Как пройти в «Ворота Арктики»

0

Пишет Мария Новоселецкая:

«Самолет из Москвы или Санкт-Петербурга до столицы Ямала донесет вас всего за три часа. Вот Уральские горы, а вот уже и великая Обь под крылом и за ней — Салехард.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Казалось бы, недолго, но этого достаточно, чтобы оказаться в бескрайних просторах, богатых археологическими находками, урожаем ягод и грибов, олениной и множеством рыб в реках.

Фотография: Как пройти в

Ямал принято считать газовым краем, но это не совсем так. Тундра хранит в своих недрах еще и черное золото — нефть. И сейчас разработка ямальских месторождений, что ранее было невозможным из-за сложностей в извлечении природных запасов, играет очень важную роль в развитии региона.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Нам (группе журналистов) выдался уникальный шанс посмотреть, пощупать нефть в прямом смысле слова и увидеть, как она добывается. Масштабы производства в сочетании с природой этого края произвели на нас яркое впечатление.

Фотография: Как пройти в

Итак. Раннее утро. Салехард. Вертолетная площадка и первый в моей жизни полет на вертолете. Небольшой инструктаж, ремни пристегнуты, вместо берушей — наушники в уши, а за бортом бескрайние пейзажи, от которых не оторваться.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

С нами летит Александр Липатников, начальник отдела эксплуатации нефтеналивного терминала «Ворота Арктики», который больше всех знает о трудностях и особенностях добычи нефти на Ямале.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Наш путь лежит к месторождению, неподалеку от села Новый Порт, а на следующий день еще дальше — Мыс Каменный, где находится самый главный объект нашего посещения — нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Фотография: Как пройти в

По прилету мы сразу отправились на промысел. Новопортовское месторождение — одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений на полуострове Ямал, а по запасам жидких углеводородов — крупнейшее.

Фотография: Как пройти в

Извлекаемые запасы по категории C1 и С2 составляют более двухсот пятидесяти миллионов тонн нефти и конденсата, а также более трехсот двадцати миллиардов кубометров газа. Это очень много!

Фотография: Как пройти в

Если углубиться в историю Ямала, то наличие здесь значительных запасов нефти и газа было доказано еще в 1964 году, однако отсутствие транспортной инфраструктуры, а также сложная геология долгое время оставались непреодолимыми препятствиями для начала полномасштабной разработки Новопортовского. К 1987 году на месторождении было пробурено 117 разведочных скважин, однако в активную фазу проект освоения актива вступил лишь после 2010 года, когда «Газпром» принял решение о его передаче «Газпром нефти». Сегодня оператором проекта выступает ООО «Газпромнефть-Ямал».

Фотография: Как пройти в

Эффективности добычи в условиях арктических широт и вечной мерзлоты компания достигает за счет использования современных технологий. Например, одна из них — бурение многоствольных скважин, что позволяет увеличить зону охвата пласта. Именно здесь пробурена многоствольная скважина с длиной горизонтального участка в 2000 метров. Этот показатель является рекордным для «Газпром нефти».

Фотография: Как пройти в

Кстати, о рекордах. На промысле работают действительно увлеченные люди, впрочем, других этот край и не признает. Нужно быть упертым и любить свое дело, чтоб проводить вахты в этих условиях. Удивительным открытием оказалось, что бригады не просто ставят рекорды по темпам строительств скважин, но еще и соревнуются между собой. Здесь присутствует все: и названия команд, и соревновательный процесс. У рекордсменов имя команды как раз соответствующее — «Победа» (как корабль назовете, так он и поплывет). А есть даже «Снежные барсы». Когда-то на строительство скважин уходило в среднем 40 суток, сейчас же — 22, а есть и рекорд — 14 дней!

Новопортовское месторождение растет быстрыми темпами. По состоянию на июль 2017 года пробурены 84 скважины, а планируется почти четыреста! Вы только подумайте о масштабе богатств этого края.

Фотография: Как пройти в

Конечно же, для такой усердной работы и условия должны быть соответствующие. Построена опорная база промысла с общежитием, налажена инфраструктура для быта. Всего на вахте работает около 450 человек. Часть работников живут по-прежнему в вагончиках, но в комфортабельных — даже полы с подогревом. Уже в следующем году должен войти в строй жилой комплекс на 600 человек, будет запущена газотурбинная электростанция, которая обеспечит электроэнергией не только объекты нефтяников, но и ближайшие поселки.

Фотография: Как пройти в

Освоение территории не может проходить без взаимодействия с местным населением. «Мы здесь в гостях», — признается начальник промысла Владимир Саблин, поэтому принимаются все меры, чтобы максимально обезопасить природу от вторжения человека и конечно же жить в дружбе и согласии с кочевыми народами, которые издревле живут в тундре. Трубопроводы подняты над землей так, чтобы не мешать оленям, на месте сложившихся веками троп животных сделаны безопасные переходы через трубопроводы, чистятся сезонные дороги. В общем, «Газпром нефть» делает все для того, чтобы не мешать местным жить, как им удобно.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Очень приятно удивляет подобный симбиоз крупного предприятия и населения. Так, совместными усилиями возобновили праздник оленеводов, не показушный, а самый настоящий, куда съезжаются со всех концов бескрайней Ямальской тундры, проводят день рыбака и вообще всячески откликаются на нужды населения.

Фотография: Как пройти в

Кстати, к разговору об экологической чистоте. «Газпром нефть» совместно с ведущими российскими НИИ проводит оценку уровня антропогенного воздействия на флору и фауну полуострова Ямал, в том числе на виды, занесённые в «Красную книгу». К примеру, планируется провести опытные работы по определению растений, которые можно наиболее эффективно использовать для восстановления нарушенных поверхностных слоев почвы в ямальской тундре.

Фотография: Как пройти в

Вы только посмотрите, где трясогузка сделала гнездо? Прямо в основании цистерн резервуарного парка Центрального пункта сбора нефти.

Фотография: Как пройти в

Хотите попробовать нефть? — задали нам очень нетривиальный вопрос. Конечно же да! Правда не на вкус, как вам могло показаться. А вот потрогать и понюхать — пожалуйста! Это очень интересный опыт. И да, запах напоминает бензиновый и этим ямальская нефть отличается от других брендов.

Фотография: Как пройти в

Здесь на Новопортовском месторождении добывают уникальный сорт нефти, который так и называется — Novy Port. Эта нефть очень привлекательна для покупателей, ее знают и ценят в Европе за высочайшее качество, то есть низкое содержание серы (около 0,1%), воды, других примесей. Novy Port превосходит не только российскую смесь Urals, но и европейский маркерный сорт Brent. На сегодняшний день Novy Port можно с уверенностью назвать брендом Ямала.

Фотография: Как пройти в

Коротко о том, какой путь проходит нефть. Из скважин на узел дополнительных работ поступает нефтяная эмульсия, которую нужно избавить от воды и газа. Сначала смесь встречается с двумя видами сепараторов, потом отделившийся газ уходит на блок подготовки топливного газа для местной электростанции, а водонефтяная смесь идет через следующую сеть сепараторов, после которых выходит основательно подогретая, до 40-45 градусов, без газа и с водой на уровне 0,03 процента.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Подготовленная товарная нефть по стокилометровой трубе уходит из Нового Порта в Мыс Каменный, оттуда терминалом «Ворота Арктики» отгружается на танкер, который идет через Мурманск покупателю в Европу.

Фотография: Как пройти в

Вот и мы по пути следования нефти полетели на Мыс Каменный к «Воротам Арктики», чтоб своими глазами увидеть, как это происходит и, чтобы навсегда влюбиться в эти суровые дали, не переставать восхищаться трудом людей, которые здесь несут вахту.

Фотография: Как пройти в

То, что Новопортовское месторождение уникально, думаю, вы уже поняли. Но «Ворота Арктики» еще сильнее выделяют его среди других месторождений. Только подумайте, впервые в истории развития нефтегазовой промышленности в России круглогодичная транспортировка нефти осуществляется не по трубопроводам, а Северным морским путем. Чтобы это стало возможным, проделана огромная работа специалистов, в результате которой построен крупный нефтеналивной терминал — единственный, расположенный в пресных водах за Полярным кругом, аналогов ему нет в мире.

Фотография: Как пройти в

«Ворота Арктики» рассчитаны на работу в экстремальных природно-климатических условиях. Мощность терминала по перевалке сырья — 8,5 млн тонн/год. Огромная конструкция имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Фотография: Как пройти в

Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Принцип «нулевого сброса» исключает любой контакт продукта с атмосферой, что крайне важно для сохранения экологии Арктики.

Фотография: Как пройти в

С удивлением узнаем из разговора с операторами терминала, что работать зимой гораздо комфортнее — нет волны и ветра. В зимний период «Ворота Арктики» более доступны в плане выездов специалистов, обслуживания, постановки танкеров под отгрузку. Но как можно подниматься на высоту более 80 метров в мороз? В основном все механизировано и управляется на расстоянии, из центра, где стоит все необходимое оборудование и видеонаблюдение.

Фотография: Как пройти в

Здесь же, на берегу, находится и лаборатория, которая контролирует качество передаваемой нефти и выдает сертификат на партию, загружаемую на танкер в данный момент.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Первая отгрузка сырья с помощью терминала состоялась 25 мая 2016 года, команду к запуску дал Президент России Владимир Путин. С этого времени в Европу ушло не мало тысяч тонн новопортовской нефти. Весной этого года «Газпромнефть-Ямал» отгрузил юбилейную — пятимиллионную — тонну сырья на танкер «Штурман Альбанов».

Фотография: Как пройти в

К слову о морских судах. «Газпром нефть» специально для работы на проекте «Новый Порт» развивает собственный флот. До конца 2017 года к транспортировке нефти поступят шесть танкеров наивысшего арктического класса — Arc7. Такой танкер способен перевозить по 40 тысяч тонн, преодолевать Северный морской путь во льдах толщиной 1,8 метра.

Фотография: Как пройти в

Параллельно на Выборгском судостроительном заводе строятся дизель-электрические ледоколы, которые будут носить титул самых мощных неатомных ледоколов в Арктике. Их главной задачей станет обеспечение отгрузки нефти и сопровождение танкеров. Таким судам не страшен мороз даже в минус 50 градусов.

Фотография: Как пройти в

Фотография: Как пройти в

Путешествие на Мыс Каменный подходит к концу, можно еще выйти на берег Обской губы, кинуть монетку и загадать желание, ведь эти края еще хранят в себе много интересного и неизвестного, может, это новые месторождения, а, может, новые люди, которые встретятся нам на пути. Кто знает. Точно уверена в одном, что Ямал — удивительный край с удивительными открытиями внутри и с замечательными людьми, которые осваивают эту суровую землю и живут тут».

Фотография: Как пройти в

Смотрите также: «Приразломная»: проверено тюленями

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Город замков-призраков Бурдж Аль-Бабас

Город замков-призраков Бурдж Аль-Бабас

Забавные фотки экспериментов на кухне, закончившихся провалом

Забавные фотки экспериментов на кухне, закончившихся провалом

Питерский каннибал Ильшат Кузиков: суп из Эдика и прочие «деликатесы» безумного кулинара

Питерский каннибал Ильшат Кузиков: суп из Эдика и прочие «деликатесы» безумного кулинара

Новые посты

Как живет вымирающее племя оленеводов из Монголии

Как живет вымирающее племя оленеводов из Монголии

Крошечные, но удивительные: 13 стран, которые нельзя пропустить

Крошечные, но удивительные: 13 стран, которые нельзя пропустить

Искуситель Бруно Бизанг: эротические фото известных моделей от швейцарского мастера гламура

Искуситель Бруно Бизанг: эротические фото известных моделей от швейцарского мастера гламура

История женского белья: что прятали под хитонами и юбками модницы разных эпох

История женского белья: что прятали под хитонами и юбками модницы разных эпох

Зачем немцы кусали ворон: история одной очень странной фотографии

Зачем немцы кусали ворон: история одной очень странной фотографии

22 случая, когда природа удивила самым неожиданным образом

22 случая, когда природа удивила самым неожиданным образом

Синдром Адели: как любовь превращается в опасный диагноз

Синдром Адели: как любовь превращается в опасный диагноз

Не хватает мотивации на спорт? Мы это исправим!

Не хватает мотивации на спорт? Мы это исправим!

У них была всего одна задача, но они с ней не справились

У них была всего одна задача, но они с ней не справились

Когда тоска от куриной грудки: фуд-блогер показала, как правильно худеть, заменив привычные продукты

Когда тоска от куриной грудки: фуд-блогер показала, как правильно худеть, заменив привычные продукты

Откровения детей семьи Турпин, которых родители довели до полусмерти

Откровения детей семьи Турпин, которых родители довели до полусмерти

Сказочно красивый Таиланд в фотографиях Саравута Вансета

Сказочно красивый Таиланд в фотографиях Саравута Вансета