Южноиндийский театр Катакали: Искусство наложения грима
Пишет lj-user ostrea: Традиционный индийский театр Катакали (или Катхакали) – удивительное искусство моего любимого южноиндийского штата Керала, представляющее собой танцевально-драматическое театрализованное представление, длящееся иногда много часов. Оно выросло из очень разных вещей: храмового танца во время исполнения средневековых религиозных мистерий, йогических асан, аюрведы, принципов традиционного боевого искусства Южной Индии каларипаятту, тантрийских ритуалов с их ужасными масками демонов, таких как Theyyam, и даже традиции татуировки лиц в малабарских племенах.
1. На катакали я ходила два раза в Варкале (увы – попала там на одно и то же представление, правда, с разными актерами) и три раза – в Кочине, в каждый из трех городских катакали-центров, причем каждое из представлений мне очень понравилось по-своему. Катхакали сложен как техникой исполнения (актеров учат этому искусству с раннего детства на протяжении многих лет, и весьма интенсивно), так и гримом, на наложение которого тратится иногда несколько часов. Все роли в театре катакали исполняют мужчины.
2. На шее актера медальон с изображением бога Ганеши – одного из покровителей катакали. 02.2010. Kerala, South India. Наложение грима – отдельная часть представления катакали, которую в большинстве театров могут посетить все желающие зрители. Условно макияж разделяется на пять основных «групп»: Pachcha, Kathi, Kari, Thaadi и Minukku. Зеленолицые актеры изображают положительных мужских персонажей, чей характер – смесь «Satvik» (благочестия) и «Rajasik» (благородства). Женщины и подвижники (брамины и мудрецы) имеют лицо «нейтрального» желтого цвета. Это цвет персонажей Минукку («сияющих») – воплощения чистоты, смирения и высокой духовности. У добродетельных женщин и богинь, таких как Сита, Парвати, Драупади, головы укрыты покрывалом. Чрезмерно злые персонажи – демоны и злодеи, имеют черные лица (макияж Kari), испещренные красно-желтыми узорами, либо красный макияж и рыжую бороду – таких называют Краснобородые. Канонических вариаций грима очень много, но общий принцип примерно таков: лицо раскрашено в зеленый и белый цвета – положительные герои, краснолицие и чернолицые – отрицательные. Впрочем, бывают исключения: например, дикие «лесные жители» – охотники и лесники – имеют черный макияж кари и черную бороду, но не обязательно являются отрицательными героями, а «красная полоска благородства» rajasik может указывать также на скрытый порок и принадлежать отрицательным персонажам – например, лицо короля демонов Раваны традиционно рисуется в широкую красную полоску на зеленом фоне.
3. Грим чрезвычайно отрицательного персонажа – демонессы Накратхунди: черное лицо Kari с красно-желто-белыми «точечными» узорами. Темы для пьес катхакали черпает из эпосов «Махабхарата», «Рамаяна», Пуран, различных индийских легенд и сказаний. Кое-где проходят и более «современные» постановки: в некоторых театрах, говорят, поставили «Короля Лир» и «Гамлета» Шекспира, «Илиаду» Гомера, «Фауста» Гете. Мечтаю когда-нибудь посетить такую постановку, хочется открыть новые грани. И еще я очень хочу посмотреть не «эрзац-версию» (трехчасовой спектакль для туристов), а настоящее представление в южноиндийском храме, длящееся как положено – с вечера до утра. Смотреть (как и снимать) катакали нисколько не надоедает, и, полагаю, я легко бы это осилила. Классические представления, по сведениям LP проходят, например, в местечке Thiruvalla (штат Керала, район Pathanamthitta) в храме Shri Vallabha, и в некоторых других местах. Вопрос же, где можно посмотреть «Илиаду» или «Гамлета», остается пока открытым. Извините, никто не знает случайно, где в Южной Индии проходят такие занятные спектакли?
4. Актер начинает нанесение грима. Перед началом представления актеры располагаются на небольшой сцене, которую украшает ритуальный высокий бронзовый светильник Kalivilakku («kali» в данном контексте означает «танец», «vilakku» – «лампа») с толстым фитилем, до основания утопленным в кокосовом масле. Во время представления эта лампа используется в качестве единственного источника света. Сцену украшают также фигурки Шивы Натараджа и Ганеши – главных покровителей катакали. Обстановка очень спокойная и умиротворяющая. Сквозь щели занавеса и пальмовую крышу хижины, в которой проходят представления в Варкале, пробивается яркое керальское вечернее солнце, заливая актеров пятнами света, яркими, как яичный желток, снаружи доносится неистовое пение птиц, очнувшихся ненадолго перед сном от дневной жары. Актеры изредка спокойно переговариваются между собой на певучем малаяли. Зрителей пока очень мало – большая часть приходит смотреть только само представление. Для меня же часть наложения грима представляется ничуть не менее интересным зрелищем, чем собственно спектакль – рекомендую не пропускать при случае.
5. Вечернее солнце освещает актера, наносящего грим. Для грима используются натуральные краски, состоящие из исключительно природных ингридиентов: измельченные минералы, растительный и древесный сок, кокосовое масло (оно служит для смешивания пигментов), белая паста из рисовой муки. Процесс наложения грима начинается обычно с массажа лиц актеров растительным маслом – так пот во время представления будет меньше разьедать густую краску. Для париков берется измочаленная и окрашенная растительными соками кора. Сначала на лицо быстрыми и точными движениями наносятся основные линии, большое внимание уделяется выразительности глаз. Белая клейкая паста из рисовой муки, перемешанной с лимонным соком, наносится на лицо контуром, зрительно его расширяющим, подчеркивая овал будущей «маски». Небольшие полосы рисовой бумаги закрепляют раствор и делают его более стойким, чтобы можно было приклеить бумажную «бороду» – чатти. Завершив основной макияж, актер кладет под веки маленькие семечки ядовитого паслена, чтобы белки глаз стали красными – считается, что это придает игре глаз особую выразительность.
6. Трое актеров катакали наносят грим перед представлением. Танцоры гримируются поочередно – в основном грим наносится ими самостоятельно, но иногда им требуется помощь гримера, например, в такой ответственный момент, как приклеивание бумажной «бороды». Кажется, актер просто просто лежит и скучает, на самом деле все далеко не так просто: в эти несколько минут, пока ему накладывают грим на лицо, он должен не только полностью расслабиться, но и «настроить» себя на предстоящую роль – внутренне преобразиться в героя или страшного демона. В обязанности гримера входит разбудить актера после такого «погружения в роль», если вдруг тот в процессе бурного «переживания» будущей актерской игры полностью отключится от окружающей действительности, уйдя в глубокий сон.
7. Приклеивание «бороды»-чатти к лицу лежащего актера. Классический репертуар катхакали включает в себя более сотни пьес на сюжеты индийского эпоса, но в Варкале – супер-туристическом месте – театральная афиша катакали, к сожалению, не балует зрителей разнообразием, и играют тут обычно буквально парочку самых распространенных коротких пьес. Сегодня играют сцену из Пуран о низменной любви коварной демонессы Накратхунди к сыну Индры – великому воину Джаянтане. Соответственно, зеленолицый положительный персонаж в этой пьесе – Джаянтана, а коварная Накратхунди имеет сразу две «ипостаси»: прекрасной девушки Лалиты в одеяниях цвета страсти, в которую она обратилась, чтобы обманным путем завлечь воина в свои объятия, и свой собственный ужасный облик, который она принимает напоследок, когда любовный обман разоблачен, и чары развеяны. Развеяны, надо сказать, с особой жестокостью – Джаянтана, чтобы было неповадно, в финале заключительной схватки отрубает ей груди своим мечом. Древнеиндийский эпос вообще имеет большую наклонность к смакованию кровавых финалов – вырезанию сердец, поеданию победителями потрохов и прочих частей тела побежденных. Знаете, от чего скончался Чингисхан согласно эпосу? Вот тоже как-то так – от болезни, вызванной потерей важного органа (без бабы конечно не обошлось, что характерно). В самом деле, «официальная версия» внезапного падения с коня применительно к Чингисхану выглядит как-то чуть менее убедительно, и я бы даже сказала, весьма обидно – для монгола.
8. Когда грим наложен, приходит черед надеть тяжелый и сложный костюм. На лодыжки и запястья актеры привязывают довольно тяжелую «сбрую» с нашитыми плотными рядами бубенцами и колокольцами, призванными «озвучивать и подчеркивать» каждое движение рук и ног. Пока актеры еще полностью не облачились в свои огромные костюмы и пышные юбки, хорошо заметно, какие красивые и выразительные у них кисти рук и ступни. Конечно, это прекрасно видно и в танце. Несмотря на то, что представления катакали, посещенные мной, были усеченно-туристическими, актеры почти во всех случаях за редчайшим исключением, производили впечателение настоящих профессионалов, которые полностью «выкладываются» перед публикой и прекрасно владеют своим мастерством. Конечно, это все только подстегивает мое горячее желание посмотреть многочасовое катакали-true.
9. Облачение Джаянтаны в исподнее. К талии каждого актера привязываются плотно набитые кокосовым волокном подушки-валики. Потом наступает очередь «кринолинов», привязываемых к «валикам» сверху, чтобы будущая юбка стояла наподобие балетной пачки. Кринолины сделаны из больших жестких полипропиленовых мешков из-под риса – на одну «пачку» таких мешков может уходить до 30 штук.
10. Нижняя «юбка» крупным планом. Мешки из-под риса поддерживают костюм актера, выполняя функцию кринолинов.Сверху все это балетное великолепие заматывается длиннющим многометровым матерчатым поясом , основное назначение которого состоит не только в удержании юбки, но и сжатии мускулов брюшного пресса, чтобы актеру правильно дышалось и веселей танцевалось.
11. Вместе с поясом и подушками вес только нижней части костюма актера составляет не менее 10 килограммов. Сверху на «пачку» набрасывается широкая белая юбка с красной каймой на кулиске, и обматывается в области талии широким красным поясом пятиметровой длины.
12. Сверху на «кринолины» одевается матерчатая белая юбка с красной каймой – традиционная часть костюма положительного героя.
13. Надел юбку сам – помоги товарищу. В одевании героев участвует вся труппа, помогая облачиться в громоздкое одеяние.
14. А пара следующих кадров сделаны в том же театре во время одевания актеров в другой вечер. Обратите внимание – актеры постоянно меняются ролями, чтобы быть «универсальными мастерами катакали» и иметь возможность сыграть любого персонажа пьесы. Роль Джаянтаны тут исполняет тот же актер, которого до этого я видела в роли прекрасной Лалиты (в желтом гриме). Актер, к слову сказать, просто прекрасный. К сожалению, кадров его игры у меня осталось мало, так как мои поломанные объективы вели себя в тот вечер совсем скверно.
15. Одна из «звезд» центра катакали в Варкале. После одевания на костюмы актеров будут нанесены «завершающие штрихи» – громоздкие и тяжелые украшения: наплечники, браслеты и ожерелья. Пока актеры гримируются и одеваются, они висят на стене и ждут своей очереди. Последним одевается головной убор. Все эти «короны» и украшения для представлений катакали вырезаются из дерева, покрываются золотой или серебряной краской, украшаются перьями павлина, позолоченными крыльями пчел в качестве блесток и пайеток, расшиваются кистями, зеркальцами, разноцветными бусами и колокольцами. И, конечно же, тоже имеют неслабый вес. Изготовление костюмов и украшений – самостоятельный вид искусства, которое подлинные мастера передают своим детям. Известные труппы имеют возможность нанять для этого специального мастера, менее же известные небольшие труппы, работающие в «курортных» местах, с изготовлением костюмов обычно управляются сами. Костюмы варкальской труппы выглядят довольно-таки старыми и уже порядком обветшалыми.
16. Актер катакали за несколько минут до представления. Актер почти готов, после грима и перед тем, как надеть последнюю деталь костюма – высокий головной убор, у него есть несколько минут отдыха. После того, как актер облачается в тяжеленный головной убор, мейк-ап считается полностью завершенным – что-то поправлять и переделывать уже нельзя.
17. Портрет актера катакали. Следующая после грима важная часть представления – демонстрация мимики актерами. Ведущий дает устные пояснения, что означает тот или иной жест или движение. Очень важное значение в Катхакали имеют движения рук актера («Hasta» или «Mudra»), похожие на язык глухонемых, посредством которых выражаются многообразные чувства героев повествования. Для того, чтобы их подчеркнуть, артист надевает на пальцы длинные «когти» – специальные металлические колпачки. Танцевальных движений как таковых в катакали немного – на протяжении всего представления, до заключительного победного танца героя выглядят как неуклюжие прыжки по сцене. А вот богатство мимики актеров просто поражает, поэтому нужно стараться сесть как можно ближе.
18. Прекрасная Лалита представляет мудры.
19. Приведу дальше небольшую раскадровку мимического представления перед началом спектакля. Жесты и эмоции демонстрирует актер, играющий роль прекрасной Лалиты – коварной демоницы до ее перевоплощения. Все кадры сделаны на протяжении нескольких минут.
20.
21.
22.
23.
24. Как можно легко заметить, львиная доля жестов Лалиты исполнена беспробудного кокетства – в диапазоне от «стрельбы глазами» до откровенного «пошли со мной на сеновал, не пожалеешь».
25. И только вот этот жест внезапно выбивается из логического ряда – он означает «Плывущая рыба».
26. Лалита и Джаянтана – попытка соблазнения, не увенчавшаяся успехом. После этого краткого вступления под громкий бой барабанов начинается собственно представление. Зрелище удивительное — когда актеры в своих пышных «юбках», свирепо вращающие глазами, неуклюже двигаются по маленькой сцене на возвышении, все это очень похоже на странный кукольный театр с неправдоподобно огромными куклами.
27. Эти фигуры с ярко раскрашенными лицами, увенчанные высоченными головными уборами – мгновенно узнаваемый во всех странах мира символ Кералы и ее культуры.
Смотрите также: Лучшие посты на БигПикче Топ-100
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!