История манекенов для краш-тестов — добровольцы, мертвецы и свиньи
Как известно, автомобиль — источник повышенной опасности. Первой жертвой автомобильной аварии считают ирландскую женщину-ученого Мэри Уорд. В 1869 году она решила прокатиться со своими племянниками на самодельном паровом автомобиле. На крутом повороте женщина выпала из повозки прямо под колеса и мгновенно погибла. Так был открыт огромный счет жертв ДТП.
Люди гибнут в автокатастрофах ежедневно, и производители стараются снизить этот счет. Каждая модель техники, прежде чем выйти на рынок, проходит краш-тест. В наши дни людей в этих подстроенных авариях заменяют специальные манекены, но так было не всегда.
Как появились краш-тесты
Когда автомобили только появились, никто особо не задумывался над их безопасностью. Происшествия с техникой были редкостью, а их жертвы считались погибшими на производстве. В этом нет ничего удивительного, так как из-за малого количества такой техники от нее страдали сами изобретатели. К концу 19 века у человека был выше шанс погибнуть при крушении дилижанса или выпасть из седла, чем разбиться в автомобильной аварии.
Но после 1890 года все изменилось. Машин становилось все больше, и все чаще в прессе появлялись некрологи с упоминанием аварий. На рубеже столетий, когда несколько компаний выпускали авто серийно, о безопасности начали серьезно задумываться. А к началу 30-х годов появилась статистика: 15,6 погибших человека на 100 миллионов миль, то есть на пробег всех выпущенных на тот момент в мире автомобилей.
Как раз в 1930-е годы производители автомобилей и начали задумываться о повышении безопасности своей продукции. Машины того времени были максимально опасны для водителя и пассажиров во время столкновения или переворачивания. У них была металлическая приборная панель, жесткая рулевая колонка и множество выступающих твердых элементов в салоне: ручек, переключателей, рычагов и прочего.
Чтобы исследовать, как ведет себя машина при аварии, компания General Motors провела в 1934 году первые краш-тесты. В авто американской марки еще не сажали манекены — тачки просто разбивали о бетонную стену. После эксперимента конструкторы внимательно изучали то, что осталось и делали выводы о безопасности. При этом подход к вопросу был ошибочным. Считалось, что чем крепче автомобиль, тем в нем безопаснее. В некоторых случаях, для некритических ударов, привлекали добровольцев, которых как следует экипировали. Но этот метод не прижился.
Ошибку осознали именно после того, как в краш-тестах использовали первые манекены. Стало ясно, что кузов автомобиля должен не выдерживать удар, а гасить его. Это достигается с использованием сминающихся зон. Дополнительно в GM открыли для себя то, что руль, рычаги и педали должны быть устроены так, чтобы не травмировать людей при ударе.
Труп за рулем и просто свинство
Первые манекены были пластиковыми. Они давали очень смутную картину повреждений при столкновении, так как сильно отличались от человеческих тех. Поэтому в конце 30-х в краш-тестах начали использовать трупы. Казалось, что тела умерших идеально подходят для изучения. Они даже могли получать переломы, вывихи и травмы внутренних органов! До конца 40-х годов все всех устраивало, а трупы молча переносили самые неслыханные истязания.
Но в начале 50-х автомобильная индустрия сделала очередной рывок. Автомобилей начали производить больше, конкуренция возросла, а значит, поднялись и требования к безопасности. Тогда стало ясно, что мертвое тело — не лучший инвентарь для краш-тестов. Во-первых, в испытаниях использовали тела людей, умерших естественной смертью и завещавших свои тела науке. В большинстве случаев это были старики.
Но для точного изучения нужно было знать, что будет при столкновении с детьми, подростками и людьми разной комплекции. Во-вторых, тела были «одноразовыми» и их катастрофически не хватало. Очень немногие в то время были готовы к тому, что после смерти их будут разбивать о бетонные блоки и встречные грузовики. Поэтому в конце 50-х годов в качестве манекенов начали использовать живых свиней.
Животным давали наркоз, усаживали их в кресла и устраивали аварии. Внутреннее строение этих животных очень похоже на человеческое, поэтому травмы были очень похожими. Этот опыт позволил сделать серьезный рывок вперед в деле защиты водителей и пассажиров при ДТП.
Именно в эпоху «участия» свиней в краш-тестах были разработаны складывающиеся рулевые колонки, травмобезопасные передние панели, внутренние зеркала заднего вида, не вызывающие травм при аварии. Производители были всем довольны, автомобилисты тоже. Но были и те, кому не нравилась идея участия животных в смертельных испытаниях.
Если использование трупов вызывало протесты среди религиозных организаций, то в случае со свиньями возмущаться начали активисты ASPCA — Общества по защите животных. Эти сознательные граждане попортили немало нервов производителям автомобилей. Вскоре эра свиней в краш-тестах миновала. Причем произошло это вовсе не из-за акций зоозащитников. В очередной раз выяснилось, что испытаниям не хватает информативности. Свиньи перестали удовлетворять запросы инженеров.
Появление манекенов
На заре 70-х в США сразу несколько фирм начали разрабатывать специальные манекены для краш-тестов. Это были изделия, точно повторяющие особенности человеческой анатомии и имеющие вес как у человека. Первый продукт, появившийся на рынке испытательного оборудования, назывался Hybrid. Как это часто бывает, первый блин оказался комом и манекен посчитали бесполезным.
Поэтому сразу вслед за первой моделью появилась вторая — Hybrid II. На дворе стоял 1972 год и на то время это было настоящее чудо человеческой мысли. Манекен обладал гибким позвоночником, имел подвижные суставы, в том числе такие сложные, как плечевые. Это поколение манекенов было встречено благосклонно и их допустили к краш-тестам.
Несмотря на это, некоторые компании по старинке использовали тела людей и свиней. Также инженеры выезжали на места аварий и изучали погибших и травмированных на месте происшествий, делая из этого выводы. Короче, в сфере краш-тестов царила полная анархия. В 1973 году всему этому положили конец.
Недешевое удовольствие
Национальная ассоциация безопасности дорожного движения США (NHTSA) приняла общие для всех правила краш-тестов, в которых одобрила манекен Hybrid II. Лишь после этого концерны оставили в покое мертвых и перестали издеваться на свиньями. Хотя были и исключения. Точно известно, что последняя свинья разбилась за рулем Chevrolet в 1993 году. А за пределами США, например, в Китае, краш-тесты с участием животных проводят до сих пор.
До 1976 года в краш-тестах изучались лишь аварийные травмы взрослых. Но вскоре появился Hybrid III. Это был уже не манекен, а семья манекенов. Сначала выпустили три типа фигур: ростом 175 см и весом 77 кг, ростом 188 см и весом 100 кг, а также ростом 152 см и весом 50 кг. Позже в семье манекенов произошло пополнение. Изготовили 21-килограммовый манекен, который был аналогичен ребенку примерно 7 лет, и 15-килограммовый, изображающий 3-летнего ребенка.
В конце 90-х начали выпускать даже манекены домашних животных и специальные, для изучения детских автокресел. Современные манекены — это очень сложные предметы. Они не только имитируют человеческий организм вплоть до строения скелета, но и густо нашпигованы всевозможными датчиками.
Изготавливают их на заказ, при этом цена за штуку стартует от 100 тыс. долларов (6,1 млн рублей). Есть и дороже, например, один из самых ценных манекенов обошелся одной из компаний в 400 тыс. долларов (24,6 млн рублей). Так как суммы за этих безмолвных ребят просят внушительные, их принято не выбрасывать после краш-теста, а ремонтировать. Для этого проводят замену отдельных поврежденных узлов, которые покупают отдельно.
Смотрите также — Как проходят краш-тесты автомобилей
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!