Три смерти Ивана Грозного: за что нападали на картину Репина и что грозит тем, кто попробует еще раз

0

26 мая 2018 года в одном из залов Третьяковской галереи житель Воронежа Игорь Подпорин разбил ограждающим столбиком защитное стекло картины кисти Ивана Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Затем мужчина три раза полоснул ножом по полотну. Порезы остались на изображении туловища царевича, самые важные части картины — лица главных героев и руки Ивана Грозного — не пострадали.

Фотография: Три смерти Ивана Грозного: за что нападали на картину Репина и что грозит тем, кто попробует еще раз №1 - BigPicture.ru

Подпорин признался, что изначально собирался просто посмотреть на полотно, но спустился в буфет и выпил водки. Водкой жажду справедливости Игорь утолить не смог. Ранее он утверждал, что повредил холст из-за «недостоверности изображенных на полотне исторических фактов».

Фотография: Три смерти Ивана Грозного: за что нападали на картину Репина и что грозит тем, кто попробует еще раз №2 - BigPicture.ru

Игорь Подпорин

 

Эксперты считают, что на восстановление картины не должно уйти много времени. Мы решили вспомнить еще два случая и разобраться, чем же не угодило вандалам и прочим переживающим произведение Репина.

Причина первая: слишком много крови

Происшествие в Третьяковке — не первое «ножевое ранение» для картины. В далеком 1913 году на творение Репина совершил покушение иконописец Абрам Балашов.

«Он неоднократно бывал в Третьяковской галерее, смотрел картины, но никто не подозревал, что он человек ненормальный, так как он вел себя всегда скромно и вполне корректно. Пройдя несколько залов, он смотрел картину „Боярыня Морозова“ и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находится картина Репина „Иоанн Грозный“, вдруг с неистовым криком бросился к картине, перескочил через барьер и шнур, ограждающие картину, и со словами: „Довольно крови“ — три раза полоснул картину ножом. Все это совершилось так быстро, что служитель, который следил за Балашовым и тут же бросился на него, не успел предотвратить удар ножом по картине, а только успел его обезоружить, когда разрезы были уже сделаны».

Цитата из газеты «Новое время», выпуск от 30 (17) января 1913 года

Фотография: Три смерти Ивана Грозного: за что нападали на картину Репина и что грозит тем, кто попробует еще раз №3 - BigPicture.ru

Абрам Балашов и поврежденный фрагмент картины

 

От «вопиющего акта вандализма» пострадали лица обоих героев картины. Тогда Балашова отправили в психиатрическую клинику, откуда его спустя три недели забрал отец. Картину приехал восстанавливать реставратор Богословский. Восстановление заняло 4 недели.

Фотография: Три смерти Ивана Грозного: за что нападали на картину Репина и что грозит тем, кто попробует еще раз №4 - BigPicture.ru

Иллюстрация процесса реставрации в 1913 году

 

Картину Репина обвиняли в излишнем натурализме — утверждали, что, используя этот стиль для изображения ужасного, художник не дает оценку событиям, а просто копирует их.

Причина вторая: художник оболгал царя

Второй раз на полотно Репина начались нападки спустя век после первого покушения. В 2013 году группа православных активистов обратилась к Третьяковской галерее с требованием убрать картину из экспозиции. Помимо галереи, обращение адресовали министру культуры РФ Владимиру Мединскому.

«В замечательном собрании галереи есть ряд картин, содержащих клевету на русский народ, на русское государство, на русских благочестивых Царей и Цариц. Таким картинам явно не место в этом собрании русских живописных шедевров. Прежде всего речь идет о мерзкой, клеветнической и ложной как в своем сюжете, так и его живописном воспроизведении картине И. Е. Репина „Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года“».Отрывок из обращения

Фотография: Три смерти Ивана Грозного: за что нападали на картину Репина и что грозит тем, кто попробует еще раз №5 - BigPicture.ru Третьяковская галерея отказалась выполнить требования активистов, а ее прежний директор Ирина Лебедева отметила, что Репин не историк, а прежде всего художник, который имеет право на собственную интерпретацию исторических событий.

Что теперь будет с теми, кто захочет «пырнуть Репина»

После происшествия Министерство культуры и Третьяковская галерея попросили Госдуму ужесточить наказание за порчу произведений искусства. Для Игоря Подпорина, который совершил нападение на картину 26 мая, Владимир Мединский уже потребовал «максимально сурового наказания». Сейчас нанесенный картине ущерб реставраторы оценивают в 500 тысяч рублей, а против Подпорина уже возбудили уголовное дело. Ему грозит штраф до 3 миллионов рублей или лишение свободы до трех лет.

Но есть и хорошие новости.

Смотрите также: «Здесь могло бы быть ваше творчество»: вандализм на питерских стенах как изнанка современной культуры

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Как появился напиток заключенных чифирь, и что из-за него происходит с организмом

Как появился напиток заключенных чифирь, и что из-за него происходит с организмом

Трогательная история Фриды-полудевочки — одной из последних звезд эпохи «цирков уродов»

Трогательная история Фриды-полудевочки — одной из последних звезд эпохи «цирков уродов»

Было-стало — 25 фото-сравнений, которые заставят иначе взглянуть на привычные вещи

Было-стало — 25 фото-сравнений, которые заставят иначе взглянуть на привычные вещи

Новые посты

10 бесценных вещей, которые были уничтожены из-за человеческой глупости

10 бесценных вещей, которые были уничтожены из-за человеческой глупости

10 распространенных страхов, которые перестанут пугать, когда узнаешь их поближе

10 распространенных страхов, которые перестанут пугать, когда узнаешь их поближе

«Я гонялся за этим леопардом полтора часа»: История создания легендарных кадров лучшего фотографа дикой природы Дэвида Ярроу

«Я гонялся за этим леопардом полтора часа»: История создания легендарных кадров лучшего фотографа дикой природы Дэвида Ярроу

Прижизненное погребение — зачем люди добровольно себя хоронят

Прижизненное погребение — зачем люди добровольно себя хоронят

Позор семьи Фордов, или Почему Адольф Гитлер наградил автомагната «Железным крестом»

Позор семьи Фордов, или Почему Адольф Гитлер наградил автомагната «Железным крестом»

«Монгольская борьба — это как идти на войну»

«Монгольская борьба — это как идти на войну»

Загадочные артефакты таинственного Царства Шу

Загадочные артефакты таинственного Царства Шу

Время — лучший фотошоп, пользователи сети показали, как изменились с возрастом

Время — лучший фотошоп, пользователи сети показали, как изменились с возрастом

Эротические женские портреты художника Рона Шверина

Эротические женские портреты художника Рона Шверина

Самые впечатляющие фотографии Антарктиды начала XX века

Самые впечатляющие фотографии Антарктиды начала XX века

Где находится «У черта на куличках» и почему это место гораздо ближе, чем вы думаете

Где находится «У черта на куличках» и почему это место гораздо ближе, чем вы думаете

То, как вы спите, стопроцентно отражает суть ваших отношений

То, как вы спите, стопроцентно отражает суть ваших отношений