Франшизы в Америке

0

В то время как рестораны и другие предприятия, связанные с продуктами питания, составляют большой сегмент всех франчайзинговых предприятий в Америке, модель франчайзинга стала общепринятой и широко распространенной в самых разнообразных бизнес-услугах и отраслях. Как выглядят франшизы в Америке сегодня?

Первые франшизы в мире – История франчайзинга в США

Международная ассоциация франчайзинга (IFA), базирующаяся в Вашингтоне, в округе Колумбия, старейшая и крупнейшая в мире организация, представляющая франчайзинг во всем мире, предвидит позитивные перспективы франчайзинговой индустрии США в дальнейшем, также, как и в самом начале.

Концепция франчайзинга возникла в середине 1800-х годов с методами распространения, принятыми Исааком Зингером, основателем швейной компании Singer, который стремится распространить свои швейные машины по обширной географической территории. Он заключил контракт с местными продавцами, предоставив им право продавать его машины в пределах специально определенного региона в обмен на лицензионный сбор.

Bigpicture ru франшизы в америке

С экономическим и инфраструктурным ростом и увеличением мобильности американцев в начале-середине 1900-х гг. широкий спектр торговых заведений и ресторанов подхватили эту концепцию лицензирования и начали официально развивать франшизы — например, Kentucky Fried Chicken в 1952 г., Burger King в 1954 г., McDonald’s в 1955 г. и Pizza Hut в 1958 г. С тех пор модель франчайзинга не только стала более популярной, но и минимизировала риски и опасности франшизы, а также поставила новые проблемы, связанные с изощренностью игроков рынка, усилением антимонопольного законодательства, конкуренцией, с договорным правом и растущим влиянием технологий и прав интеллектуальной собственности.

IFA сообщает, что в 2000 г. франчайзинговый сектор насчитывал более 40 % всех розничных продаж в США, при этом доходы от семидесяти пяти различных отраслей составляли уже тогда более триллиона долларов в год. Отраслевые аналитики также сообщали, что индустрия франчайзинга переживает стремительный рост, и каждые восемь месяцев в стране открывается новая франшиза.

Даже в условиях жесткой экономики и скептического делового климата последних нескольких лет модель франчайзинга продолжает оставаться очень сильным и устойчивым бизнес-форматом, который создает рабочие места и вносит положительный вклад в ВВП Северной Америки. Сектор франчайзинга принес в США примерно 9 000 миллиардов долларов в 2021 г. и, по оценкам, в 2022 г. его вклад будет еще больше. По данным Международной ассоциации франчайзинга, перспективы франчайзингового сектора не только в 2023 году выглядят позитивными, но и в этом году ожидается опережающий рост отрасли в других секторах бизнеса.

Франшизы в Америке сегодня

Сегодня франшизы охватывают многие области экономики США, включая, помимо прочего, гостиничный бизнес, автомобилестроение, недвижимость, личные и деловые услуги, круглосуточный и розничный бизнес, образование и развитие детей, техническое обслуживание и бытовые услуги, а также фитнес и медицинские услуги. Самыми популярными по-прежнему остаются сети быстрого питания. Вот самые крупные из них и количество их франчайзи, не учитывая, что у одного франчайзи может быть и 10, и 20 торговых точек:

Taco Bell – 4,482,

Pizza Hut – 4,113,

Burger King – 4,102,

Wendy’s – 3,430,

KFC – 1,862,

Applebee’s – 1,302,

Arby’s – 972,

Popeyes – 859,

Panera Bread – 859,

Hardee’s – 573.

Каким бы плохим ни был 2022 год, крупнейшие франчайзинговые операторы в Америке не увидели апокалиптического сценария, который казался вероятным в марте прошлого года. Крупные, сложные и диверсифицированные, ведущие франшизы в основном показали хорошие результаты в течение года.

Особенности американских франшиз

Существуют различные стили делового франчайзинга в Америке. Более распространенный тип франчайзинга предполагает использование бизнес-формата франчайзера. Но франчайзинг также включает в себя распространение продукта.

При франчайзинге бизнес-формата в США, как следует из названия, франчайзи принимает полный метод ведения бизнеса, включая его формат, операционные руководства, маркетинговые планы и методы распространения. Например, Taco Bell продает свой полный формат бизнес-операций своим франчайзи.

С другой стороны, франчайзер по распространению продукта в США не предоставляет франчайзи полный бизнес-формат для его ведения, а скорее франчайзер передает франчайзи лицензию на свой товарный знак и логотип для распространения продукта. Например, Coca Cola дает ботлерам лицензии на производство напитка по своей секретной формуле и распространение его под своей торговой маркой.

Кроме того, франчайзер может ограничить операционную деятельность франчайзи либо франшизой, состоящей из одной единицы, либо франшизой, состоящей из нескольких единиц. Соглашения о франшизе с одним подразделением предоставляют франчайзи право открывать и управлять одним подразделением франшизы по сравнению с соглашением о нескольких подразделениях, которое позволяет получателю франшизы открывать и управлять более чем одним подразделением в пределах определенной области.

Связывающие соглашения франшизы в Америке

Что касается доказательства рыночной власти франчайзера в Америке, то уникальность отличительного товарного знака не является достаточным доказательством. Но суды постановили, что рыночная власть может быть выведена в случае блокировки в соответствии с теорией блокировки Kodak, когда при покупке одного продукта франчайзи ограничен в возможности купить другой.

Иногда франчайзер разрешает франчайзи, в соответствии с соглашением о франшизе, право покупать из списка утвержденных поставщиков. Впоследствии после заключения контракта франчайзер меняет свою политику и назначает конкретного поставщика, у которого франчайзи может закупать необходимые материалы. Похожая ситуация возникла в относительно недавнем деле Burda против Wendy’s International, в деле франчайзера которого изначально был список утвержденных поставщиков, у которых франчайзи мог запрашивать предложения на закупку продуктов питания. После заключения контракта Wendy’s изменила свою политику закупок и вынудила получателя франшизы под угрозой расторжения договора закупать у назначенного поставщика или взимать дополнительную плату.

Опираясь на теорию блокировки Kodak, франчайзи предъявил правообладателю иск о незаконном связывании, и суд согласился с франчайзи. Отличив соглашение о франшизе в деле Burda от соглашения в деле Queen City Pizza, против Domino’s Pizza, где франчайзер проинформировал франчайзи о потенциальных эксклюзивных соглашениях о закупках до заключения контракта, суд in Burda обнаружил, что соглашение о франшизе не уведомляло об эксклюзивных договоренностях о покупке до заключения контракта, а вместо этого вводило франчайзи в заблуждение, заставляя его думать, что конкуренция открыта.

Поддержание цены перепродажи франшизы в Америке

Могут ли франчайзеры контролировать цены перепродажи продуктов, продаваемых франчайзи? До решения Верховного суда по делу Leegin Creative Leather Products против PSKS франчайзеры в США сами по себе считали незаконным устанавливать цены перепродажи своей продукции. Однако Верховный суд в деле Leegin постановил, что вертикальный контроль над ценами не является незаконным сам по себе и должен быть проанализирован в соответствии с правилом разума, то есть вертикальный контроль над ценами не должен необоснованно ограничивать торговлю или существенно наносить ущерб конкуренции на рынке.

Кроме того, вертикальный контроль цен может потребовать дальнейшего анализа, когда правообладатель участвует в двойном распределении, т. е. когда правообладатель имеет торговые точки, принадлежащие компании, и конкурирует с получателем франшизы. В таких сценариях любые соглашения о цене перепродажи между франчайзером и франчайзи могут рассматриваться как горизонтальные соглашения между конкурентами о фиксировании цен и будут незаконными.

Таким образом, франшизы в Америке в контексте сегодняшнего мирового франчайзинга – это международные лидеры, законодатели мод, основатели традиций и инновационные деятели, которые показывают, что контроль над ценами существенно не препятствует конкуренции, и, возможно, демонстрирует, что контроль над ценами на самом деле оказывает положительное влияние на конкуренцию, что заставляет франчайзеров по всему миру брать с них пример.

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Ивана Кнолль — самая горячая футбольная фанатка ЧМ-2022

Ивана Кнолль — самая горячая футбольная фанатка ЧМ-2022

Чем, кроме цены, люксовая водка отличается от дешевой

Чем, кроме цены, люксовая водка отличается от дешевой

25 девушек, которые не слышали о комплексах и живут по своим правилам

25 девушек, которые не слышали о комплексах и живут по своим правилам

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты

Своими руками: Обработанные снимки доцифровой эпохи

Своими руками: Обработанные снимки доцифровой эпохи

10 популярных символов, об истинном значении которых мало кто знает

10 популярных символов, об истинном значении которых мало кто знает

Сюрреалистический осенний лес в фотографиях Янека Седлара

Сюрреалистический осенний лес в фотографиях Янека Седлара

Минутка ностальгии: Подарки, которые мы уже никогда не получим на Новый год

Минутка ностальгии: Подарки, которые мы уже никогда не получим на Новый год

22 примера креативных идей, граничащих с гениальностью

22 примера креативных идей, граничащих с гениальностью

Дворец Имама-Яхья в Йемене

Дворец Имама-Яхья в Йемене

10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона

10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона

По волнам памяти, как мы жили и играли во дворах нашего детства

По волнам памяти, как мы жили и играли во дворах нашего детства

Тогда и сейчас — 30 интересных фото, которые показывают течение времени

Тогда и сейчас — 30 интересных фото, которые показывают течение времени

Уличный фотограф из Гонконга ловит неожиданные мгновения

Уличный фотограф из Гонконга ловит неожиданные мгновения

10 неожиданных способов применения колы

10 неожиданных способов применения колы

Веселые и юные американки 80-х

Веселые и юные американки 80-х