Топ-100

Что продавалось в торговых автоматах СССР: от бутербродов до керосина

Первый бум вендинговых машин Москва пережила в 1960-х. Тогда на Малой Дмитровке существовал уникальный магазин-автомат «Прогресс», в зале которого не было продавцов, а в отдельных торговых аппаратах, расставленных по всему городу, за мелочь или жетоны можно было купить не только стакан газировки или газету, но и горячий кофе, папиросы, бутерброды, пиво и вино. Создатель музея советских игровых автоматов Александр Вугман рассказал, как возник и почему погиб советский вендинг.

Визит Хрущева в США

Первыми в СССР появились не игровые, а торговые автоматы. Я встречал упоминания об импортных аппаратах, которые были установлены в Москве к фестивалю молодежи и студентов 1957 года, но точно могу сказать, что массированно продвигать у нас их производство и размещение стали после поездки Хрущева в Америку в сентябре 1959 года.

Из того, что он увидел тогда в Штатах, его впечатлила не только перспектива использования кукурузы в сельском хозяйстве, но и феномен автоматизации торговли, который он наблюдал там повсюду и решил перенести в СССР. Вот почему в конце 1950-х — начале 1960-х годов у нас в стране начался выпуск вендинговых торговых аппаратов.

По большей части изготовлялись они в Украинской ССР — именно туда Хрущев отдал их производство. Так что в советские годы торговых аппаратов на Украине было больше, чем в РСФСР.

Никакой электроники

Самым простым был автомат по продаже газет, который ставили на всех вокзалах и автостанциях, а потом и в метро. Интересен он тем, что был полностью механическим и не имел никакой электронной начинки.

Монета нажимала на рычажок, который разблокировал основной механизм, и, нажав ручку, ты мог при помощи пружинного устройства подать себе тонкую газету. Современное многостраничное издание типа «Аргументов и фактов» туда бы не поместилось. Позже появились подобные аппараты с электрической начинкой.

В те же годы появились самые, наверное, популярные в СССР автоматы по продаже газированной воды (с сиропом и без), которые в Москве, казалось, стояли вообще на каждом шагу. Именно они задержались в Москве дольше остальных и активно работали еще в 1980-х, по разным данным, в городе было от 2000 до 2800 таких машин.

Магазин-автомат

В 1960-х и 1970-х торговых автоматов в Москве и других крупных городах было немыслимое количество и, похоже, на высшем уровне рассматривалась перспектива в будущем целиком перейти на них, отказавшись от живых продавцов.

Магазин «Прогресс».

В 1960-х в Москве даже существовал уникальный магазин-автомат «Прогресс» на Малой Дмитровке (называвшейся тогда улицей Чехова. — Прим. ред.), где вообще не было продавцов, а в аппаратах можно было купить можайское молоко в бутылках, сгущенку в консервных банках, фасованное масло, сырки, булки и многое другое.

Отдельные представленные там автоматы, по продаже бутербродов с сыром и колбасой например, можно было встретить в аэропортах, аппараты по продаже подсолнечного масла — в больших прогрессивных универмагах и обычных гастрономах.

В Москве 1960-1970-х на улицах, в пивных и магазинах можно было видеть аппараты по продаже кваса, соков, пива и даже вина, молока и мороженого, керосина и папирос, горячего чая и кофе, сигарет, спичек, карандашей и тетрадок. При входе в метро стояли автоматы для размена монет, на вокзалах и крупных станциях — по продаже билетов.

Аппараты по продаже пива и вина чаще всего работали от жетонов, которые надо было покупать у кассира кафе или пивной, где они были установлены. Жетоны, как правило, были из желтого сплава, в диаметре чуть меньше пятака, с надписью «Министерство торговли СССР» с одной стороны и одним или двумя желобами-прорезями с другой.

Хотя пивные автоматы, принимавшие мелочь, по моим данным, тоже существовали. В некоторых пивных на первом этаже располагался зал с такими автоматами, а на втором розлив шел уже из крана. Сорт, как правило, был и там и там одинаковый и только один, выбора не было.

Издержки конструкции

Автоматы по продаже пива и кваса были однотипны и выполнялись так, что могли выдавать в две ниши два сорта напитка. На практике же заряжали один, и выбора никакого не было.

Не стали популярными и широкого распространения такие аппараты не получили по той причине, что требовали регулярной промывки всей системы, а это очень хлопотно. Кроме того, они были требовательны к месту установки: чаще всего их ставили в закрытых помещениях со специально отведенными нишами, так как автоматы эти не имели боковых и задних стенок.

И вообще, необходимость регулярно подвозить тару со свежим напитком, выливать его, если он не продался, пока не истек срок годности, делала такие аппараты не самыми рентабельными.

И в результате к началу 1980-х уникальный и экспериментальный «Прогресс» закрыли, а большинство советских вендинговых машин демонтировали и увезли, оставив аппараты по продаже газировки и газет.

Одеколон и музыка

На старых снимках и в фильме «Менялы» можно увидеть аппарат со встроенным зеркалом, который за 15 копеек опрыскивал вашу прическу и лицо тремя граммами одеколона. Их вешали в ресторанах, магазинах и гостиницах, иногда — рядом с парикмахерскими.

Автомат и красивый, и полезный, но, к сожалению, он часто оказывался выведен из строя. Его слабым местом был расположенный наверху распылитель, выполненный в форме цветка, который чаще всего отламывали в первую же неделю после установки.

Музыкальные аппараты, или джукбоксы, как их принято называть сегодня, устанавливались в ресторанах. В 1960-1970-х в СССР можно было встретить в основном модель Meloman производства польской компании Unitra Fonica. Существует мнение, что именно так слово «меломан» проникло в русский язык и закрепилось в нем навсегда.

Эти польские джукбоксы можно видеть в советских фильмах: «100 грамм для храбрости», «Единственная». И еще есть посвященный советским торговым аппаратам сюжет «Ералаша» «Достукался», где подробно показан принцип работы «Меломана», который за 5 копеек проигрывал пластинку с выбранной композицией.

Смотрите также: Советская торговля во всей своей красе

Источник

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений?

Подписывайтесь на наш Instagram, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Наполняя улицы смыслом: злободневные работы художника T-Radya

Надписи на заборах и стенах домов, как правило, раздражают. Но, оказывается, они могут быть искусством. Разница между обычным хулиганством и творчеством заключается не в месте и способе нанесения текста, а в смысле послания, который автор хочет донести до зрителя. Это смог доказать на практике уличный художник Тимофей Радя из Екатеринбурга, известный во всем мире под псевдонимом T-Radya.

Тимофей Радя живет в Екатеринбурге, но родился далеко за пределами России - в столице Кубы Гаване. Творчество художника очень многогранно, но всемирное признание парню принесли граффити и паблик-арт. В основе творчества T-Radya злободневные, остросоциальные проекты, реализованные нестандартным образом. Так как сам мастер по образованию философ, то это не могло не отразиться на его творениях, пронизанных глубоким смыслом.

Цель Тимофея, по его словам, заключается в очеловечивании безликих городских улиц, придании им содержания и смысла. Житель современного мегаполиса, перемещаясь по своему городу, получает возможность задуматься о серьезных вещах, о которых ему напоминают строгие, но емкие граффити Радя.

Многие свои творения Тимофей создает нелегально, так как они имеют очевидный для многих политический подтекст. Художник не скрывает своей активной позиции и смело поднимает злободневные темы, а также реагирует на события в обществе.

Больше всего T-Radya любит размещать свои работы на крышах домов - там их лучше всего видно и эффект резонанса от надписей выше. Самым эпатажным творением Радя является нецензурная надпись на крыше многоэтажки «Вас нае....ли», которую сделал Тимофей после очередных выборов.

Мировую известность мастер граффити из Екатеринбурга получил создав серию портретов воинов на стенах заброшенного госпиталя в родном городе. Для создания серии картин Радя использовал не краски, а огонь.

Также многих привлек внимание манифест, в котором T-Radya изложил свои убеждения. Им он украсил огромную стену производственного здания в Санкт-Петербурге.

В Екатеринбурге Тимофея ценят и любят. Об этом говорит хотя бы то, что некоторые его начинания получили живой отклик в обществе и живут отдельно от автора. Хорошим примером может служить акция художника, в ходе которой он украсил оранжевыми абажурами фонари возле Оперного театра. С 2013 года мероприятие проводится ежегодно.

Работы художника можно встретить на улицах Екатеринбурга, Москвы, Киева, Хельсинки, Владикавказа, Перми и многих других городов.

Смотрите также: Граффити в лесу: москвич рисует пугающе реалистичных зверей на прозрачной пленке

Источник: T-Radya

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений?

Подписывайтесь на наш Instagram, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты

Почему люди бегут из WhatsApp: за 3 недели более 30 миллионов пользователей удалили

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(1)
}
            

Аудиовизуальные скульптуры Дэниела Поппера, создающие атмосферу фестивалей

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(2)
}
            

Любимые женщины Владимира Высоцкого

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(3)
}
            

Топ-15 самых странных аккаунтов в Instagram, на которые почему-то подписываются

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(4)
}
            

Роскошный позолоченный дворец продают за смешные деньги. Правда есть одно «но»

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(5)
}
            

Когда очень хочется в Австралию

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(6)
}
            

Блюда японской кухни, от которых у вас пропадет аппетит

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(7)
}
            

22 фотофакта о креативности и смекалке, которые помогут решить бытовые проблемы

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(false)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(8)
}
            

Ученые развеяли миф о пользе 10 тысяч шагов в день

                array(3) {
  ["result"]=>
  bool(true)
  ["iBlockSize"]=>
  int(1)
  ["iFullCountBlocks"]=>
  int(9)
}