Самый высокий в мире автомобильный перевал
Пишет жж-юзер sergeydolya: До вчерашнего дня, самой высокой точкой, на которой я бывал, был перевал в Бутане, высотой 3 988 метров. Вчера этот мой рекорд был побит. Я поднялся на перевал Кхардунг Ла в Ладакхе.
Его официальная высота 5 602 метра (практически высота Эльбруса) и он признан книгой рекордов Гиннесса и журналом National Geographic, как самый высокий в мире автомобильный перевал. На самом деле его высота по моему GPS была 5 377 метров. Похоже, что власти Индии завысили высоту перевала, чтобы получить пальму первенства, так как в Тибете есть еще пара перевалов с дорогами, построенными выше 5 377. Но не суть.
1. В Тибете я оказался вместе с экспедицией, организованной сетью ресторанов свободного полета «Две палочки». С 1 по 15 июня посетители ресторанов могли заполнить анкету на участие и отправится либо в Венесуэлу, либо в Тибет. К сожалению, в связи с волнениями, китайцы перестали выдавать визы в Тибет, и в последний момент его пришлось заменить на Малый Тибет или Ладакх — регион, расположенный на севере Индии, и практически идентичный Тибету.
Первые несколько дней мы провели в городе Лех, расположенном на высоте 3 500 метров. Здесь мы проходили акклиматизацию перед дальнейшим восхождением к удаленному озеру Цо Морири, где наша экспедиция должна взять образцы воды и привезти их в Россию. О первых днях я расскажу чуть позже, а сегодня хочу показать фотографии с перевала Кхардунг Ла.
Ранним утром мы сели в автомобили и поднялись за 2 часа почти на 2 километра до отметки 5 600 (5 377) метров. Там, на высоте более 5 километров над уровнем моря, все по другому: воздуха катастрофически не хватает, вдох полной грудью сделать не получается, ноги ватные, постоянно пошатывает, голова гудит, тошнит, речь замедленна, очень сложно формулировать свои мысли, постоянная одышка и другие прелести.
Обещал, что все пройдет через пару часов, но сказал, что мне решать продолжать экспедицию или нет, так как следующие 4 ночи мы должны были спать на высотах 4500 — 4800 метров, а ночевка на такой высоте переносится гораздо тяжелее, чем кратковременный подъем на 5600.
После визита доктора у меня было 3 варианта:
* Продолжить восхождение вместе со всеми.
* Отлежаться день в Лехе, посмотреть на самочувствие и, возможно, догнать остальных через день на озере Цо Морири.
* Улететь вниз в Дели на уровень моря, а затем в Москву.
В течении вечера мое решение плавно перетекало от первого пункта к последнему. Дело в том, что не смотря на сильные лекарства, выданные доктором, и его заверения о том, что давление через час должно снизится, оно все равно росло.
Ко мне в номер притащили аппарат с кислородом, всунули мне в нос 2 грязных трубочки, явно побывавших до меня далеко не в одном носу, и дали подышать кислородом. Обещали, что через 2 часа я вскочу с кровати и побегу приставать к девчонкам, однако, через 2 часа мое состояние не улучшилось, а продолжало ухудшаться.
Все это время я сидел в интернете и переписывался в твиттере со своими друзьями, альпинистами, врачами и читателями. Практически все, кто знает о горах не понаслышке, категорически советовали мне все бросить и спуститься вниз, хотя бы на 1000 метров.
Беда в том, что Лех находится на высоте 3500 метров и вниз тут ехать некуда. Можно либо улететь на самолете в Дели, либо ехать туда на машине через несколько пятитысячных перевалов.
Друзья пугали меня тем, что я оставлю своих детей и жену сиротами, ради своего эго, рассказывали кучу похожих на мою историй, когда все заканчивалось летальным исходом. И уже около полуночи убедили таки вернуться.
Я принял это решение еще и потому, что не раз уже переживал подобные гипертонические кризы и знаю свой организм. Уж если у меня поднялось высокое давление, то как минимум неделю его не сбить никакими лекарствами. Именно поэтому оно у меня и не падало.
В общем, где-то в полночь я полез искать себе билет на завтра из Леха до Москвы. Большинство авиакомпаний предлагали рейсы с 2-мя пересадками и ночевкой в Дели. Самый удобный рейс «день в день» был у Emirates через Дели и Дубай. C помощью Expedia.com я купил себе билет и лег поспать до 4 утра, так как первый перелет у меня был в 6:50.
Ну а теперь самое интересное. В аэропорт Леха я приехал в 5:15 и полчаса простоял на въезд. Проверяли все автомобили и пассажиров. Все вежливо. Все спрашивали у меня паспорт и распечатку билетов, которой у меня, естественно, не было.
В итоге, на парковку аэропорта меня пустили без нее, а вот на входе в здание была еще одна проверка, через которую пройти не удалось. Меня отправили в офис авиакомпании Kingfisher за распечаткой билетов. Там выяснилось, что имя мое в компьютере есть, а вот билета у меня вроде как и нет. Операционистка видела такое впервые, но отдавать мне пустую распечатку отказалась. В итоге, пришлось купить у нее новый билет.
Попал в здание аэропорта. Быстро просканировали мой рюкзак, общупали меня и пропустили к стойке регистрации. Выписали билет и отправили еще на один шмон.
После того, как в Лехе вы попадаете в зал ожидания, вам надо выйти на улицу, найти свой чемодан в куче других и сказать служащему, что он ваш. Тот рисует на бирке волнистую линию и отправляет вас обратно.
До Дели долетели без приключений. Я очень надеялся, что будут видны горы и даже специально взял место у окна, что делаю крайне редко (люблю сидеть у прохода — там места больше), но весь пейзаж оказался затянут плотными портьерными тучами.
В Дели опоздали на полчаса, но, учитывая, что я заложил 3 часа на пересадку волноваться пока было не о чем. Как только двери самолета открылись, я наконец-то смог вздохнуть полной грудью. Хоть это и банально, но мы действительно начинаем ценить многие привычные вещи только после того, как их у нас отобрали.
Вы не представляете себе, какое это счастье вздохнуть полной грудью, счастье не задыхаться каждый раз, когда пьешь воду или поднимаешься на второй этаж, счастье просто дышать…
Самочувствие мое, действительно достаточно быстро улучшилось, но давление осталось. Я чувствую его по тупой боли в затылке и небольшой тошноте.
Быстро получил багаж и пошел в крыло вылета. Тут начались мои приключения. На входе, как обычно, стояли несколько автоматчиков, и проверяли паспорта и распечатки билетов. Как и в Лехе, без распечатки меня не пустили, а отправили в другой конец аэропорта в Information desk, где никого не оказалось.
Прождав минут 20 я вернулся обратно и стал просить вызвать на улицу представителя Emirates. Не получилось. Еще минут через 10 переговоров, мне удалось убедить автоматчика, что билет у меня все-таки есть, просто купил я его вчера поздно ночью и меня еще не внесли в списки (у них были списки со всеми пассажирами Emirates, где меня не было). В общем, прорвался обратно в аэропорт.
На регистрации выяснилось, что билета у меня и правда нет (привет экспедии). Варианты у меня были «не лететь» или «купить новый билет». Хоть я и выбрал второй вариант, но сделать это оказалось не просто.
Вместе с сотрудницей Emirates меня отправили опять в другую часть аэропорта. где были установлены телефоны автоматы. С него мы позвонили в офис Emirates, так как кассы в аэропорту у них нет, и в течении минут 15 я громко зачитывал на весь аэропорт номера моего паспорта, кредитных карт, дату рождения, в общем всю «нужную» информацию. Особенно напрягали странные люди с блокнотами невдалеке, внимательно меня слушающие и что-то записывающие.
В общем, я купил новый билет по телефону-автомату, заплатил 24 рупии (15 рублей) за звонок и вместе с сотрудницей Emirates вернулся на регистрацию. В этот раз все прошло удачно, но на посадочном талоне мне от руки написали буквы RR.
Оказалось, что так как я купил билет в последнюю минуту, мне надо сначала зайти в службу безопасности и объясниться в своем нетипичном поведении. Пришлось рассказывать достаточно милому дедуле о том, как мы поднимались на перевал, как мне стало плохо, что мне надо было срочно спуститься вниз, а делать в Дели мне нечего, поэтому я и улетаю домой. Отбрехался.
После паспортного контроля общупывали людей и проверяли ручную кладь. В отличие от наших аэропортов, где общупывание доверенно прелестным девушкам и иногда даже хочется, чтобы она выполняла свою работу потщательнее, здесь мужчин досматривают мужики, а женщин отводят в отдельные кабинки и досматривают там.
Сам я прошел без проблем, а вот рюкзак мой вызвал интерес. Ноут и айпад я выложил еще до сканирования, но этого оказалось недостаточно и сначала меня попросили выложить еще и провода от компьютера. Потом пришлось вынимать все фотоаппараты, объективы, запасные батарейки и прочую мелочь:
43. Рюкзак мой гоняли через сканер 4 раза, каждый раз заставляя вытащить что-нибудь еще, пока он не оказался полностью пустой. Самое смешное, что на все вещи, которые я выкладывал в коробку, никто даже не взглянул.
Вы не поверите, но уже перед самой посадкой в самолет, после того, как у вас в очередной раз проверили паспорт и оторвали корешок посадочного талона, в глубине телетрапа, был еще один досмотр ручной клади. Сканера у них тут не было, поэтому заставляли выкладывать все на стол и крутили каждую вещь в руках.
Было интересно наблюдать за тем, что возят с собой люди. Тут было все, начиная от стеклянных банок, набитых мелочью, гвоздями и шпильками, до наборов эмалированной посуды. Почти у каждого второго пассажира все эти предметы были завернуты в подарочную бумагу и их заставляли разрывать ее и открыть каждую коробку.
Честно говоря, я уже не верил, что смогу сегодня улететь домой, но вот сейчас я сижу в аэропорту Дубая и жду вылет на Москву. Вечером прилечу и начну писать о первой половине нашей удивительной экспедиции в высокогорный регион Ладакх. Stay Tuned!
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!