Самая крупная в истории железнодорожная катастрофа — как это было и кто виноват?

0

В последний месяц 2004 года неподалеку от Индонезии произошло землетрясение большой силы, из-за которого огромное цунами захлестнуло побережье нескольких стран. Ученые утверждают, что жертвами океана в тот день стали более 200 тысяч человек, но точные данные о количестве погибших мы не узнаем никогда. Одним из наиболее жутких эпизодов этой трагедии стала катастрофа железнодорожного экспресса «Королева моря», следовавшего из столицы Шри-Ланки Коломбо на курорт Матара.

Фотография: Самая крупная в истории железнодорожная катастрофа: как это было и кто виноват? №1 - BigPicture.ru

Для экспресса № 50 с романтичным названием Samudra Devi («Королева побережья») рейс 26 декабря 2004 года был не совсем обычным. В этот день совпали два любимых на Шри-Ланке праздника — Boxing Day, оставшийся от колониальных времен британский День подарков, и день Поя — местное торжество, посвященное полнолунию.

В связи с этим поезд был необычайно перегружен — в кассах Коломбо распродали все 1500 билетов, а кроме этого, в вагоны набилось немало владельцев популярных в стране железнодорожных проездных. Что касается «зайцев», подсаживающихся в пути на небольших станциях и технических остановках, то их количество нельзя подсчитать даже приблизительно.

Фотография: Самая крупная в истории железнодорожная катастрофа: как это было и кто виноват? №2 - BigPicture.ru

Пассажирский состав был настолько перегружен, что железнодорожная компания решила перестраховаться и заменила обычный для экспресса локомотив самым мощным тепловозом M2-591. Поезд вышел точно по расписанию в 6.30 утра и спустя 3 часа 45 минут должен был доставить пассажиров к океану.

Вскоре после того, как «Королева побережья» отправилась в путь, сейсмологическая станция в Паллекеле зафиксировала ряд мощных подземных толчков с эпицентром возле Суматры. Казалось бы, можно и перестраховаться, оповестив побережье о возможной опасности, но ученым землетрясение возле удаленного от Шри-Ланки острова Индонезии показалось неопасным и тревогу не объявляли.

Лишь спустя некоторое время, когда радиостанции Индонезии начали передавать сигналы бедствия в связи с обрушившимся на острова цунами, в Паллекеле одумались и принялись за работу. Драгоценное время было упущено и предупреждены оказались далеко не все, кто находился в зоне риска цунами. Из 8 поездов, находящихся на прибрежной линии, оповестить удалось лишь 7. Связи с «Королевой побережья» не было, а экспресс как раз находился на самом опасном участке дороги.

В 9.30 поезд совершил остановку у семафора в деревне Пералия, всего в 170 метрах от океана. В этот момент на берег и нахлынула первая волна цунами. Как нередко бывает, она была довольно слабой и не привела к жертвам. Пассажиры поезда были напуганы, а несколько вагонов сошло с рельс, делая дальнейшее путешествие невозможным. Состав затопила вода, которая поднялась, местами, на высоту около метра.

Фотография: Самая крупная в истории железнодорожная катастрофа: как это было и кто виноват? №3 - BigPicture.ru

Пассажиры «Королевы побережья» начали перемещаться на крыши вагонов и перетаскивать туда свой багаж, чтобы уберечь его от воды. Также у поезда начали собираться жители деревни, которая подверглась затоплению. Опытные селяне знали, что возможна вторая, более мощная волна и им показалось, что спрятавшись за вагонами поезда, они будут надежно защищены.

Разумеется, они ошибались. Спустя 15 минут после первой волны, пришла вторая, высота которой достигала 7-8 метров. Удар был такой силы, что шансов спастись ни у пассажиров, ни у прятавшихся за вагонами местных практически не было. Восемь набитых битком вагонов и локомотив весом около 80 тонн были подхвачены как игрушки и брошены стихией в поселок Пералия.

Фотография: Самая крупная в истории железнодорожная катастрофа: как это было и кто виноват? №4 - BigPicture.ru

Вагоны, сломанные деревья, заборы деревни, лодки и баркасы, погибающие люди — все смешалось в ревущем, сметающим все на своем пути потоке. Месиво из обломков и тел было остановлено домами деревни, часть из которых также была уничтожена водой.

«Вторая волна ударила в вагон и потащила его вглубь острова, пока мы не врезались в здание. Мне удалось выбраться на крышу вагона, а затем на крышу соседнего дома и забраться так высоко, как только это было возможно. Дом трясло, на него упала кокосовая пальма».

Так рассказывал позднее о трагедии один из немногих выживших пассажиров «Королевы побережья», журналист Шент Равиндра. Мужчина не рискнул и далее оставаться на крыше поврежденного стихией здания и прыгнул в воду, чтобы добраться до безопасного места, где можно было переждать еще одну волну цунами, если она нахлынет.

«Это было похоже на море из мертвых тел, в основном женщин и детей. Я был вынужден прокладывать себе путь в воде, отталкивая трупы, чтобы забраться вглубь острова так далеко, как это было возможно».

Фотография: Самая крупная в истории железнодорожная катастрофа: как это было и кто виноват? №5 - BigPicture.ru
Власти установили, что из пассажиров Samudra Devi посчастливилось выжить лишь 150. Число жертв точно определить не удалось, так как количество пассажиров было неизвестно, а часть тел океан, отступая, забрал с собой. По приблизительным подсчетам погибло от 1700 до 2000 человек из поезда, а также несколько сотен жителей деревни.
Фотография: Самая крупная в истории железнодорожная катастрофа: как это было и кто виноват? №6 - BigPicture.ru

Основная часть погибших утонула или получила несовместимые с жизнью механические травмы. Но люди продолжали умирать и после ухода стихии. На месте трагедии находилось множество раненых, которые нуждались в неотложной медицинской помощи и не могли ее получить. Службы спасения страны оказались застигнутыми врасплох природным катаклизмом и не могли начать необходимые в таких случаях слаженные действия по оказанию помощи и эвакуации пострадавших от катастрофы.

Но даже те немногочисленные спасательные команды, которые оказались готовыми к активным действиям, не могли эффективно действовать из-за ущерба, нанесенного стихией инфраструктуре. Большинство автомобильных дорог в приморской зоне были уничтожены, а кроме этого, цунами снесла несколько важных мостов через реки, впадающие в океан.

В результате коллапса, вызванного природным катаклизмом, первый вертолет прибыл на место, где находилась «Королева побережья» лишь спустя 7 часов после несчастья, а спасательная операция была развернута еще позже, когда лишенное электричества побережье погрузилось во тьму. Всего спасательная операция заняла около недели, при этом проводилась крайне непрофессионально. В результате умерли еще несколько десятков пострадавших, которые имели хорошие шансы выжить при получении квалифицированной и своевременной помощи.

Фотография: Самая крупная в истории железнодорожная катастрофа: как это было и кто виноват? №7 - BigPicture.ru

Из восьми вагонов экспресса на берегу остались шесть, которые волна разбросала на несколько сотен метров от железнодорожных путей. Два, вместе с пассажирами, были унесены в океан. Часть вагонов, оставшихся на суше, железнодорожники сумели восстановить. Также вернули в строй и локомотив M2-591, который снова обслуживает приморскую линию.

Загруженную железнодорожную магистраль отремонтировали и подвергли модернизации, что позволило увеличить интенсивность движения поездов, а также их скорость. Единственный рейс, соответствующий старому расписанию 2004 года,  отправляется из Коломбо 26 декабря в 6.30 утра.

Фотография: Самая крупная в истории железнодорожная катастрофа: как это было и кто виноват? №8 - BigPicture.ru

Экспресс Samudra Devi идет с прежней скоростью и делает обязательную остановку в рыбацкой деревне Пералия ровно в 9.30 утра. Пассажиры поезда могут выйти из вагонов и почтить память погибших возле памятника, установленного недалеко от железнодорожной магистрали. После этого 8 вагонов «Королевы побережья» отправляются дальше, к замечательным курортам южного побережья Шри-Ланки.

Смотрите также: Самая высокая волна цунами за всю историю

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Город замков-призраков Бурдж Аль-Бабас

Город замков-призраков Бурдж Аль-Бабас

Забавные фотки экспериментов на кухне, закончившихся провалом

Забавные фотки экспериментов на кухне, закончившихся провалом

Питерский каннибал Ильшат Кузиков: суп из Эдика и прочие «деликатесы» безумного кулинара

Питерский каннибал Ильшат Кузиков: суп из Эдика и прочие «деликатесы» безумного кулинара

Новые посты

40 «вторых» городов мира, которые стоит посетить, пока живешь на свете

40 «вторых» городов мира, которые стоит посетить, пока живешь на свете

Хрустальные шары — девушка фотографирует мыльные пузыри в мороз

Хрустальные шары — девушка фотографирует мыльные пузыри в мороз

Отличный камуфляж, как голые люди сливаются с ландшафтом

Отличный камуфляж, как голые люди сливаются с ландшафтом

12 вещей, которые когда-то считались престижными, а сейчас почти никому не нужны

12 вещей, которые когда-то считались престижными, а сейчас почти никому не нужны

6 изменений, происходящих с человеческим организмом зимой

6 изменений, происходящих с человеческим организмом зимой

Что происходит с почвой, когда она то замерзает, то оттаивает

Что происходит с почвой, когда она то замерзает, то оттаивает

6 рецептов глинтвейна, чтобы согреться и пережить зиму

6 рецептов глинтвейна, чтобы согреться и пережить зиму

5 сытных и вкусных завтраков с 5 континентов

5 сытных и вкусных завтраков с 5 континентов

Умопомрачительный «Ротор» – вращающийся аттракцион 50-х для самых отчаянных

Умопомрачительный «Ротор» – вращающийся аттракцион 50-х для самых отчаянных

15 женщин, которые внесли выдающийся вклад в историю, но были незаслуженно забыты

15 женщин, которые внесли выдающийся вклад в историю, но были незаслуженно забыты

Женщина-невидимка – Сесилия Паредес

Женщина-невидимка – Сесилия Паредес

Архитектура «Звездных войн» в Белграде

Архитектура «Звездных войн» в Белграде