освоение территории не может проходить без взаимодействия с местным населением. «Мы здесь в гостях», — признается начальник промысла Владимир Саблин, поэтому принимаются все меры, чтобы максимально обезопасить природу от вторжения человека и конечно же жить в дружбе и согласии с кочевыми народами, которые издревле живут в тундре. Трубопроводы подняты над землей так, чтобы не мешать оленям, на месте сложившихся веками троп животных сделаны безопасные переходы через трубопроводы, чистятся сезонные дороги. В общем, «Газпром нефть» делает все для того, чтобы не мешать местным жить, как им удобно.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Очень приятно удивляет подобный симбиоз крупного предприятия и населения. Так, совместными усилиями возобновили праздник оленеводов, не показушный, а самый настоящий, куда съезжаются со всех концов бескрайней Ямальской тундры, проводят день рыбака и вообще всячески откликаются на нужды населения.

Фотография: Как пройти в

Кстати, к разговору об экологической чистоте. «Газпром нефть» совместно с ведущими российскими НИИ проводит оценку уровня антропогенного воздействия на флору и фауну полуострова Ямал, в том числе на виды, занесённые в «Красную книгу». К примеру, планируется провести опытные работы по определению растений, которые можно наиболее эффективно использовать для восстановления нарушенных поверхностных слоев почвы в ямальской тундре.

Фотография: Как пройти в

Вы только посмотрите, где трясогузка сделала гнездо? Прямо в основании цистерн резервуарного парка Центрального пункта сбора нефти.

Фотография: Как пройти в

Хотите попробовать нефть? — задали нам очень нетривиальный вопрос. Конечно же да! Правда не на вкус, как вам могло показаться. А вот потрогать и понюхать — пожалуйста! Это очень интересный опыт. И да, запах напоминает бензиновый и этим ямальская нефть отличается от других брендов.

Фотография: Как пройти в

Здесь на Новопортовском месторождении добывают уникальный сорт нефти, который так и называется — Novy Port. Эта нефть очень привлекательна для покупателей, ее знают и ценят в Европе за высочайшее качество, то есть низкое содержание серы (около 0,1%), воды, других примесей. Novy Port превосходит не только российскую смесь Urals, но и европейский маркерный сорт Brent. На сегодняшний день Novy Port можно с уверенностью назвать брендом Ямала.

Фотография: Как пройти в

Коротко о том, какой путь проходит нефть. Из скважин на узел дополнительных работ поступает нефтяная эмульсия, которую нужно избавить от воды и газа. Сначала смесь встречается с двумя видами сепараторов, потом отделившийся газ уходит на блок подготовки топливного газа для местной электростанции, а водонефтяная смесь идет через следующую сеть сепараторов, после которых выходит основательно подогретая, до 40-45 градусов, без газа и с водой на уровне 0,03 процента.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Подготовленная товарная нефть по стокилометровой трубе уходит из Нового Порта в Мыс Каменный, оттуда терминалом «Ворота Арктики» отгружается на танкер, который идет через Мурманск покупателю в Европу.

Фотография: Как пройти в

Вот и мы по пути следования нефти полетели на Мыс Каменный к «Воротам Арктики», чтоб своими глазами увидеть, как это происходит и, чтобы навсегда влюбиться в эти суровые дали, не переставать восхищаться трудом людей, которые здесь несут вахту.

Фотография: Как пройти в

То, что Новопортовское месторождение уникально, думаю, вы уже поняли. Но «Ворота Арктики» еще сильнее выделяют его среди других месторождений. Только подумайте, впервые в истории развития нефтегазовой промышленности в России круглогодичная транспортировка нефти осуществляется не по трубопроводам, а Северным морским путем. Чтобы это стало возможным, проделана огромная работа специалистов, в результате которой построен крупный нефтеналивной терминал — единственный, расположенный в пресных водах за Полярным кругом, аналогов ему нет в мире.

Фотография: Как пройти в

«Ворота Арктики» рассчитаны на работу в экстремальных природно-климатических условиях. Мощность терминала по перевалке сырья — 8,5 млн тонн/год. Огромная конструкция имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Фотография: Как пройти в

Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Принцип «нулевого сброса» исключает любой контакт продукта с атмосферой, что крайне важно для сохранения экологии Арктики.

Фотография: Как пройти в

С удивлением узнаем из разговора с операторами терминала, что работать зимой гораздо комфортнее — нет волны и ветра. В зимний период «Ворота Арктики» более доступны в плане выездов специалистов, обслуживания, постановки танкеров под отгрузку. Но как можно подниматься на высоту более 80 метров в мороз? В основном все механизировано и управляется на расстоянии, из центра, где стоит все необходимое оборудование и видеонаблюдение.

Фотография: Как пройти в

Здесь же, на берегу, находится и лаборатория, которая контролирует качество передаваемой нефти и выдает сертификат на партию, загружаемую на танкер в данный момент.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Первая отгрузка сырья с помощью терминала состоялась 25 мая 2016 года, команду к запуску дал Президент России Владимир Путин. С этого времени в Европу ушло не мало тысяч тонн новопортовской нефти. Весной этого года «Газпромнефть-Ямал» отгрузил юбилейную — пятимиллионную — тонну сырья на танкер «Штурман Альбанов».

Фотография: Как пройти в

К слову о морских судах. «Газпром нефть» специально для работы на проекте «Новый Порт» развивает собственный флот. До конца 2017 года к транспортировке нефти поступят шесть танкеров наивысшего арктического класса — Arc7. Такой танкер способен перевозить по 40 тысяч тонн, преодолевать Северный морской путь во льдах толщиной 1,8 метра.

Фотография: Как пройти в

Параллельно на Выборгском судостроительном заводе строятся дизель-электрические ледоколы, которые будут носить титул самых мощных неатомных ледоколов в Арктике. Их главной задачей станет обеспечение отгрузки нефти и сопровождение танкеров. Таким судам не страшен мороз даже в минус 50 градусов.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Путешествие на Мыс Каменный подходит к концу, можно еще выйти на берег Обской губы, кинуть монетку и загадать желание, ведь эти края еще хранят в себе много интересного и неизвестного, может, это новые месторождения, а, может, новые люди, которые встретятся нам на пути. Кто знает. Точно уверена в одном, что Ямал — удивительный край с удивительными открытиями внутри и с замечательными людьми, которые осваивают эту суровую землю и живут тут».

Фотография: Как пройти в

Смотрите также: «Приразломная»: проверено тюленями

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

По инициативе мужа француженку изнасиловали во сне более 90 раз

По инициативе мужа француженку изнасиловали во сне более 90 раз

От хита Russian Girls до убийства продюсера: настоящая история группы «Комбинация»

От хита Russian Girls до убийства продюсера: настоящая история группы «Комбинация»

Магнитные бури: как они влияют на людей и стоит ли их бояться?

Магнитные бури: как они влияют на людей и стоит ли их бояться?

Новые посты

История Армада Мишеля, легендарного героя Франции родом из Азербайджана

История Армада Мишеля, легендарного героя Франции родом из Азербайджана

Вы точно не догадаетесь, что это: одна из первых оптических иллюзий, спрятанная в картине 1533 года

Вы точно не догадаетесь, что это: одна из первых оптических иллюзий, спрятанная в картине 1533 года

Как пили русские писатели — рассказы трактирщиков начала XX века

Как пили русские писатели — рассказы трактирщиков начала XX века

13 дизайнеров, которым нужно вручить Нобелевскую премию за креативность

13 дизайнеров, которым нужно вручить Нобелевскую премию за креативность

Оказывается, мама-то была права — 9 народных средств, которые действительно помогают

Оказывается, мама-то была права — 9 народных средств, которые действительно помогают

Великолепные тату в виде татуированных кошек от японского художника

Великолепные тату в виде татуированных кошек от японского художника

13 самых жутких историй про женщин-привидений

13 самых жутких историй про женщин-привидений

Почему мужчинам-мусульманам запрещено носить шелк и золото

Почему мужчинам-мусульманам запрещено носить шелк и золото

Фриганизм – отрицание потребительства

Фриганизм – отрицание потребительства

Уникальные архивные фотографии, которые заставят по-другому взглянуть на прошлое

Уникальные архивные фотографии, которые заставят по-другому взглянуть на прошлое

Эротический сюрреализм в фотоработах Макса Сауко из Иркутска

Эротический сюрреализм в фотоработах Макса Сауко из Иркутска

Если бы знаменитые фильмы снимали во дворе по соседству

Если бы знаменитые фильмы снимали во дворе по соседству