PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом

0

Этой осенью 9-10 сентября в Москве во второй раз пройдет PhotoDecorMarket — маркет авторской фотографии для интерьеров. Зачем и кому он нужен, если существуют фотостоки и галереи, и есть ли критерии у интерьерной фотографии?

Об этом разговаривают создатель маркета Ирина Клименко и арт-директор компании Fotolab Антон Горбачёв.

Фотография: PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом №1 - BigPicture.ru

Записала: Лина Селезнева.
На превью: участник маркета Стас Бартникас.

Фотография: PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом №2 - BigPicture.ru
Ирина Клименко — фотограф, куратор, создатель PhotoDecorMarket.

И.К.: Давай начнем с того, что фотография — это не просто изображение. Это медиа или даже язык, с помощью которого фотограф передает зрителю как минимум информацию и как максимум некое сообщение в визуальной форме.

А.Г.: Да, и фотографии, передающие информацию или фиксирующие некие события, как правило, не подходят для интерьеров. Если мы не говорим о фотографиях из семейного архива.

И.К.: Говоря о фотографии, которая подходит для интерьеров, мы в первую очередь имеем в виду художественную или, другими словами, арт-фотографию. Ту фотографию, которая призвана передавать эмоцию, нести метафору, воздействовать на зрителя скорее через чувства, а не через разум. По сути такая фотография — это личное послание автора.

А.Г.: Но не любые авторские послания подходят для интерьера. Если, скажем, мы с тобой независимо друг от друга будем отбирать фотографии участников для PhotoDecorMarket, мы отберем плюс-минус одно и то же. И вовсе не потому, что у нас удачно совпадают вкусы.

И.К.: Давай попробуем определить критерии, которые у нас совпадают.

Фотография: PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом №3 - BigPicture.ru
Антон Горбачёв — арт-директор компании FOTOLAB, фотограф, куратор, преподаватель школы PHOTOPLAY, член Союза фотохудожников России. Автор программ по развитию визуального мышления. Член жюри фотографических конкурсов.

А.Г.: Интерьерной фотографию делает отбор, а в конечном счете — покупатель.

Что он, скорее всего, не выберет? Драму. Изображение повседневности. Серию фотографий, для которых важна последовательность просмотра. Вот почему для интерьера не всегда подходит проектная фотография, которая представлена в галереях или в авторских книгах. Покупатель не хочет дома актуальных тем, острых высказываний, протеста или личных рефлексий автора.

Интерьерная фотография — это прежде всего эстетическая рефлексия и всегда цельное, законченное высказывание в одном снимке. Это чуть больше, чем фиксация факта, — это метафора, ассоциация. Авторский взгляд и эмоция заложены в фотографию, но при этом они нейтральны и дают зрителю простор для воображения. Интерьерная фотография не тянет одеяло на себя, не требует от зрителя всего объема внимания. Она уживается с окружающими предметами.

И.К.: Не только с предметами. Она должна уживаться с обитателями дома. По сути, покупая авторскую (в данном случае не безымянную, как на стоках или в ИКЕА) фотографию из рук ее создателя, мы впускаем автора в свой дом — в лице его работы — практически на правах члена семьи, потому что он нам интересен и с ним комфортно находиться рядом. Вряд ли нам захочется терпеть в доме человека пусть яркого и талантливого, но скандального и постоянно протестующего. Поэтому фотография, живущая в интерьере, должна вызывать у зрителя позитивную (для него) эмоцию. Можно посмотреть на выставке что-то яркое, острое, современное, социально значимое, но приносить в дом и жить с этим захочет далеко не каждый.

Фотография: PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом №4 - BigPicture.ru
Фото и рассказ участницы маркета Евгении Стрыгиной: «К стенду подошла женщина и долго рассматривала фотографию. Потом совершенно неожиданно для меня говорит: «А вы знаете, это же мой муж!» Первая мысль, которая пришла мне в голову: «Господи, а вдруг в таких случаях нужен модельный релиз». Аккуратно спрашиваю: «Правда? Вот прямо это ваш муж?» Женщина улыбнулась и говорит: «Ну почти. Мой тоже приезжает на Мертвое море и вот так же лежит в воде». Конечно, она купила фотографию».

А.Г.: Да, в таких работах не должно быть крика. Но и пустоты быть не должно. Баланс, гармония, целостность.

И поэтому мне очень странно, когда фотографию для интерьера считают низким или прикладным жанром. Это же то, что люди по своей воле приносят в свой дом, в свое личное пространство. Это ли не вызов для фотографа?

И.К.: Знаешь, я думаю, что фотография может не только передавать эмоции, настроение, создавать атмосферу. Фотография может менять пространство и даже образ жизни.

Ведь наш дом, как и наше тело, — это то, что идеально подходит для нашего сегодняшнего образа жизни и по сути отражает то, как мы на самом деле живем, а не декларируем вовне.

Мысль не самая приятная, но это факт. К счастью, мы в силах менять то, что нам не нравится. С помощью фотографии можно создавать в доме зоны, которые помогут изменить образ жизни. Например, хочется заняться творчеством, или начать медитировать, или больше времени проводить с семьей и друзьями, экспериментировать на кухне… Вдохновляющая фотография в правильном месте дома может стать катализатором для запуска и поддержки приятных изменений.

А.Г.: Красивая идея и вполне жизнеспособная, если ее популяризировать.

И.К.: Ты ежедневно сталкиваешься с покупателями и дизайнерами, которые приходят в Fotolab, чтобы напечатать фотографию для интерьеров. Расскажи, где эти люди находят фотографии?

Фотография: PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом №5 - BigPicture.ru
Фото и рассказ участницы маркета Елены Малышевой: «Две эти работы купила симпатичная пара, которая собиралась в гости к европейским друзьям. На мой вопрос: «Вам кажется, это будет хорошим подарком?» — они в один голос ответили: «Конечно. Если бы все везли из России не икру и водку, а вот такие работы, то, может быть, и мнение о нашей стране было бы другим»».

А.Г.: Рынок-то уже сложился и даже неплохо структурирован. И 70-80% спроса удовлетворяют фотостоки.

И.К.: Но фотография со стока — это зачастую безымянное изображение безо всякой индивидуальности! Не все фотографы помнят о том, что, отдавая работу на сток, они по сути лишаются не только авторства, но и возможности сохранять изображение в неприкосновенности творческого замысла. Покупатель может делать с фотографией все, что захочет, включая вмешательство в само изображение.

Кстати, можно ли вообще найти что-то интересное на стоках?

А.Г.: Фотосток — это набор очень четких стандартов. Прежде всего технических: резкость, размер изображения и т.д. И чисто визуальных: типичная фотография со стока, которую люди выбирают для интерьера, — это природный (часто с пририсованным при обработке солнцем) или городской пейзаж. Большой популярностью пользуются драматические облака или контровый свет. На снимке, как правило, репрезентуется привычное человеческому глазу пространство.

Реже на стоках можно встретить какие-то более абстрактные работы, где авторский взгляд хоть как-то начинает проявляться. Но все-таки большинство стоковых фотографий просто фиксируют существующую и узнаваемую реальность, часто дополнительно приукрашивая ее.

И.К.: Реальность с усилителями вкуса!

Фотография: PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом №6 - BigPicture.ru

А.Г.: Точно, с глутаматом!

Кстати, покупая файл на фотостоке, человек ведь не покупает изображение. Там продаются лицензии, и их стоимость зависит от цели использования. На стенку дома повесить — 1000-1500 рублей, а в рекламный баннер вставить — совсем другие деньги.

Есть и макростоки, такие как Getty Images. Там и уровень выше, и шире эстетический диапазон; с ними сотрудничают серьезные фотографы; есть огромные архивы документальных фото. Условия приобретения лицензий более строгие, и стоит это дороже: более 500 долларов за фотографию.

Вот там уже можно увидеть больше авторских работ. Более сложное пространство, не такие однозначные образы, предмет взаимодействует с фоном. Здесь уже важны геометрия, цветовое решение…

И.К.: Хорошо, мы с тобой начали с самой нижней ступени, теперь пойдем к вершине пирамиды. Галереи продают фотографии, которые в конечном счете попадают в интерьеры. И если на стоке автор теряет свое имя, то в работе с галереями он зачастую теряет свободу.

Собственно, как строится галерейный бизнес? Галерист находит интересного и перспективного фотографа, создает ему имя и историю и зарабатывает на продаже его работ. Так происходит выращивание автора. В какой-то момент галерист начинает пусть мягко, но диктовать фотографу темы, ведь, чтобы конкурировать, нужны актуальные, модные, провокационные поводы. А еще галеристу нужно, чтобы у покупателя не было прямого доступа к автору. Чем надежнее разделены автор и покупатель, тем лучше.

В таких условиях наступает момент, когда автор не может больше развиваться. Поэтому, придумывая PhotoDecorMarket, я больше всего хотела дистанцироваться от галерейного бизнеса и создать среду, где автор может действовать свободно.

А.Г.: Тут важно вот еще что. Галерейная система — это прежде всего жесткая иерархия, где все — и авторы, и продавцы, и критики — играют по правилам арт-рынка. Автор не может «перепрыгнуть» ни через одну ступеньку этой лестницы. Только через институциональный рост он получает признание как художник.

PhotoDecorMarket — новая институция, где нет жесткой иерархии и вот этой адской многоступенчатой системы. Из уравнения исключается посредник: автор лично, физически, встречается со своим зрителем. И встречается эмоционально: вот я, а вот то, что меня волнует, трогает, восхищает и т.д.

Фотография: PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом №7 - BigPicture.ru
Фото и рассказ участника маркета Сергея Толмачева: «Даже для меня эта работа слишком яркая, и я не был уверен, что ее можно продать. К стенду подошла девушка, которая была одета ровно в те же цвета, даже шапочка у нее была похожей формы. Она купила работу и сказала: «У меня душа радуется, когда я могу добавить цвет в нашу городскую жизнь. У вас так же, Сергей?» Мне оставалось только улыбнуться в ответ и подписать работу».

И.К.: Концепция маркета очень простая: классные фотографии из рук самих фотографов, по адекватным для авторов ценам и в высочайшем качестве печати и оформления.

А.Г.: Вот это «из рук в руки» — принципиально важная вещь. Нет эстимейта, как в галерее. Нет анонимности, как в стоке. Нет посредников. Нет иерархии участников. Зато есть среда, которую формирует предварительный отбор работ. И у фотографа, который хочет, чтобы его работы были достойно оценены, есть возможность выйти из сумрака.

Между прочим, я показывал специалистам в области фотоискусства работы участников Весеннего PhotoDecorMarket, смешав их с работами прославленных фотографов. И очень часто критики не могли отличить фотографии с маркета от работ мэтров!

Фотография: PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом №8 - BigPicture.ru
Фото и рассказ участника маркета Дмитрия Питенина: «На маркете я представил целую серию работ под названием «Сад одиноких камней». Работы были напечатаны на архивных бумагах способом пигментной печати, и каждый, кто подходил к моему стенду, задавал один и тот же вопрос: «Это нарисовано?» Я даже табличку в конце первого дня повесил: «Никакого фотошопа». Человек, который купил эту работу, сказал: «Эта фотография будет мне ежедневным напоминанием о том, как прекрасна наша Земля»».

И.К.: Это очень приятно. Надеюсь, дело не в том, что критики так себе, а в том, что авторы классные? Знаешь, это похоже на дегустацию вина вслепую. Когда этикетки и регалии сняты, приходится опираться только на собственный вкус и свои ощущения.

А.Г.: Ну да. Хорошее сравнение, кстати. Новые технологии в виноделии дали возможность некоторым новым производителям выпускать очень достойное вино, дело только за тем, чтобы рынок об этом узнал. Современные фотографические технологии, способы обработки и печати позволяют талантливым авторам так полно, как никогда раньше, реализовывать свои творческие замыслы и создавать великолепные работы. И тут важно понимать, что фотография для интерьера — это не только изображение. Это и способ печати, и вариант оформления. И очень правильно, когда автор, а не покупатель, решает, как будет выглядеть конечный продукт его творчества.

Фотография: PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом №9 - BigPicture.ru
Фото и рассказ участницы маркета Инги Кондрашовой: «Я много снимаю в Москве и пытаюсь найти в обыденных сюжетах нечто большее, чем то, что видим мы — горожане, пробегая мимо. Этот диптих с детской площадки купила симпатичная женщина. Она не раздумывала ни минуты. Только сказала: «Пожалуйста, снимайте эту серию. Я все остальное тоже куплю»».

И.К.: Покупатель в большинстве случаев будет благодарен автору за то, что тот сам ответил на вопрос, как должна выглядеть именно эта фотография, и дал себе труд ее оформить. Напечатанная фотография и цифровой файл на экране монитора — это разные вещи.

А еще важно понимать, что маркет — это не выставка. Тут покупатель очень близко контактирует и с автором, и с работами, и из этого контакта рождаются симпатии, новые знакомства и, в конечном счете, продажи.

Фотография: PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом №10 - BigPicture.ru Сайт маркета: photodecormarket.

Смотрите также: Квартира площадью 7 квадратных метров в Риме
Микродворец на шоссе Энтузиастов: москвичка оформила свою однушку в стиле барокко

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Икона 60-х Верушка: модель, актриса и графиня

Икона 60-х Верушка: модель, актриса и графиня

Зарисовки из советского прошлого в карикатурах Сергея Лемехова

Зарисовки из советского прошлого в карикатурах Сергея Лемехова

10 ядовитых фруктов и овощей, которые мы едим каждый день

10 ядовитых фруктов и овощей, которые мы едим каждый день

Новые посты

Судьба комедийной актрисы Гликерии Богдановой-Чесноковой, признанной королевы эпизода

Судьба комедийной актрисы Гликерии Богдановой-Чесноковой, признанной королевы эпизода

25 удивительных гигиенических практик из прошлого

25 удивительных гигиенических практик из прошлого

Робинзон с пулеметом, или Удивительная история дезертира Марка Гурского

Робинзон с пулеметом, или Удивительная история дезертира Марка Гурского

Финн в одиночестве бродит под звездами и делает завораживающие кадры

Финн в одиночестве бродит под звездами и делает завораживающие кадры

История стюардессы, которая выжила при падении с высоты 10 тысяч метров

История стюардессы, которая выжила при падении с высоты 10 тысяч метров

Этот забавный макромир

Этот забавный макромир

«Санта-душитель», или Нерождественская история одного маньяка

«Санта-душитель», или Нерождественская история одного маньяка

«Черная вдова» Эльфрида Блауэнштайнер

«Черная вдова» Эльфрида Блауэнштайнер

Нежная деревенская эротика от белорусского фотографа Максима Батурина

Нежная деревенская эротика от белорусского фотографа Максима Батурина

22 фото, на которых не разберешь, где жизнь, а где — искусство

22 фото, на которых не разберешь, где жизнь, а где — искусство

Почему тюрьмы и лагеря называют «местами не столь отдаленными»

Почему тюрьмы и лагеря называют «местами не столь отдаленными»

Самые знаменитые банды байкеров

Самые знаменитые банды байкеров