Топ-100 Самые известные случаи порчи и хищения экспонатов из российских музеев

Самые известные случаи порчи и хищения экспонатов из российских музеев

В советских музеях экспонаты крали довольно редко. Этот вид преступного промысла на 1/6 части суши был не слишком популярен, так как вывезти шедевры за рубеж было практически невозможно, а у себя на родине они не находили покупателей или стоили удручающе мало. Тем не менее, случаи краж, а также намеренной порчи экспонатов, в отечественных музеях были и есть.

Мы выбрали наиболее известные случаи порчи и похищения шедевров, имеющих огромную культурную и материальную ценность. На самом деле таких случаев было гораздо больше и они, к сожалению, продолжают происходить.

1. Похищение «Святого Луки» Франца Хальса

Бесценный шедевр известного фламандца Франца Хальса украли из Пушкинского музея без особых ухищрений в 1965 году. Воры проникли в помещение в санитарный день и беспрепятственно вынесли «Святого Луку». Пропажа была обнаружена только на следующие сутки, и вероломных преступников найти по горячим следам не получилось.

Для Страны Советов это было серьезное ЧП, бросившее вызов огромной слаженно работающей системе госбезопасности, поэтому поиски проходили в атмосфере строгой секретности. Но ни опрос осведомителей, ни поголовные проверки прокуратурой антикваров и искусствоведов ничего не дали — «Святой Лука» как в воду канул.

Обнаружили похищенную картину по стечению обстоятельств — вор попытался сбыть ее случайному покупателю, который оказался внештатным сотрудником милиции. Преступник оценил полотно всего в 100 тысяч рублей. Операция по задержанию похитителя и изъятию картины произошла быстро и слаженно. Похитителем оказался сотрудник музея, помощник реставратора картин.

Преступник не мог обеспечить старинному холсту необходимые условия для хранения, и «Святой Лука» из-за сухого воздуха в квартире злоумышленника сильно пересох. Восстановление картины Франца Хальса заняло у специалистов 2,5 года.

2. Нападения на картину И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»

На картину русского живописца покушались два раза. Оба случая связаны не с похищением, а с порчей полотна. Первый раз на «Ивана Грозного» напали еще при жизни Ильи Репина, в 1913 году. Старообрядец Абрам Балашов, человек религиозный и крайне неуравновешенный, нанес картине несколько порезов ножом в области лиц героев полотна.

Повреждения устранял сам автор, а воинствующего старообрядца отправили в сумасшедший дом. Картине был нанесен настолько серьезный ущерб, что даже Репин не смог вернуть ей первоначальный вид. Несмотря на это, в том же 1913 году картина «Иван Грозный и сын его Иван» снова заняла свое место в экспозиции Третьяковской галереи.

В 2018 году картина пережила еще одно нападение. В этот раз на полотно напал пьяный мужчина, изрядно «зарядившийся» алкоголем в буфете Третьяковки. Вандал нанес удар по раме и стеклу картины металлическим столбиком ограждения. Рама получила серьезные повреждения, осколки стекла порезали полотно.

Мужчина объяснил поступок тем, что, по его мнению, картина неверно отображает историческое событие. Как бы там ни было, но восстановление шедевра займет немало времени и обойдется не менее 10 миллионов рублей.

3. Похищение картины «Бассейн в гареме» Жан-Леона Жерома

Картину, стоимость которой составляет не менее 1 миллиона долларов, украли из Эрмитажа среди белого дня в 2001 году. Произведение живописи находилось в закрытом для посещения зале, поэтому похитителям никто не мешал. Они проникли в помещение, вырезали картину из рамы, аккуратно свернули и вынесли из музея.

Шумиха, поднятая в СМИ кражей полотна помешала похитителям продать свою добычу — никто не хотел связываться со столь известным экспонатом. Поэтому, промучившись 5 лет, преступники вернули полотно музею, воспользовавшись для этого приемной коммуниста Геннадия Зюганова.

Картина была в очень плохом состоянии, так как ее хранили сложенной вчетверо. Краска на сгибах осыпалась, а холст протерся до дыр. Восстановление «Бассейна в гареме» заняло почти три года, и с 2009 полотно снова можно увидеть в экспозиции Государственного Эрмитажа.

4. Похищение двух работ Василия Перова

В апреле 1999 года из Русского музея в Санкт-Петербурге были похищены сразу два экспоната, принадлежащие кисти великого русского живописца Василия Перова. Преступники ночью разбили стекло на первом этаже музея, проникли в выставочные залы и украли картину «Гитарист-бобыль» и набросок к картине «Тройка». Каждый из экспонатов эксперты оценивают в 700 тысяч долларов.

Во время кражи сработала сигнализация, но злоумышленникам удалось скрыться с добычей тем же путем, которым они проникли в музей. Благодаря профессионализму правоохранителей преступников быстро задержали, а картины вернули в целости и сохранности.

5. Похищение золотых фалар в Ростове-на-Дону

В 1971 году из краеведческого музея Ростова-на-Дону были похищены золотые бляхи-фалары, найденные археологами в могиле сарматского вождя. Вор проник в музей через окно, разбил стекло витрины и забрал 7 небольших экспонатов. Сигнализация сработала, но охрана музея не успела вовремя прибыть на место преступления и вору удалось скрыться.

Преступника нашли довольно быстро — им оказался молодой человек без определенных занятий, не имеющий криминального опыта. К сожалению, древние украшения были безвозвратно утрачены — злоумышленник переплавил их в слиток, чтобы продать как лом. Выдали парня скупщики золота с городского рынка, которым вор настойчиво предлагал золотой слиток неизвестной пробы и происхождения.

6. Масштабная недостача в Эрмитаже

Ревизия, проведенная в Государственном Эрмитаже в 2006 году, показала, что в музее отсутствуют 226 экспонатов. Среди пропавших предметов — старинные иконы, ювелирные украшения, бытовая утварь с драгоценными камнями.

Оценочная стоимость пропавшего составила более 5 миллионов долларов США. Начатое расследование показало причастность к пропаже сотрудницы музея Ларисы Завадской. Женщина умерла в самом начале разбирательства и, хотя в числе подозреваемых были ее муж и сын, схему хищения и способ сбыта музейных экспонатов раскрыть не удалось.

Полный перечень недостающих предметов был опубликован на официальном сайте Эрмитажа. Это помогло вернуть несколько экспонатов — они были переданы руководству музея или подброшены. Но основная часть ценностей, увы, попала безвозвратно и шанс их вернуть очень невысок.

7. Нападение на «Данаю» Рембрандта

В 1985 году произошло, пожалуй, самое громкое нападение на произведение искусства в истории СССР. Безработный житель Литвы Бронюс Майгис пришел в Эрмитаж с ножом и банкой серной кислоты. Сначала вандал выплеснул на картину «Даная» агрессивную жидкость, а затем, чтобы наверняка нанести ей серьезный ущерб, дважды полоснул полотно ножом.

Свои действия мужчина объяснил политическими мотивами, но врачи признали его невменяемым и поместили в психиатрическую больницу. Картина получила повреждение почти 30% площади, на ее восстановление у специалистов-реставраторов ушло 12 лет. В 1997 году «Даная» вернулась на место в экспозиции музея. Теперь ее защищает бронированное стекло.

Смотрите также: Найдена картина Сальвадора Дали, которая 75 лет хранилась в частной коллекции

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Самые горячие темы

Новости партнеров

‡агрузка...

Новые посты