История «Черной Венеры»: трагическая судьба «человека-экспоната» Саарти Баартман

0

Трагедия Саарти Баартман — один из самых мрачных эпизодов европейской колониальной истории. Уроженка Южной Африки, она стала известна как Чёрная Венера и превратилась в «человека-экспоната», которого показывали ради развлечения публики. В этом материале — история женщины, чью судьбу сломали расизм, жестокие предрассудки и жажда зрелищ, и чья память сегодня стала символом борьбы за человеческое достоинство.

Введение в трагическую историю Саарти Баартман, известной как Чёрная Венера

Рабыня с бурской фермы

Когда точно появилась на свет Саарти Баартман, никто не знает. По одной из версий, девочка родилась в Восточной Капской провинции Южной Африки в 1789 году. Точная дата её рождения неизвестна, так как она принадлежала к народу кой-кой (готтентотов), не ведшему письменных записей. Исследователи опираются на свидетельства современников, утверждавших, что на момент приезда в Лондон в 1810 году ей было около 21 года. Её мать умерла, когда Саарти было всего два года, а когда она достигла подросткового возраста, погиб и её отец. Девушка рано вышла замуж и родила ребёнка. Но её семейное счастье закончилось в один миг, когда мужа убил голландский поселенец.

Прижизненный портрет Саарти Баартман в европейском платье

Прижизненный портрет Саарти Баартман

Саарти стала рабыней в доме бурских фермеров в окрестностях Кейптауна. Её имя «Саарти» — уменьшительное от «Сара», данное хозяевами; настоящее имя женщины неизвестно. Хотя девушку никто специально не учил, она довольно быстро выучила язык своих хозяев. Жизнь Баартман была не сладкой, но вполне терпимой. Очередная беда пришла в её жизнь в октябре 1810 года вместе с английским врачом Уильямом Данлопом.

Британец приехал на ферму буров по какому-то делу. Его привлекла необычная фигура африканской девушки, типичная для бушменских и готтентотских женщин. У Саарти была ярко выраженная стеатопигия, то есть значительные отложения жира на ягодицах. В Южной Африке этим сложно кого-то удивить, но для европейцев такое телосложение было диковинкой. Данлоп не просто заметил внешность Саарти — он сделал первые антропологические записи: рост 147 см, вес 46 кг, объём талии — 62 см, бёдер — 102 см. Эти цифры он использовал в рекламных афишах как «научные данные».

Рождение «Чёрной Венеры»

Уильям Данлоп сразу понял, что на экзотической внешности Саарти можно неплохо заработать. Он выкупил её у фермеров и увёз в Европу. Даже в начале XIX века заставить девушку выступать перед публикой без её согласия было нельзя. Но Данлоп без труда сумел заключить контракт с неискушённой в жизненных вопросах африканкой. Там говорилось лишь об участии в нескольких безобидных шоу, но на деле всё обстояло совершенно иначе.

Контракт, подписанный 29 октября 1810 года, обязывал Саарти быть «слугой» Данлопа и выступать в Англии и Ирландии в течение 5 лет. Взамен ей обещали «часть заработка», одежду и «хорошее отношение» — условия, которые она, будучи неграмотной, не имела возможности проверить.

Карикатура на измерения тела Саарти Баартман европейскими учёными

Карикатура, изображающая учёных, измеряющих Баартман

В Лондоне девушку выставили в одном из заведений в качестве «живой статуи». Желающие посмотреть на Саарти платили за это деньги. Она позировала полностью обнажённой, только в бусах или в обтягивающем тело трико телесного цвета. Также Данлоп устраивал частные показы, во время которых зрителям разрешалось прикасаться к телу Баартман. Её выставляли в специально построенной клетке, и любой желающий мог ущипнуть за ягодицы, чтобы убедиться в их «естественности».

Чтобы привлечь внимание к диковинке, в британской столице развешивали афиши. На них была изображена Саарти и красовалось её сценическое имя — «Чёрная Венера». Многие историки считают, что именно с Баартман в Европе началась мода на «человеческие зоопарки», продлившаяся более столетия. Понятие о гуманизме в XIX веке было расплывчатым, а людей другой расы оно вовсе не касалось. Поэтому Саарти стала бесправным инструментом для зарабатывания денег бессовестными дельцами.

Показы проходили в помещении на Брук-стрит, 220, где билет стоил 2 шиллинга — цена, равная дневному заработку лондонского рабочего. За месяц на Саарти посмотрели более 5 тысяч человек. На одном из выступлений в 1811 году присутствовал будущий король Вильгельм IV, который позже станет монархом и подпишет акт об отмене рабства — но тогда он смеялся над «Венерой» вместе со всеми.

Судебный процесс

Казалось, что Баартман никто не может помочь и она совершенно одинока перед лицом мучителей. Но это не так. Организация под названием «Африканская ассоциация» сделала смелую попытку спасти девушку. Её истории придали максимальную огласку и даже довели дело до суда. Владельцам Саарти, выкупившим её у Данлопа, предъявили обвинения.

Саарти Баартман в роли живой статуи на европейской сцене

Саарти Баартман в образе «живой статуи»

К сожалению, процесс закончился оправданием мерзавцев. Дело в том, что для того, чтобы выиграть суд, Баартман должна была подтвердить, что её эксплуатируют без её согласия. У негодяев был подписанный её рукой контракт, и это спасло дельцов. Доказывать перед судом факт принуждения неграмотная африканка не стала, так как вообще плохо понимала, что вокруг происходит.

Владельцы «человеческого зоопарка» запугали девушку тем, что она останется на улице. И она сказала, что в выставках и представлениях участвовала добровольно ради заработка. Судьи признали отношения между Баартман и её хозяевами «рабочими» и дело закрыли. После этого девушка какое-то время была на пике славы благодаря громкому процессу. Слушания в суде Кингс-Бенч 24 ноября 1810 года стали прецедентом. Хотя Саарти не была освобождена, этот процесс был одним из первых в истории, где поднимался вопрос о правах человека в контексте расовой эксплуатации.

Переезд в Париж

Со временем интерес к Саарти у лондонской публики иссяк. Владельцы шоу попытались выжать из неё всё, что можно. Они отправились с ней на гастроли по Великобритании и Ирландии. Ещё четыре года Баартман приносила им доход, а потом денежный поток прекратился. Работодателям Саарти больше была не нужна, и они передали «права на сотрудничество» с ней французскому дрессировщику Рео.

Кадр из фильма Чёрная Венера 2009 года с актрисой в образе Саарти Баартман

Кадр из фильма «Чёрная Венера». 2009 год

Так в 1814 году «Чёрная Венера» оказалась в Париже. Там Саарти снова изображала «живую статую». Француз оказался грубым, пьющим и жадным человеком. Он недоплачивал Баартман даже те гроши, что полагались ей по контракту, оскорблял и унижал девушку. При этом она пользовалась относительной свободой.

Казалось, что в Париже жизнь Баартман значительно улучшилась. Она была вхожа во многие дома, её приглашали на светские приёмы, а вечера девушка коротала в Café de Paris. Но, непривычная к соблазнам европейской столицы, Саарти быстро спилась, а потом начала подрабатывать проституцией. Известно, что в Париже она жила на улице Нёв-Сен-Эсташ, 15, в квартире, которую снимал для неё Рео. Именно там она провела свои последние месяцы, страдая от алкоголизма и, вероятно, сифилиса.

Последние месяцы жизни

В Париже Баартман показывали не только публике, но и учёным — её тело изучали антропологи, пытаясь «доказать» теории о расовом превосходстве. Она стала моделью для множества рисунков и литографий, которые позже использовались в псевдонаучных трудах о «примитивных расах».

Французские научные рисунки тела Саарти Баартман

Рисунки, сделанные французскими учёными

Директор Национального музея естественной истории Жорж Кювье, проведя с Баартман несколько бесед, сделал важные выводы. Учёный отметил, что, несмотря на малограмотность и отсутствие образования, у африканской женщины были высокие интеллектуальные способности и прекрасная память. Удивило Кювье и то, что Саарти, кроме родного языка, блестяще владела бурским диалектом голландского, который самостоятельно выучила, работая на ферме.

Менее чем через год после переезда в Париж интерес к Баартман начал угасать и там. Дрессировщик Рео расторг контракт, и девушка осталась без средств к существованию. Она продолжала пить и торговать своим телом, пока не скончалась в декабре 1815 года в возрасте 26 лет. Причина смерти «Чёрной Венеры» неизвестна. Возможно, это была пневмония, сифилис или алкоголизм, а может — и сочетание недугов и пороков.

Согласно медицинскому отчёту, составленному в больнице Святого Антония, у неё было «воспаление внутренних органов, характерное для длительного злоупотребления алкоголем и сексуального истощения». Кювье провёл вскрытие уже через 7 часов после смерти — без разрешения семьи. Он лично измерил мозг, который весил 1198 грамм — выше среднего для женщин того времени, что он проигнорировал, сделав вывод о «примитивности».

Долгий путь домой

После смерти Баартман профессор Кювье сделал гипсовый слепок её тела. Также он сохранил её скелет и заспиртовал мозг и гениталии. Долгое время части несчастной африканки выставлялись в парижском Музее человека. Только в 1974 году кто-то обратил внимание на негуманные экспонаты. Их убрали из экспозиции в запасники музея, где они лежали ещё почти 30 лет.

Гипсовый слепок Саарти Баартман

Гипсовый слепок тела Баартман перед отправкой в ЮАР

В 1994 году, когда в ЮАР стал президентом Нельсон Мандела, он потребовал вернуть слепок тела и его части в страну. Начались долгие переговоры, но в итоге в марте 2002 года останки Баартман всё же отправили в ЮАР. В августе того же года то, что осталось от несчастной «Чёрной Венеры», предали земле через 187 лет после смерти.

Церемония захоронения 9 августа 2002 года, в Национальный день женщин ЮАР, собрала тысячи людей. Её останки похоронили на берегу реки Гамтос в Восточно-Капской провинции — месте, которое она считала своей настоящей родиной. Могила Саарти находится на холме в африканском городе Хэнки.

История Саарти Баартман — это болезненное напоминание о том, как легко можно лишить человека достоинства, прикрыв всё это ширмой науки, искусства или шоу. Мы прошли долгий путь с тех времён, но действительно ли общество стало гуманнее, или формы эксплуатации просто изменились? Как вы считаете?

Смотрите также — Эра человеческих зоопарков

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Единороги: как благодаря нерадивым переводчикам и обычным врунам появился диковинный зверь

Единороги: как благодаря нерадивым переводчикам и обычным врунам появился диковинный зверь

Гюнтер Ресслер — эпатажный гений эротического фото ГДР

Гюнтер Ресслер — эпатажный гений эротического фото ГДР

Мрачная история Натана Кармана, убившего деда и мать, чтобы стать богатым

Мрачная история Натана Кармана, убившего деда и мать, чтобы стать богатым

Новые посты

История Олив Оатман — девушки с татуированным лицом, прожившей пять лет с индейцами

История Олив Оатман — девушки с татуированным лицом, прожившей пять лет с индейцами

Японец создает удивительные гифки из классических гравюр

Японец создает удивительные гифки из классических гравюр

Сделано в СССР — 10 советских вещей, которые станут изюминкой модного интерьера

Сделано в СССР — 10 советских вещей, которые станут изюминкой модного интерьера

13 «здоровых» привычек, от которых нужно немедленно отказаться

13 «здоровых» привычек, от которых нужно немедленно отказаться

Что такое настоящий вермут и как его нужно пить

Что такое настоящий вермут и как его нужно пить

Откройте для себя красоту витилиго

Откройте для себя красоту витилиго

Почему со второй половины 20 века мужчины массово перестали носить шляпы

Почему со второй половины 20 века мужчины массово перестали носить шляпы

Детеныши животных в фотографиях

Детеныши животных в фотографиях

12 интересных деталей из кино, которые мало кто заметил

12 интересных деталей из кино, которые мало кто заметил

Красавица с волшебным голосом — 25 редких фото молодой Уитни Хьюстон из 1980-х

Красавица с волшебным голосом — 25 редких фото молодой Уитни Хьюстон из 1980-х

Цветные фотографии Японии начала 1950-х

Цветные фотографии Японии начала 1950-х

Откуда берутся мурашки на коже и зачем они нам нужны

Откуда берутся мурашки на коже и зачем они нам нужны