Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод

0

«За время своего существования предприятие выпустило более 7000 самолетов 20-ти типов. География поставок ИАЗа охватывает 37 стран мира. Кроме Су-30МК (модернизированный, коммерческий) и Су-30СМ (модернизированный, серийный), завод производит учебно-боевые самолеты Як-130, компоненты авиационной техники для концерна Airbus, а также начинает производство пассажирского самолета МС-21», — рассказывает Слава Степанов.

Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №1 - BigPicture.ru
Фото и текст: gelio

Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №2 - BigPicture.ru
1. СУ-30 — двухместный истребитель поколения 4+. Этот самолет производится на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ).
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №3 - BigPicture.ru
2. СУ-30СМ — двухместный истребитель поколения 4+, созданный на базе Су-27. Это первый серийный самолет в мире, обладающий сверхманевренностью.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №4 - BigPicture.ru
3. Истребитель предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №5 - BigPicture.ru
4. Су-30СМ адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания. Вот некоторые его технические характеристики: практический потолок — 16 300 м, максимальная дальность полета — 3000 км, максимальная скорость — 2125 км/ч.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №6 - BigPicture.ru
5. Иркутский авиационный завод — один из наиболее значимых в России центров авиастроения, входит в состав корпорации «Иркут».
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №7 - BigPicture.ru
6. В 2014 году Иркутский авиационный завод отмечает 80-летний юбилей.

Производство одного самолета — технически сложный процесс, который делится на множество мелких этапов. Каждый цех Иркутского авиационного завода выполняет свою часть технологической цепочки.

Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №8 - BigPicture.ru
7. На этом станке ВПО JOMAX в 18-м цехе изготавливают стапельную оснастку. Благодаря современному оборудованию один рабочий за смену выполняет объем работы, который шесть лет назад бригада из четырех человек выполняла месяц.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №9 - BigPicture.ru
8. На заготовительно-штамповочном производстве (ЗШП) ИАЗа изготавливают до 70% деталей будущего самолета. ЗШП размещается в трех цехах: штамповочном, профилегибочном и цехе плоской заготовки.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №10 - BigPicture.ru
9. В состав металлургического производства входит 8 цехов. В настоящее время литейный цех авиазавода изготавливает около 800 наименований изделий, кузнечный — около 2,5 тысячи, цех неметаллов — порядка 20 тысяч.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №11 - BigPicture.ru
10. В цехах металлургического производства изготавливают детали размером от трети спичечного коробка до рамы фонаря самолета Су-30.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №12 - BigPicture.ru
11. На гальваническом участке проводится подготовка поверхности детали под люмконтроль и анодирование. Через цеха покрытий и термообработки проходит до 95% деталей, изготовленных на заводе.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №13 - BigPicture.ru
12. В процессе люминесцентного контроля на детали самолета наносится специальный раствор, а затем порошок, выявляющий те дефекты, которые можно увидеть лишь в ультрафиолетовом свете.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №14 - BigPicture.ru
13. Это один из нескольких видов контроля деталей, которые проводятся на ИАЗе.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №15 - BigPicture.ru
14. В 34-м отделе проводят комплекс измерений геометрических параметров деталей с помощью координатно-измерительных машин сверхвысокой точности. Только за 2013 год в отделе было измерено более 17 тысяч деталей.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №16 - BigPicture.ru
15.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №17 - BigPicture.ru
16. В цехах механосборочного производства из различного вида заготовок, получаемых от металлургического и заготовительно-штамповочного производств, изготавливаются практически все механообрабатываемые детали конструкции самолета и его внутренней начинки.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №18 - BigPicture.ru
17. Здесь они обрабатываются на металлорежущих станках — зачищаются припуски, выполняется сверловка, выбираются пазы и т.д.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №19 - BigPicture.ru
18. Фрезерование занимает не менее 80% всего машинного времени обработки типовых авиационных деталей.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №20 - BigPicture.ru
19. В цехах МСП изготавливают, собирают и испытывают агрегаты и узлы гидропневмотопливных систем самолета, системы управления. Также здесь изготавливают целые агрегаты — штангу дозаправки, пост управления самолета и т.п.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №21 - BigPicture.ru
20. Подразделения механосборочного производства одни из первых на заводе начали использовать современное высокопроизводительное оборудование, внедрять lean-технологии. Из 100 высокопроизводительных станков, которые сейчас работают на заводе, 65 относятся к МСП.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №22 - BigPicture.ru
21. После этого детали собирают в узлы и они уходят обратно — в цех покрытий, а оттуда на сборку.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №23 - BigPicture.ru
22. Агрегатно-сборочное производство. Линия сборки Су-30МКИ и Су-30СМ.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №24 - BigPicture.ru
23. В подразделениях агрегатно-сборочного производства из отдельных деталей собирают центроплан, головную и хвостовую части фюзеляжа, крылья, кили и другие элементы оперения.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №25 - BigPicture.ru
24. Затем их стыкуют и почти готовый летательный аппарат передается в цех окончательной сборки.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №26 - BigPicture.ru
25. Кроме того, традиционно к агрегатно-сборочному производству относится цех изготовления трубопроводов, из которых состоят гидравлические системы самолета, системы топливо- и маслоподачи, кондиционирования и подачи воздуха.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №27 - BigPicture.ru
26. Цех сборки оперения самолетов.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №28 - BigPicture.ru
27. Сборка учебно-боевого самолета Як-130.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №29 - BigPicture.ru
28. Цех 42 АСП.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №30 - BigPicture.ru
29. «Первый полет» Як-130.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №31 - BigPicture.ru
30.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №32 - BigPicture.ru
31. Сборка фонаря кабины пилота в цехе №4.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №33 - BigPicture.ru
32. В связи с реализацией проекта МС-21 первые три пролета главного корпуса заняла новая линия сборки. Даже в самой «маленькой» модификации МС-21-200 размах крыльев нового лайнера составит 35,9 метра.

Ведущие авиаконструкторы России, в частности специалисты ИАЗа, занимаются разработкой грузопассажирских самолетов МС-21 для внутренних и международных авиалиний. Постройка первого летного образца завершилась в январе 2014 года. К 2018 году завод планирует выпускать 65 авиалайнеров в год.

Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №34 - BigPicture.ru
33. Цех 7. Цех окончательной сборки.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №35 - BigPicture.ru
34. За монтаж и испытание основных систем самолета: гидравлики, топливной системы, двигателей, крыльев, шасси, бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения — в цехе отвечают 320 человек.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №36 - BigPicture.ru
35.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №37 - BigPicture.ru
36.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №38 - BigPicture.ru
37.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №39 - BigPicture.ru
38. Большая часть работ выполняется вручную. Зачастую работать приходится, согнувшись в три погибели внутри фюзеляжа.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №40 - BigPicture.ru
39. Совокупная протяженность проводов в Як-130 достигает 30 км, а в Су-30 — более 70 км.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №41 - BigPicture.ru
40.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №42 - BigPicture.ru
41. Сегодня на авиазаводе трудится 12 500 сотрудников, средний возраст которых 40 лет.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №43 - BigPicture.ru
42. Як-130 — единственный в мире учебный самолет с летно-техническими характеристиками, аналогичными современному реактивному истребителю. Дает возможность быстрого освоения навыков пилотирования на самолетах Су-30, МиГ-29, F-16 и др.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №44 - BigPicture.ru
43. Цех международной кооперации (Airbus).

В рамках программы международной промышленной кооперации ОАО «Корпорация «Иркут» в 2004 году подписала с европейскими компаниями Airbus S.A.S и EADS контракты на поставку компонентов для самолетов семейства А320.

Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №45 - BigPicture.ru
44. Сегодня Иркутский авиационный завод — филиал ОАО «Корпорация «Иркут» ведет серийный выпуск и поставку следующих высокотехнологичных компонентов: ниша передней стойки шасси, килевая балка, направляющая закрылка.

В среднем каждый третий самолет семейства A320 оснащается компонентами, изготовленными на ИАЗ.

Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №46 - BigPicture.ru
45. Цех 16. Летно-испытательное подразделение.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №47 - BigPicture.ru
46. Это важнейший этап производства самолета, именно здесь готовая машина получает паспорт и формуляр «годен к эксплуатации».
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №48 - BigPicture.ru
47. Перед тем как покинуть авиазавод, каждая машина проходит приемо-сдаточные испытания.

Этапы испытаний определяются техническими условиями на производство и испытания летательных аппаратов, которые, в свою очередь, зафиксированы ГОСТами.

Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №49 - BigPicture.ru
48. Радар Су-30 видит противника в зависимости от условий на расстоянии около 200 км. И может захватывать до 10 целей одновременно.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №50 - BigPicture.ru
49. Сверхманевренность Су-30СМ обеспечивают двигатели с управляемым вектором тяги. Впервые эта инновационная технология применена на серийных самолетах ВВС России.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №51 - BigPicture.ru
50. Прогон двигателей на разных режимах.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №52 - BigPicture.ru
51. Максимальная тяга на форсаже составляет 2 × 12500 кгс.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №53 - BigPicture.ru
52. Получив «паспорт», изделие становится самолетом, который может забирать грузополучатель. Когда подписан формуляр, самолет принимает представитель эксплуатирующей организации и группа техсостава. Затем вызывают летчиков, они проводят облет. Если летчики дают добро, покупатель забирает самолет.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №54 - BigPicture.ru
53. По России техника улетает «своим ходом». Например, Як-130, заказанные Минобороны, улетали в 2013 с аэродрома ИАЗ на базу в Борисоглебск. Для отправки иностранным грузополучателям самолет разбирается, упаковывается и отправляется транспортной авиацией.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №55 - BigPicture.ru
54. Стоимость одного Су-30 СМ составляет $50 млн.
Фотография: Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод №56 - BigPicture.ru
55. За 2013 год выручка завода составила 58 млрд руб. Объем экспорта лишь одних истребителей СУ-30МКИ превышает 10 млрд руб.

Смотрите также: Как работают авиадиспетчеры

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Как мастер дробильной фабрики стала иконой белорусского бодибилдинга

Как мастер дробильной фабрики стала иконой белорусского бодибилдинга

Папа — стакан портвейна: как и что пили российские рок-звезды

Папа — стакан портвейна: как и что пили российские рок-звезды

Каролина Куркова — единственная в мире супермодель без пупка

Каролина Куркова — единственная в мире супермодель без пупка

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты

Легенда кино: «В бой идут одни старики»

Легенда кино: «В бой идут одни старики»

35 шедевров живописи, на которых дизайнеры заменили людей на животных

35 шедевров живописи, на которых дизайнеры заменили людей на животных

Типичные для Южной Кореи бытовые странности, которые пригодились бы нам

Типичные для Южной Кореи бытовые странности, которые пригодились бы нам

20 личных фотографий знаменитостей, которые так и дышат атмосферой минувших лет

20 личных фотографий знаменитостей, которые так и дышат атмосферой минувших лет

Ученые объяснили назначение кошмарных снов — без них не обойтись

Ученые объяснили назначение кошмарных снов — без них не обойтись

16 любопытных и удивительных фактов о жизни в Швеции

16 любопытных и удивительных фактов о жизни в Швеции

Как пришельцы высадились в Исландии: сюрреалистические фантазии Сиггейра Хафстейнссона

Как пришельцы высадились в Исландии: сюрреалистические фантазии Сиггейра Хафстейнссона

20 американских привычек, которые в других странах считаются грубостью

20 американских привычек, которые в других странах считаются грубостью

Как сделать селфи и заставить весь интернет тебя ненавидеть

Как сделать селфи и заставить весь интернет тебя ненавидеть

Охота за швейными машинками, или Зачем антикварам бабушкин «Зингер»

Охота за швейными машинками, или Зачем антикварам бабушкин «Зингер»

Прикосновение «руки смерти», или Почему на севере Австралии купаются в колготках

Прикосновение «руки смерти», или Почему на севере Австралии купаются в колготках

Обнаженная натура: потрясающе чувственные образы девушек в серии художественных фотографий

Обнаженная натура: потрясающе чувственные образы девушек в серии художественных фотографий