История плаката «Родина-мать зовет!» — кто стал прообразом героини агитационного шедевра
Плакат «Родина-мать зовет!» наверняка знает каждый. Не удивительно, ведь это самый массовый агитационный плакат Отечественной войны, появившийся в первые ее дни, и выпущенный многомиллионными тиражами. Но если само изображение Родины-матери узнают почти все наши соотечественники, то история ее создания известна единицам. Автор плаката, замечательный грузинский художник Ираклий Тоидзе однажды раскрыл тайну его появления и личность женщины, ставшей прототипом главной его героини.
О начале войны иллюстратор Ираклий Тоидзе узнал от своей супруги Тамары. Разгоряченная, взволнованная женщина стремительно вбежала в мастерскую художника утром 22 июня, указала рукой на радиоприемник и, едва переведя дух, сказала одно слово — «Война!»
Творец всегда остается творцом и жест жены сразу запечатлелся в памяти художника. Тоидзе нашел его спонтанным, ярким и благородным, поэтому решил тут же увековечить его в своей работе. Тамаре Тоидзе пришлось несколько часов терпеливо позировать в мастерской мужа в поразившей его позе, пока на свет не появился устроивший художника вариант эскиза плаката.
Ираклий Тоидзе решил не копировать все черты жены, которой было всего 36 лет, и сделал женщину с плаката старше. Убрал он и типичные кавказские черты, присущие Тамаре, сделав Родину-мать славянкой. Это было очень важно, так как задача плаката — стать «своим» для всех и каждого, поэтому нейтральная внешность была обязательной.
Многие считали историю с жестом Тамары Тоидзе красивым вымыслом, хотя родственники супругов и подтвердили эту версию. Среди людей, не верящих в такое происхождение плаката, известный перебежчик, бывший офицер госбезопасности Виктор Суворов, прославившийся в наши дни как писатель-ревизионист.
Суворов уверен, что плакат «Родина-мать зовет!» появился на свет благодаря государственному заказу и произошло это за год до войны. Более того, диссидент утверждает, что агитационный материал был заранее размножен большими тиражами и даже разослан по населенным пунктам СССР, но приказ об этом имел пометку «совершенно секретно».
Автор «Ледокола» и других неоднозначных разоблачительных трудов утверждает, что плакаты «Родина-мать зовет!» уже 22 июня были расклеены возле большинства военкоматов страны и на проходных заводов и фабрик. Историки, проведя небольшое расследование, опровергли версию Суворова.
В Российской государственной библиотеке нашелся первый, сигнальный экземпляр «Родины-матери» и он датирован 4 июля 1941 года. В архивах этого же учреждения хранятся первые номера газеты «Известия» с иллюстрацией на передовице. Он вышел в тираж еще позднее — 13 июля 1941 года. Это вполне вписывается в официальную версию, согласно которой печать пробных экземпляров плакатов началась в первых числах июля, а массовый тираж вышел только через месяц после начала войны.
Сначала типографии выпустили миллион экземпляров плакатного размера, а затем еще 5 миллионов разного формата, в том числе и открыточного. В первые месяцы войны «Родина-мать» стала самым распространенным изображением в СССР. Многие фронтовики хранили открытку с работой Ираклия Тоидзе возле сердца, рядом с фотокарточками детей и жен. Александр Тоидзе, сын художника, писал:
Оригинал, созданный Ираклием Тоидзе, хранится в Третьяковской галерее, в Москве, а кроме этого, в нескольких городах России есть еще десять авторских копий, созданных художником уже в конце 40-х.
Автор плаката «Родина-мать зовет!» создал немало других агитационных материалов, но в историю вошел только этот, родившийся в первый день войны. Тоидзе известен еще как автор прекрасных иллюстраций к поэме Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и портрета молодого Сталина, читающего это произведение.
Смотрите также:
Советские плакаты в стиле пин-ап от Валерия Барыкина,
20 плакатов советских времен на тему здоровья,
Суровая правда советских плакатов
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!