Как делаются Фальконы

0

Рассказывает фотоблогер Марина Лысцева: «Итак, свершилось! Я побывала в святая святых французских бизнес-джетов и Рафалей — на производстве Dassault Falcon.

Rafal, сразу оговорюсь, нам показали в виде нескольких зеленых корпусов на сборке, но фотографировать не разрешили. Собственно, даже если бы и разрешили, смотреть там особо не на что. А вот Falcon — другое дело! Поехали.

Производственные цеха и конструкторские бюро Dassault разбросаны по всей Франции. Проектируют самолеты под Парижем в Сен-Кло, кабины Фальконов и Рафали собирают здесь же, крылья делают в Мартиньясе в 10-ти километрах от Бордо, начинку для них везут почти что из Швейцарии, а цех окончательной сборки находится практически в самом в аэропорту Бордо, на противоположной стороне от пассажирского терминала — Мериньяке. Есть также цех доводки в США для американских заказчиков.»

Смотрите также — 13 фактов о самолётах, 13 фактов о самолётах, Цех номер 8623, ВАРЗ №400 Как чинят самолеты

Фотография: Как делаются Фальконы №1 - BigPicture.ru
Источник: Жжурнал/fotografersha

Фотография: Как делаются Фальконы №2 - BigPicture.ru
2. Вывеска при входе на инженерном корпусе в Saint-Cluod, Paris.
Фотография: Как делаются Фальконы №3 - BigPicture.ru
3. Самое потрясающее в проектировании то, что оно целиком и полностью происходит не на бумаге, а в 3D-модели, которая выполнена с высочайшей точностью вплоть до последней заклепки. То есть у самолета не было прототипов и первых твердых испытательных экземпляров. Спроектировали, построили и сразу полетели!
Фотография: Как делаются Фальконы №4 - BigPicture.ru
4. Специалисты по сертификации присутствовали на всех стадиях проектирования и сертифицировали самолет поэтапно, используя 3-D модель. Все испытания прошли штатно. На фото: путешествует по виртуальному салону Фалькона, который находится в полёте. Поднимает полочки, открывает двери и даже выходит наружу (наконец-то осуществилось Выйди вон из самолета!. Снаружи, кстати, летит сопровождающий Fafale.
Фотография: Как делаются Фальконы №5 - BigPicture.ru
5. На Falcon900 поставили третий движок, удлинили кабину, модифицировали крыло и получили 7X. А с 2009 года добавились винглеты. Разработкой занимались те же инженеры, что проектируют военные и учебно-тренировочные самолеты и они рассчитали все так, чтобы при минимальном весе самолета получить максимальную производительность.
Фотография: Как делаются Фальконы №6 - BigPicture.ru
6. Для нас показ процесса сборки начали с кабины. Когда скрепляют первые ее детали, она похожа на ощетинившегося ежа. Эти дырки и швы рассверливаются под рабочие размеры, потом обрабатываются антикоррозийкой и, где надо, крепятся заклепками, болтами.
Фотография: Как делаются Фальконы №7 - BigPicture.ru
7. Две детали на заднем и переднем плане ждут воссоединения.
Фотография: Как делаются Фальконы №8 - BigPicture.ru
8. В Dassault работают около 11 тысяч человек, которые очень тесно общаются, практически все друг друга знают. Здесь практикуется семейная преемственность профессии. 2007 год стал рекордным по продажам, но расширять производство не стали, и поэтому кризис 2008-го пережили относительно без потерь кадров.
Фотография: Как делаются Фальконы №9 - BigPicture.ru
9. По всему миру эксплуатируется 1925 самолетов Dassault Falcon. Они летают в 80 странах, из которых 65% это США, 26% Европа и по 3-1% остальные страны. В президентском авиаотряде России есть два Falcon7X с бортовыми номерами RA-09009 и RA-09007.
Фотография: Как делаются Фальконы №10 - BigPicture.ru
10. Завершающая стадия сборки кабины. Вскоре после этого ее отправят в Бордо в цех окончательной сборки. Мы тоже перелетаем туда.
Фотография: Как делаются Фальконы №11 - BigPicture.ru
11. На следующее утро мы перелетели в Бордо. Сначала в Мартиньяс, где идет сборка крыла. Фотка не моя, переснята с висящей в коридоре.

Перемещаемся в «крылатый» цех.

Фотография: Как делаются Фальконы №12 - BigPicture.ru
12. Каждая линия заклепок выполняется специально обученным роботом-клепальщиком компании ABB и Dassault.
Фотография: Как делаются Фальконы №13 - BigPicture.ru
13. Рядом со сверлом прикреплена видеокамера, через которую оператор можно проследить за качеством отверстий. Дырки сверлятся под рабочие размеры и робот сразу вычисляет, на каком последующем участке сборки сколько заклепок или болтов понадобится сотруднику сборочной линии для дальнейшей работы.
Фотография: Как делаются Фальконы №14 - BigPicture.ru
14. Здесь два оранжевых робота круглосуточно раскладывают по коробочкам тысячи винтиков, шпунтиков и заклёпок, которые автоматически распределяются на каждую линию сборки под определенного работника. Парень справа раскладывает, а парень слева забирает и ставит коробочки на линию. И так без перерыва на обед и перекуры уже лет 10.
Фотография: Как делаются Фальконы №15 - BigPicture.ru
15. Дальше крыло скрепляют ежами на стапелях вручную. В первую очередь основные узлы, потом все остальные.
Фотография: Как делаются Фальконы №16 - BigPicture.ru
16. Обработка швов антикоррозийкой
Фотография: Как делаются Фальконы №17 - BigPicture.ru
17. Когда крыло полностью собрано, в нем оставляют дырочки размером 2 мм, через которые заполняют оставшиеся пробелы герметиком, который также придает прочности. Герметик выходит через следующую дырку и так поэтапно заполняются все пустоты. В дырки в конце процесса ввинчивают винтик. Готово!

Все собранные крылья промываются потом под давлением, чтобы не осталось ни микрона-пылинки-соринки или не дай бог стружки.

Фотография: Как делаются Фальконы №18 - BigPicture.ru
18. После проверяют на герметичность, заливая в него жидкость, по составу схожую с авиационным керосином, но не воспламеняющуюся. Заливают под давлением, смотрят, нет ли где подтеканий и если все идеально герметично, крыло отправляют в Мерминьяк на стыковку с фюзеляжем.

Стыковочный край крыла настолько идеально ровный — микрон к микрону, что на окончательной сборке его достаточно просто прикрутить болтами к фюзеляжу.

Фотография: Как делаются Фальконы №19 - BigPicture.ru
19. Это мои отпечатки, через секунду испарились с поверхности.
Фотография: Как делаются Фальконы №20 - BigPicture.ru
20. Внутренняя начинка крыла (провода и т.п.) производится на предприятии рядом со Швейцарией. Это какбэ намек на точность.
Фотография: Как делаются Фальконы №21 - BigPicture.ru
21. Здесь на крылья Фальконов предыдущей серии устанавливают новые законцовки. Конструкция разработана так, что вместо одной нижней панели ставятся две дополнительные и привинчивается винглет. Быстро и вкусно - старый самолет с новым крылом!
Фотография: Как делаются Фальконы №22 - BigPicture.ru
22. У Falcon7Х, в отличие от бизнес-самолетов других компаний модифицированный вариант крыла - двое закрылок и двое предкрылок.
Фотография: Как делаются Фальконы №23 - BigPicture.ru
23. Готовый хромированный участок заботливо укутывают специальной защитной пленкой.
Фотография: Как делаются Фальконы №24 - BigPicture.ru
24. Переезжаем в цех окончательной сборки в десяти километрах от Мартиньяса - Мериньяк. Цеха находятся в непосредственной близости от аэропорта Бордо и новенькие самолеты впервые взлетают именно отсюда.
Фотография: Как делаются Фальконы №25 - BigPicture.ru
25. На территории растут сосны - запах потрясающий!
Фотография: Как делаются Фальконы №26 - BigPicture.ru
26. Ну, вы же понимаете, что для меня сделали исключение.
Фотография: Как делаются Фальконы №27 - BigPicture.ru
27. Все части фюзеляжа и крыла готовы к окончательной стыковке.
Фотография: Как делаются Фальконы №28 - BigPicture.ru
28. Самолет стоит в этом цеху в среднем шесть дней, периодически перемещаясь по периметру от одного участка доводки до другого против часовой стрелки.
Фотография: Как делаются Фальконы №29 - BigPicture.ru
29. В целом же новый самолет строится полтора года. Примерно столько же времени проходит с момента заказа Фалькона заказчиком до получения его в летное пользование.
Фотография: Как делаются Фальконы №30 - BigPicture.ru
30. Но если на предприятии есть готовый самолет, то заказчик может использовать его уже через полтора месяца.
Фотография: Как делаются Фальконы №31 - BigPicture.ru
31. Стоимость Falcon7X - от 42 млн долларов.
Фотография: Как делаются Фальконы №32 - BigPicture.ru
32. Одиннадцать километров проводов и внутренней обшивки пока не выглядят как интерьер бизнес-класса
Фотография: Как делаются Фальконы №33 - BigPicture.ru
33. Дизайн интерьера обычно прорисовывается на стадии заказа. Нам показали только один готовый изнутри, но фотографировать не дали, ибо это уже был самолет под известного заказчика. Но среди богатого внутреннего салона бросались в глаза надписи на русском.
Фотография: Как делаются Фальконы №34 - BigPicture.ru
34. Т-образная конфигурация расположения дисплеев разработана и выработана тест-пилотами Dassault. На двух центральных общая информация по полету, на боковых – сиюминутная ситуация.
Фотография: Как делаются Фальконы №35 - BigPicture.ru
35. Целиком покрашенные самолеты тоже нельзя было фотографировать - заказчики обидятся
Фотография: Как делаются Фальконы №36 - BigPicture.ru
36. В поисках другого ракурса
Фотография: Как делаются Фальконы №37 - BigPicture.ru
37. Что я пропустила мимо ушей, так это то, где их красят.
Фотография: Как делаются Фальконы №38 - BigPicture.ru
38. В самом последнем цеху, откуда самолеты уже выкатывают, идет установка авионики и двигателей. Вот радар под носовым обтекателем.
Фотография: Как делаются Фальконы №39 - BigPicture.ru
39. А вот подогнали движок

На данный момент произведено Фальконов:
Falcon 10 — 226 штук, Falcon 20 series — 476, Falcon 200 — 38, Falcon 2000 — 231, Falcon 200DX-EX-LX — 246, Falcon 50-50EX — 352, Falcon 900 A-B-C —202, Falcon 900DX-EX-LX — 283, Falcon 7X — 155.
Итого 2209 самолетов.

Фотография: Как делаются Фальконы №40 - BigPicture.ru
40. Внимание! Выкатка! При нас новый самолет выкатили, повозились часок на улице и закатили.

Технические характеристики:
Длина салона — 11,9 метров, максимальная ширина салона — 2.34, ширина на уровне пола 1.91 м, высота 1,87 м,  объем салона 42,48 м3, размах крыльев 26,21 м, длина — 23,19 м, дальность 11000 км, крейсерская скорость 900 км/ч, максимальная высота полета 14000 м. Вот почему все эшелоны под нами проходили — мы летели выше всех!

Фотография: Как делаются Фальконы №41 - BigPicture.ru
41.
Фотография: Как делаются Фальконы №42 - BigPicture.ru
42. Всё ок!
Фотография: Как делаются Фальконы №43 - BigPicture.ru
43. Готовый самолет в аэропорту Ле Бурже

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

«Охотник на студенток» Борис Гусаков

«Охотник на студенток» Борис Гусаков

29 самых отвратительных и нелепых статуй со всего света

29 самых отвратительных и нелепых статуй со всего света

Модели с дефектами внешности: уродство или изюминка?

Модели с дефектами внешности: уродство или изюминка?

Новые посты

10 самых известных хакеров в истории

10 самых известных хакеров в истории

«Величайший пьяница на земле»: печальные подробности жизни Андре Гиганта

«Величайший пьяница на земле»: печальные подробности жизни Андре Гиганта

Сексуальные героини игр и комиксов в работах художницы Ван Юэ

Сексуальные героини игр и комиксов в работах художницы Ван Юэ

Вдохновляющие примеры того, на какие чудеса способны желание похудеть и упорный труд

Вдохновляющие примеры того, на какие чудеса способны желание похудеть и упорный труд

Гротескные картины художника Анатолия Козельского

Гротескные картины художника Анатолия Козельского

Этот художник пишет картины солнечными зайчиками

Этот художник пишет картины солнечными зайчиками

10 вредных медицинских мифов, которые пришли в нашу жизнь из кино

10 вредных медицинских мифов, которые пришли в нашу жизнь из кино

22 милых фото о том, что на самом деле значит «быть папой»

22 милых фото о том, что на самом деле значит «быть папой»

Удивительная история раба Генри «Бокс» Брауна, получившего свободу благодаря ящику

Удивительная история раба Генри «Бокс» Брауна, получившего свободу благодаря ящику

Все эмоции на морде — проект про собак, единственных и неповторимых

Все эмоции на морде — проект про собак, единственных и неповторимых

Пол, Скотт и Джек: три семьи и три детства одного похищенного мальчика

Пол, Скотт и Джек: три семьи и три детства одного похищенного мальчика

Натали Палей — внучка императора, покорившая западные подиумы и киноэкраны

Натали Палей — внучка императора, покорившая западные подиумы и киноэкраны