Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье

0

В предместьях Салехарда, столицы Ямало-Ненецкого автономного округа, практически на самом полярном круге лежат остатки заброшенной железной дороги Салехард — Игарка, известной также как Железная дорога смерти, Дорога смерти и Мертвая дорога. Длина этой железнодорожной линии по замыслу советского руководства должна была составить порядка 1300 километров. Планировалось, что она станет частью сталинской Трансполярной магистрали — железной дороги исполинских масштабов, которая бы соединила западную и восточную части Сибири, от города Инта в Республике Коми через Салехард в расположенную на берегу Енисея Игарку. Проект линии так и не был завершен, зато во время строительства дороги погибли десятки тысяч человек.

Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №1 - BigPicture.ru

Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №2 - BigPicture.ru
Большинство рабочих, принимавших участие в строительстве дороги, были узниками трудовых лагерей ГУЛАГ, куда отправляли осужденных за политические преступления. Однако к политическим преступлениям в те времена относили очень широкий спектр нарушений закона, от сочинения некорректных с точки зрения официальных властей стихотворений и пребывания в немецких концентрационных лагерях до кражи свеклы для того, чтобы накормить голодных детей. Подобных людей называли врагами народа и отправляли в лагеря ГУЛАГ, где заключенные испытывали несметное количество лишений и подвергались ужасным издевательствам.
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №3 - BigPicture.ru
Изначально в планы входило строительство порта в Салехарде на реке Обь и осуществление транспортных поставок по воде с крупных промышленных предприятий, таких как никелевый завод в Норильске. Однако, когда выяснилось, что устье реки Обь слишком мелкое для морских судов, было решено построить порт в Игарке на реке Енисей. При помощи первой части магистрали планировали соединить Салехард с Игаркой с возможным дальнейшим продлением дороги от Игарки на юго-восток, к Транссибирской магистрали.
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №4 - BigPicture.ru
Но реальность отличалась от планов руководства. Несмотря на амбициозные планы Сталина по покорению арктической природы, на эту железнодорожную линию не было особенного спроса. Сибирские фабрики уже вполне приемлемо обслуживались существующими железными дорогами, проходившими гораздо южнее, а сам по себе Ямало-Ненецкий автономный округ был слишком изолирован и малонаселен для того, чтобы дорога была так уж необходима.
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №5 - BigPicture.ru
Условия работы были очень суровыми. Зимой температура опускалась до –60 градусов по Цельсию, а ветра во время метелей пробирали до костей. Летом гигантские облака жутких комаров приносили с собой болезни и смерть. Цена жизни была невелика, нередки были и побои, и выживали в этих условиях только самые крепкие, устойчивые и сильные духом.
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №6 - BigPicture.ru
Не были решены серьезные технические проблемы, связанные с прокладыванием железной дороги посреди вечной мерзлоты. Из-за недостатка оборудования, логистических сложностей и нехватки материалов качество выполнения работ было на очень низком уровне. Мосты рушились, а талые воды и дождевые осадки размывали насыпи.
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №7 - BigPicture.ru
Со смертью Сталина в 1953 году работы прекратились. К этому времени сумма, ушедшая на сооружение полярной железной дороги, составила около 42 миллиардов советских рублей 1953 года (что составляет порядка 10 миллиардов долларов 1950 года).
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №8 - BigPicture.ru
Вряд ли когда-нибудь станет известно точное число погибших при строительстве рабочих. Есть мнение, что умерло порядка трети принимавших участие в стройке.
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №9 - BigPicture.ru
 
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №10 - BigPicture.ru
 
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №11 - BigPicture.ru
 
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №12 - BigPicture.ru
 
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №13 - BigPicture.ru
 
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №14 - BigPicture.ru
 
Фотография: Вагончик не тронется, перронов не осталось: сталинская дорога смерти в Заполярье №15 - BigPicture.ru

Смотрите также:
Шутки Иосифа Сталина

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Как появился напиток заключенных чифирь, и что из-за него происходит с организмом

Как появился напиток заключенных чифирь, и что из-за него происходит с организмом

Трогательная история Фриды-полудевочки — одной из последних звезд эпохи «цирков уродов»

Трогательная история Фриды-полудевочки — одной из последних звезд эпохи «цирков уродов»

Было-стало — 25 фото-сравнений, которые заставят иначе взглянуть на привычные вещи

Было-стало — 25 фото-сравнений, которые заставят иначе взглянуть на привычные вещи

Новые посты

Как снимали «Титаник» — редкие фото со съемок

Как снимали «Титаник» — редкие фото со съемок

«Кто ты без дорогой камеры?»: фотограф ответил хейтерам крутыми кадрами, снятыми на мыльницу

«Кто ты без дорогой камеры?»: фотограф ответил хейтерам крутыми кадрами, снятыми на мыльницу

Булки, булченки и другие дурацкие, смешные и странные вывески

Булки, булченки и другие дурацкие, смешные и странные вывески

Жизнь авантюристки Маргерит Алиберт — любовницы и убийцы принцев

Жизнь авантюристки Маргерит Алиберт — любовницы и убийцы принцев

Азербайджан с высоты птичьего полета

Азербайджан с высоты птичьего полета

Токио 1950-х на цветных снимках

Токио 1950-х на цветных снимках

Картинный вор Стефан Брайтвизер и его удивительная история

Картинный вор Стефан Брайтвизер и его удивительная история

Как труп бандита с Дикого Запада работал пугалом в современном парке развлечений

Как труп бандита с Дикого Запада работал пугалом в современном парке развлечений

20 впечатляющих снимков о том, что такое быть человеком

20 впечатляющих снимков о том, что такое быть человеком

Женское лицо якудза, или Что вы не знали про японскую мафию

Женское лицо якудза, или Что вы не знали про японскую мафию

Чарльз Санторе — художник, подаривший Америке сказку

Чарльз Санторе — художник, подаривший Америке сказку

Трагическая жизнь бородатой женщины Энни Джонс, которая была настоящей леди

Трагическая жизнь бородатой женщины Энни Джонс, которая была настоящей леди