Правда ли, что в Средневековье вообще не мылись? Шок-факты!
О европейском Средневековье до сих пор существует множество стереотипов. Например, часто можно услышать, что люди в те времена практически не мылись, не знали о существовании мыла и даже панически боялись воды. Говорят также, что улицы городов были завалены отходами, а знатные дамы предпочитали обильно поливать себя розовой водой вместо того, чтобы принять ванну. Но так ли это? Действительно ли в средневековой Европе царила полная антисанитария?
Действительно ли Европа была грязной?
Сведения о том, что в Средние века европейцы пренебрегали гигиеной, можно встретить не только в статьях и роликах блогеров. Истории о «грязной» Европе активно распространяются крупными развлекательными порталами и даже федеральными СМИ. Обычно такие рассказы используются для того, чтобы подчеркнуть особую чистоплотность жителей Древней Руси. Но насколько эти утверждения соответствуют действительности?
Средневековье традиционно относят к периоду между падением Римской империи и началом эпохи Возрождения, то есть с 5-го по 15-й век. В те времена гигиена действительно значительно отличалась от современных стандартов. Поддерживать чистоту было непросто: водопровод в те времена был большой редкостью, поэтому воду для купания приходилось доставать из колодца или водоёма, а затем нагревать.
Дрова ценились высоко, особенно в городах, где их приходилось покупать. В сельской местности леса находились во владении феодалов, поэтому крестьянам тоже нужно было платить за древесину или ограничиваться сбором хвороста, который горел намного хуже поленьев. Вдобавок семьи в Средние века были большими, а мытьё считалось не только трудоёмким занятием, но и довольно затратным.
Короли-чистюли и придворные ритуалы: как гигиена стала признаком статуса
Но всё это совершенно не означает, что европейцы игнорировали правила гигиены. Мытьё рук перед едой или после работы было обычной практикой как среди аристократов, так и среди крестьян. Руки мыли и после трапезы, ведь ели в основном руками. На королевских пирах процесс мытья рук превращался в настоящий ритуал: слуги приносили к столу большие чаши с водой и полотенца.
В одном из трактатов 13 века, посвящённом придворному этикету, автор даёт читателям такие наставления: «Пусть ваши пальцы будут чистыми, а ногти — ухоженными». Если же говорить о мытье всего тела, то, разумеется, больше возможностей для водных процедур было у знати. Некоторые европейские монархи даже прославились своей чистоплотностью. Например, английский король Иоанн Безземельный, живший в 12–13 веках, всегда возил с собой ванну и личного банщика.
Император Карл Великий был большим любителем ванн, и часто купался в бассейнах и естественных водоёмах. Он не только тщательно мылся, но и выполнял в воде физические упражнения. Летописи свидетельствуют, что Карл приобщал к чистоте своих детей и придворных. Часто король устраивал массовые купания, приглашая даже стражу и прислугу. Такие праздники чистоты и здоровья иногда собирали до 100 человек!
Общественные бани в Средние века
Общественные бани были распространены в средневековых городах. Их называли «ступами» или «банными домами», и среди них встречались как старинные заведения, построенные ещё римлянами, так и более современные сооружения. Городские бани служили не только местом для мытья. Туда приходили, чтобы обменяться новостями, перекусить, выпить и даже заключить деловую сделку. Фактически они выполняли роль своеобразных клубов. Некоторые заведения совмещали функции бани, банкетного зала и публичного дома.
Про общественные бани в средневековой Западной Европе в 12 веке писал Александр Неккам — писатель и богослов. Он жил в разное время то в Лондоне, то в Париже, где, по его словам, работали десятки бань. Эти заведения пользовались популярностью у всех слоёв населения: от ремесленников до купцов. Бани встречались не только в крупных городах, но и в небольших поселениях, а иногда даже в деревнях. Чтобы сэкономить ресурсы, их часто пристраивали к пекарням, где постоянно работали большие печи.
Особенно процветало банное дело в Париже. Там даже существовала гильдия банщиков, где действовали строгие правила. Эти сообщества оставались достаточно закрытыми, ведь такой бизнес приносил хороший доход и часто переходил по наследству как семейное дело. В некоторых гильдиях банщики давали клятву не пускать в «святая святых» чистоты проституток, бродяг, прокажённых и других «гнусных» людей. Однако в других сообществах относились спокойно к присутствию в банях женщин лёгкого поведения.
Как относилась к чистоте тела церковь
В жизни европейцев существовали особые события, когда мытьё считалось обязательным ритуалом. Так, купание было неизбежным перед крупными церковными праздниками, например, Рождеством и Пасхой. Также непременно проводилось омовение невесты и её подруг перед церемонией бракосочетания.
Стоит отметить, что качество мытья в общественных банях оставляло желать лучшего. Воду в бассейнах меняли редко, и с точки зрения гигиены такие купания вызывают большие сомнения. Церковь, которая в те времена играла значительную роль в жизни общества, тоже не обошла бани своим вниманием. Один католический монах в 13 веке писал об этом так:
Как и можно было предположить, церковь не одобряла совместное купание мужчин и женщин. Но в целом она относилась благосклонно к баням и заботе о чистоте тела. Римский папа Григорий I в 6 веке призывал католиков не игнорировать гигиену. В 12–15 веках при некоторых монастырях действовали бани, куда допускались не только монахи, но также паломники и прихожане.
Мыло и средства гигиены
Мыло в Средневековье существовало, хотя оно сильно отличалось от современного. Его изготавливали из животного жира и древесной золы, иногда добавляя травы или масла для аромата. Для знати мыло было роскошью — оно могло быть душистым, с добавлением лаванды или розмарина. Качественное мыло изготавливали из оливкового масла в Средиземноморье, особенно славилось кастильское мыло из Испании.
Простолюдины пользовались более грубыми вариантами или вовсе обходились без мыла, применяя песок, золу или травяные настои для очистки тела. Часто они мылись щёлоком — раствором золы с водой, который обладал моющими свойствами. Кроме того, использовали отвары трав, особенно мыльнянки, которая при растирании давала пену.
Европейцы мылись не только в банях, но и дома. В дидактической поэме Regimen Sanitatis Salernitanum автор советует утром после сна мыть руки, умываться холодной водой и чистить зубы. С гигиеной полости рта у европейцев дела обстояли неплохо. Зубы чистили щетками и специальными палочками.
В качестве зубной пасты применяли растительные составы и абразивные минеральные порошки. Зубные эликсиры заменяли яблочным или виноградным уксусом, куда добавляли отвары трав. Кариес в средневековой Европе встречался редко. Главную роль в этом играло не столько поддержание чистоты зубов, сколько почти полное отсутствие сахара в рационе.
Гигиена в деревнях и среди бедняков
В сельской местности доступ к гигиене был ограничен. Крестьяне редко могли позволить себе регулярное посещение бань, а нагрев воды для мытья был трудоёмким процессом. Часто мытьё сводилось к обливаниям холодной водой из колодца или реки, что зимой становилось настоящим испытанием. Тем не менее даже в деревнях люди старались поддерживать чистоту, особенно перед важными событиями, такими как церковные праздники или свадьбы.
Несмотря на трудности, крестьяне находили способы поддерживать гигиену доступными средствами. Летом они мылись в реках, а если хватало ресурсов, топили небольшие бани. Исторические записи свидетельствуют, что даже в бедных семьях чистота считалась признаком достоинства, и люди старались следить за собой настолько, насколько это было возможно. Разница между городом и деревней, конечно, была заметной, но это не означает, что крестьяне жили в полной грязи.
Как появился миф о средневековых грязнулях?
Но как же возник устойчивый миф о том, что Европа Средних веков полностью погрязла в антисанитарии? Его появлению способствовали истории из жизни отдельных монархов. Часто вспоминают королеву Изабеллу Кастильскую, которая, по легенде, гордилась тем, что принимала ванну всего два раза в жизни.
Но это вовсе не означает, что королева игнорировала гигиену полностью — она могла использовать другие способы очищения тела. Многие историки, к тому же, считают эту историю про «королеву-грязнулю» не более чем историческим анекдотом. Вполне возможно, что Изабелла действительно редко принимала ванну. Однако тогда её известность объясняется тем, что она была исключением из правил — её поведение вызывало обсуждения и осуждения современников.
Стереотип о том, что люди в Средние века не мылись, возник гораздо позже самой эпохи Средневековья. В 18 веке, в эпоху Просвещения, «тёмные века» активно критиковали, изображая их временем невежества и антисанитарии. Писатели и историки того периода намеренно преувеличивали отсталость средневекового общества, чтобы подчеркнуть достижения своей эпохи.
Как всё изменилось в Новое время?
Удивительно, но в эпоху Возрождения и раннего Нового времени (16–18 века) отношение к гигиене в Европе ухудшилось. Врачи того времени начали связывать воду с распространением болезней, утверждая, что она может «ослабить» тело. В результате бани стали менее популярными, а люди начали полагаться на духи, пудру и частую смену белья, чтобы скрыть запахи. Таким образом, в некоторых аспектах Средневековье было «чище», чем последующие эпохи.
Эпидемии чумы и сифилиса привели к закрытию многих общественных бань. Врачи того времени считали, что горячая вода и пар способствуют проникновению болезней через поры кожи. Страх перед инфекциями заставил людей отказаться от водных процедур.
Усиление религиозного влияния также сыграло свою роль. Купание стали считать греховным занятием. Церковь проповедовала, что телесная чистота менее важна духовной, а излишнее внимание к телу — путь к соблазну. Святые специально отказывались от мытья, считая грязь признаком благочестия.
Изменение моды тоже повлияло на гигиену. В 16 веке в моду вошли пышные костюмы с множеством слоёв ткани. Такую одежду было трудно стирать, и люди предпочитали маскировать запахи духами и пудрой. Аристократы буквально купались в парфюме, чтобы скрыть неприятные запахи тела.
Этот сдвиг в восприятии гигиены был связан с развитием медицины и новыми теориями о болезнях. Например, считалось, что горячая вода открывает поры и позволяет «дурным испарениям» проникать в тело. В результате знать предпочитала сухую чистку тела или редкое мытьё. Это показывает, что представления о гигиене сильно зависели от научных и культурных изменений.
Итог: мылись или нет?
Так мылись ли в средневековой Европе? Однозначно да! Хотя стандарты гигиены были далеки от современных, люди заботились о чистоте тела, используя доступные средства — от общественных бань до травяных настоев. Миф о «немытой Европе» во многом преувеличен и основан на стереотипах, созданных позднее. Чистота зависела от региона, статуса и времени, но в целом средневековые европейцы стремились к порядку и чистоте.
Таким образом, образ «немытой Европы» — скорее результат позднейших заблуждений и мифов, чем реального положения дел в Средние века. Конечно, уровень гигиены отличался от современного, но стремление к чистоте было вполне живым. А как вы думаете: почему миф о грязной Европе оказался настолько живучим и популярен до сих пор?
Смотрите также — Не только кухня, дети и церковь: вся правда о горожанках средневековой Европы
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









