Авиакомпании соревнуются не только в количестве самолетов, поголовье перевезенных пассажиров и длине маршрутов. Появление в небе арабских перевозчиков неизбежно привело к возникновению еще одного аспекта авиаконкуренции — в уровне роскоши. И естественно, тон на регулярных рейсах задают восточные шейхи.
1. Очередной виток роскошной гонки начала компания Etihad из ОАЭ. Обладателям особенно толстых кошельков, которых уже не устраивает обслуживание в первом классе, теперь доступен суперпремиальный вариант — резиденция. Это почти полноценный двухместный двухкомнатный номер — с гостиной и спальней. В последней — настоящая двуспальная кровать. 2. Правда, уснуть на земле и вылезти из-под одеяла уже в точке назначения даже у суперпремиального пассажира не получится — правила авиационной безопасности предписывают во время взлета и посадки находиться в сидячем положении и быть пристегнутым ремнем безопасности. По той же причине выходящая в общий коридор стенка гостиной не доходит до потолка. В спальне с приватностью все в порядке — перегородки глухие, дверь запирается изнутри. 3. Еще у пассажиров двухкомнатного люкса имеется отдельный туалет с душем и собственный… батлер (то есть дворецкий). А все потому, что человек, выложивший за перелет годовой заработок обитателя салона экономкласса, не должен ждать, пока обычные бортпроводники обслужат остальных пассажиров. 4. Обитатели «простого» первого класса тоже не обижены — у каждого собственное одноместное купе. При этом центральный проход салона больше похож на поезд, а не на самолет. 5. Хитрость такой компоновки в том, что в спальное место раскладывается не кресло, а диванчик у противоположной стенки купе. В результате получается полноценная двухметровая кровать. 6. А для тех, кому даже в таких условиях не спится, есть бар и кают-компания. 7. Санузел не индивидуальный, но тоже с душем. Воды на борту не слишком много, поэтому в душевых кабинах применяются четырехминутные циклы. 8. Главный конкурент Etihad — дубайская компания Emirates — считается чуть ли не эталоном премиальности среди рейсовых авиаперевозчиков, однако пока может похвастаться салонами первого класса только традиционной компоновки. 9. Emirates делает акцент на сервисе и обслуживании. Собственный мини-бар и шторки иллюминатора с сервоприводом — мелочь, а приятно. 10. Тем не менее уже в ближайшем будущем стоит ждать чего-нибудь эдакого и от дубайской компании. По объему перевозок Emirates лидирует среди арабских перевозчиков, не захочет отставать и по уровню роскоши. 11. В Юго-Восточной Азии по уровню услуг с арабами конкурируют «Сингапурские авиалинии». Здесь ставка на комфорт и, естественно, технологии — у каждого пассажира свой 23-дюймовый монитор. 12. Кресла разработаны совместно с BMW и раскладываются в спальное место размером 90 × 210 сантиметров. 13. Питание для пассажиров премиальных классов — для авиакомпаний это отдельный повод посоревноваться. Меню разрабатывают знаменитые шефы, а за сутки до вылета можно сделать спецзаказ — тут фантазия практически не ограничена. 14. В отличие от конкурентов из Объединенных Арабских Эмиратов катарская государственная авиакомпания сделала ставку не на традиционные арабские ценности, а на современный дизайн и технологии. 15. Так, главный на сегодняшний день повод для хвастовства катарцев — именно они первыми получили в коммерческую эксплуатацию самый современный дальнемагистральный лайнер Airbus A350. 16. Правда, на нем, как и на новых Boeing 787, первого класса нет — только бизнес и экономический. 17. Эксцентричный стиль основного владельца британской Virgin Atlantic, миллиардера Ричарда Брэнсона, чувствуется буквально во всем — от необычного диагонального расположения кресел до знаменитой розовой подсветки в салоне. 18. Кстати, полноценные бары тоже появились впервые на Boeing 747 этой авиакомпании. 19. Кресла раскладываются в горизонтальное спальное место длиной до 208 сантиметров, но слегка изогнутое и сужающееся в ногах. Возможно, именно по этой причине оригинальная компоновка салона не прижилась у других перевозчиков.