Самая дорогостоящая операция в истории: Подъем лайнера Коста Конкордия
Итальянский круизный лайнер Costa Concordia потерпел крушение после удара о риф у острова Джильо 13 января 2012 года, в результате чего погибли 32 пассажира и члена экипажа. Спустя 613 дней после катастрофы начались работы по подъему судна. Комплексная спасательная операция «parbuckling» стала самой крупной и самой дорогой в истории: ее стоимость составила 800 млн долларов, а на подготовку ушли долгие месяцы. Фактически операция заняла 19 часов, а после ее завершения лайнер принял вертикальное положение под радостные крики собравшейся на побережье толпы.
Лайнер Costa Concordia затонул 13 января прошлого года у итальянского острова Джильо. Судно, на борту которого находилось несколько тысяч человек, наскочило на риф из-за того, что капитан корабля Франческо Скеттино решил подойти ближе к берегу, чтобы поприветствовать своего знакомого.
Во время крушения лайнера погибли 30 человек, ещё двое числятся пропавшими без вести. Более 4 тысяч человек было эвакуировано, среди них есть пострадавшие.
Costa Concordia стала самым большим в истории пассажирским судном, потерпевшим крушение.
Итальянская пресса опубликовала записи черных ящиков затонувшего круизного судна Costa Concordia, которые ранее считались не существовавшими по причине якобы отключенных в момент рейса самописцев. Переговоры служат убедительным доказательством вины в произошедшем капитана лайнера Франческо Скеттино и свидетельствуют о том, что после столкновения с рифом среди членов экипажа царила самая настоящая паника.
Данные самописцев показали, что Скеттино снял судно с автопилота и взял управление под свой контроль в 21:39, то есть за шесть минут до столкновения, которое произошло в 21:45.
«Наша ж…па тащится по дну», — раздался крик кого-то из офицеров на капитанском мостике после удара лайнера об риф, после чего он грубо выругался по-итальянски и отдал приказ немедленно закрыть все водонепроницаемые двери на корме. Скеттино подал голос только через несколько минут: «На что мы налетели?». «На риф», — ответил ему один из офицеров. Другой офицер добавил: «Это, видимо, и было то приветствие, которого он так хотел».
В 09:56 капитан позвонил дежурному офицеру службы спасения и признал свою вину: «Я облажался. Слушай, я умираю. Не говори мне ничего». Спустя еще несколько минут он перезвонил этому же офицеру, но уже попробовал переложить ответственность на младшего офицера: «Это все Паломбо. Он говорил мне: «Плыви давай поближе, поближе». Ну я и проплыл поближе, задев кормой риф. А я ведь лишь хотел его порадовать, это просто катастрофа».
Далее капитан фактически перестал принимать участие в управлении кораблем, затянув время начала эвакуации пассажиров. В результате она началась, когда судно уже сильно заполнилось водой, а приказы отдавались во время эвакуации не Скеттино,а его коллегами.
По утверждению стороны обвинения, капитан Скеттино подвел круизный лайнер Costa Concordia слишком близко к побережью острова Джильо и посадил судно на скалу. В случае признания капитана виновным, ему грозит до 20 лет тюремного заключения. Сам Франческо Скеттино отвергает предъявленные ему обвинения, утверждая, что скала, на которую напоролся лайнер, отсутствовала на морских картах. Защита капитана в ходе слушаний в очередной раз предложила суду сделку о признании вины, в рамках которой Скетттино согласится на трехлетний тюремный срок, если суд постановит, что он лишь частично виновен в трагедии. По прогнозам, судьба капитана вряд ли решится до октября.
По многочисленным свидетельствам, подтверждённым видеозаписями, экипаж Costa Concordia просто провалил спасательную операцию. Капитан Скеттино, по информации «Вестей», вместо начала эвакуации и подачи сигнала бедствия, спустя 15 минут после столкновения объявил, что у судна просто небольшие проблемы с генератором. Спустя полчаса пассажиры уже стояли около шлюпок, пока ещё зачехлённых, а капитан вновь сообщил о неприятностях с генератором. Лишь ближе к 11 часам, когда крен достиг 30 градусов, раздались семь коротких и один длинный гудок, означавших, что пассажирам надо покинуть судно. Началась паника, давка. Капитан Скеттино, по данным следствия, покинул судно одним из первых, так и не послав сигнала бедствия. С терпящим бедствие кораблём связалась сама береговая охрана. Лишь тогда, глубокой ночью, началась настоящая спасательная операция. Тех, кто не попал в шлюпку (четыре так и не успели спустить на воду, очевидно, из-за слишком большого крена), снимали при помощи вертолётов, когда они цеплялись за поручни лёгшего на борт лайнера. Некоторые вплавь добрались до берега, который был совсем близко.
Большинство пассажиров были доставлены на сам остров Джильо. Жители острова оказывали помощь потерпевшим крушение, приносили им еду, питьё, тёплые вещи, разместили их в местной церкви, школе и прочих зданиях.
14—15 января на лайнере были обнаружены и спасены двое молодожёнов из Южной Кореи, и один итальянец — член экипажа.
На борту поднятого с рифов круизного лайнера Costa Concordia нашли ценности, общая стоимость которых составляет более €10 миллионов. Деньги и украшения, которые пассажиры тонущего лайнера в спешке не успели забрать с собой, хранились в банке и ювелирных бутиках, расположенных на борту корабля, а также в ячейках в пассажирских каютах.
На борту затонувшего лайнера находились около шести тысяч произведений искусства. Наибольшую ценность из них представляет редкая коллекция японских гравюр XVIII—XIX веков, в частности работы Кацусики Хокусая. На лайнере также были богемское стекло XIX века и другие предметы антиквариата, украшавшие интерьер, украшения из ювелирных магазинов лайнера и многочисленные ценности, которые были оставлены пассажирами, покидавшими судно. В связи с этим высказывались опасения, что эти ценности могут стать добычей «охотников за сокровищами»
16 января из судна начала вытекать маслянистая жидкость. Это пока было не горючее, как утверждали сотрудники итальянского Министерства окружающей среды, но, если бы судно соскользнуло со скал и разломилось, то две тысячи триста тонн топлива могли бы попасть в море. Поэтому провели откачку топлива.
Инженерам ранее никогда не приходилось перемещать столь крупное судно, затонувшее так близко к берегу. Costa Concordia весит более 114 тыс. тонн, а в длину судно сравнимо с тремя футбольными полями.
Если бы лайнер все-таки перевернулся, то последствия для окружающей среды были бы катастрофичными. Риф в заповедной зоне у острова Джильо был бы разрушен, а само судно ушло бы глубоко под воду.
К середине 2013 г. лайнер всё ещё лежал на борту у берега, привлекая множество туристов. Велись работы по подготовке его к подъёму: с береговой стороны водолазы возводят платформу, на противоположный борт были подвешены объёмные квадратные цистерны-противовесы, которые после наполнения водой должны были поставить судно на киль.
В операции по подъему судна приняли участие 500 человек. Компании-судовладельцу она обошласьв 600 миллионов евро.
19-часовая операция по подъему судна закончилась. Судно было приведено в вертикальное положение при помощи роликов и 36 стальных тросов и специальной платформы, сооруженной на глубине 30 м.
В вертикальном положении Concordia останется перед островом Джильо как минимум до весны, когда судно отбуксируют в один из ближайших портов. Подъем судна обошелся в 600 млн. долларов США.
Смотрите также — Катастрофа «Costa Concordia», Крушение раскошного лайнера
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!