Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого

0

Для современного человека бригантина, идущая по волнам под полными парусами, ассоциируется со свежим ветром странствий и романтикой приключений. Мало кто задумывается сегодня, как был устроен быт моряков деревянного флота. На самом деле жизнь людей на парусных кораблях была преисполнена суровой прозой жизни и необходимостью приспосабливаться к экстремальным и стесненным условиям, где все было не так, как на суше. Все, в том числе такое важное и приземленное как туалет.

Фотография: Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого №1 - BigPicture.ru

Носовые фигуры кораблей часто представляли собой настоящие произведения искусства. Резные Нептуны, русалки или фантастические звери, гордо скользящие над пенными волнами, смотрелись невероятно пафосно и были узнаваемыми особенностями парусников. Но мало кто знает, что «носовые» фигуры у флотских назывались «гальюнными» и, кроме эстетической нагрузки, выполняли самые что ни на есть приземленные функции.

Фотография: Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого №2 - BigPicture.ru

Гальюны, то есть корабельные туалеты, в 16-18 столетиях находились в двух местах. Экипаж и пассажиры использовали для отправления естественных нужд нос корабля, а капитан и офицеры — специально оборудованное место на корме. Так что резная фигура на носу парусника, навевающая романтичные мысли — это всего лишь декоративное украшение носового гальюна.

Фотография: Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого №3 - BigPicture.ru

Носовая часть боевого корабля «Ваза», построенного в 1628 году в Стокгольме

Посмотрите как устроен нос шведского военного корабля «Vasa», который удалось поднять со дна моря почти не поврежденным. Квадратные деревянные короба — это своеобразные унитазы, а деревянная обрешетка выполняла роль писсуаров, давая нечистотам свободно стекать в море.

Чтобы справить нужду, мореходу приходилось отправляться на нос корабля и влезать на неудобный деревянный «трон». При этом от стихии его отделяли хлипкие поручни или даже канаты. Место, где качка была особенно сильна, было одним из самых опасных на борту и волны нередко смывали несчастных за борт. В таких случаях спасение было возможно лишь в том случае, если человека за бортом своевременно замечали и бросали ему канат. Вплавь догнать судно, идущее под парусами, было невозможно.

Фотография: Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого №4 - BigPicture.ru

Из-за этого неоправданного риска моряки очень не любили носовые гальюны. Да и путь к ним мог быть совсем неблизким, особенно на многопалубных военных кораблях. Поэтому матросы и пассажиры норовили решить свои проблемы в укромных уголках, которых на любом паруснике было с избытком.

Такие небольшие хитрости становились серьезной проблемой в условиях открытого моря, где антисанитария могла в любой момент стать причиной вспышки инфекционной болезни. Поэтому за соблюдением правил следили, а тех, кто делал кучи на пушечных палубах и в трюмах отлавливали и нещадно пороли линьком в присутствии всей команды.

Фотография: Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого №5 - BigPicture.ru

На небольших парусниках отхожее место могло выглядеть так

В российском морском уставе образца 1720 года обязанность наблюдения за санитарным состоянием корабля была возложена на профоса. Это должностное лицо заведовало арестантами, телесными наказаниями и чистотой на борту. Он выслеживал виновных в вероломном нарушении правил и карал их по всей строгости морских законов. Но даже опасность быть выпоротым и посрамленным не мешала некоторым справлять нужду в самых неожиданных местах.

А вот старшие чины гальюнами на носу не пользовались. Условия жизни господ флотских офицеров и знатных пассажиров были не в пример лучше, чем у рядового экипажа. Проживали они на корме, в просторной кают-компании, а с середины 18 века и вовсе в отдельных каютах. Им было дозволено иметь прислугу, некоторые предметы роскоши и пользоваться относительно комфортными и безопасными туалетами.

Фотография: Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого №6 - BigPicture.ru

Штульц американского фрегата «Constitution»

По на корме корабля располагались штульцы — свесы, внутренний объем которых использовался для самых разных нужд. В такой застекленной «лоджии», нависающей над волнами, хранили навигационные приборы и там же, в особом огороженном уголке находился офицерский туалет.

На больших парусных кораблях штульцы могли быть двухэтажными — на нижнем уровне в таком случае находилась кабинка гальюна, а на верхнем могла стоять ванна для капитана. В помещениях кормы было тесно и даже при небольшом волнении солидно болтало, но там человек хотя бы не рисковал жизнью, решая свои обыденные проблемы.

Фотография: Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого №7 - BigPicture.ru

Гальюн капитана в штульце фрегата «Constitution»

Безопасный туалет был одной из основных привилегий офицеров на парусном флоте, где создать какие-либо удобства, даже для капитана, было совсем непросто. Эпоха пара все изменила — плавания стали более безопасными и комфортными и на пароходах уже даже для рядовых матросов были предусмотрены закрытые гальюны.

Но в жизни бывает так, что туалет в квартире, доме или офисе спроектирован с ошибками и его использование не менее затруднено, чем на флоте в 18 веке. Правда, жизнью его посетители уже не рискуют, и это дает возможность свободно шутить на эту тему.

Смотрите также — Атомоход «Ленин» — почти как космический корабль, только ледокол

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Новые посты

33 фотографии, где момент и ракурс решают все

33 фотографии, где момент и ракурс решают все

Живые фотографии Жульена Дувье

Живые фотографии Жульена Дувье

Соблазнительные шедевры короля гиперреализма Омара Ортиса

Соблазнительные шедевры короля гиперреализма Омара Ортиса

Как выглядит сельдяной король, способный предсказать цунами

Как выглядит сельдяной король, способный предсказать цунами

Точечное искусство: художник прожигает бумагу ароматическими палочками и создает невероятные картины

Точечное искусство: художник прожигает бумагу ароматическими палочками и создает невероятные картины

Почему 3 часа ночи наши предки считали самым опасным временем

Почему 3 часа ночи наши предки считали самым опасным временем

Забудьте то, чему вас учили в школе: факты, которые перестали быть правдой

Забудьте то, чему вас учили в школе: факты, которые перестали быть правдой

Гарем султана Османской империи: 8 фактов, которых вы точно не знали

Гарем султана Османской империи: 8 фактов, которых вы точно не знали

Ники и Крисси Тейлор: трагическая судьба сестер-супермоделей 90-х

Ники и Крисси Тейлор: трагическая судьба сестер-супермоделей 90-х

30 потрясающих мест, где вы не встретите туристов

30 потрясающих мест, где вы не встретите туристов

Замки на воде или 20 самых красивых замковых рвов в мире

Замки на воде или 20 самых красивых замковых рвов в мире

Работаем и худеем: 5 советов по борьбе с лишним весом в офисе

Работаем и худеем: 5 советов по борьбе с лишним весом в офисе