10 самых ярких ролей эпатажного Александра Баширова
24 сентября празднует свой день рождения неподражаемый Александр Баширов — актер с искрометным талантом, сумевший поразить нас разнообразием своих персонажей. Почти сотня ролей на его счету, и каждая из них особенна по-своему. Бигпикча предлагает вашему вниманию подборку образов, обеспечивших Баширову успех и любовь у зрителей.
Давайте вспомним именно те образы, которые заставили нас смеяться, плакать и переживать вместе с этим талантливым актером.
Майор ВВС Бабакин, «АССА» (1987)
Культовый фильм Соловьева буквально фонтанировал харизматичными персонажами — от признанного мастера Станислава Говорухина до актуальных рок-музыкантов, художников и начинающих актеров, одним из которых и являлся на тот момент Александр Баширов. Появление артиста в кадре было недолгим, но более чем запоминающимся.
Немногие знают о том, что произнося гениальный в своем безумии монолог о Гагарине, актер импровизировал, поскольку никак не мог заучить свой текст. В результате фразы майора «ушли в народ». Взять хотя бы эту: «Я был нетрезв! Такое поведение недостойно советского офицера!»
Спартак, «Игла» (1988)
Молодой человек по прозвищу Моро (Виктор Цой) прибывает в Алма-Ату с целью выбить денежный долг у мелкого бандита Спартака. В поисках временного пристанища он вспоминает о девушке, которую когда-то любил. Наблюдая за ее странными знакомыми (Петр Мамонов), Моро понимает, что Дина стала наркоманкой и решает расправиться с поставщиками наркотиков…
В этом фильме Баширов в очередной раз выступил в образе эксцентрика на грани помешательства. Особенно зрителям запомнилась его фраза: «Я был с вами… Теперь меня с вам не будет», которую многие любят повторять, покидая свое рабочее место.
Толик, «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (режиссер, 1989)
Богатый дед зовет пятнадцатилетнего Митю во Францию, но тот принимает решение остаться в СССР и поступить в Нахимовское училище. Однажды к нему в окно влезает молодая беременная соседка Александра (Татьяна Друбич). Отец будущего ребенка (Александр Абдулов) не в состоянии найти выход из ситуации и взять на себя ответственность. После смерти деда Митя становится миллионером и хочет выручить всех, сделав Александре предложение и взяв на себя отцовство.
Тем временем вокруг мальчика собираются нуждающиеся в материальной помощи странные личности: загадочный дядя Кока и сосед Толик («с прибором»), развлекающий собравшуюся компанию экспериментальным компотом «Русалочка» и народной ушельской песней «Лой быканах». Экспрессивная игра Баширова, необычный образ Абдулова, саундтрек Бориса Гребенщикова и атмосфера исключительно советского сюрреализма, принесли картине поистине культовый статус.
Валентин Компостеров, «Дом под звездным небом» (1991)
Преуспевающий советский академик Башкирцев (Михаил Ульянов) возвращается из заграничной командировки и обнаруживает за собой слежку. Муж его дочери Константин приводит на семейный праздник своего «товарища по Москонцерту» Валентина Компостерова. Взявшись показать фокус, тот перепиливает Костину супругу, после чего падает без чувств. На следующий день он заявляет, что не в состоянии срастить две половины тела. В дальнейшем Компостеров ведет себя как «нечистая сила», принося в дом Башкирцева смерти и разорение.
До съемок в этой картине Баширов играл роли по-своему обаятельных маргиналов, с трудом вписывавшихся в нормальное общество, но только здесь он впервые перешел грань между добром и злом, представив своего Компостерова настоящим исчадием ада. После этой картины на его игру обратил внимание Алексей Герман, предложивший ему съемки в своем шедевре «Хрусталев, машину!»
Николай Петрович, «Железная пята олигархии» (1999)
Представитель некогда передового, а ныне совсем не престижного рабочего класса Николай Петрович считает себя борцом за свободу пролетариата. Для того чтобы восстановить «поруганную» справедливость и уничтожить олигархию, он отправляется в «колыбель революции» Санкт-Петербург, где выступает на митингах и встречается с представителями различных слоев общества, а также ходит в неформальные клубы. Все это время за деятельностью самопровозглашенного вождя новой революции пристально следят ищейки олигархов.
Первая режиссерская работа Баширова получила призы нескольких международных кинофестивалей (в Роттердаме, Венеции, Александрии и Выборге) и награду ФИПРЕССИ на фестивале «Кинотавр». Александр также получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине.
Фердыщенко («Даун Хаус», 2001)
«Даун Хаус» — вольная интерпретация романа Фёдора Достоевского «Идиот» режиссера Романа Качанова, который разошелся на цитаты. Баширов играет роль галерейщика Фердыщенко, который откровенно рассказывает о том, как убил свою тетку, учительницу алгебры, воспользовавшись услугами киллера.
Это невыносимо отвратительный персонаж, блистательно исполненный идеально подходящим для подобных ролей Башировым. Постоялец семьи Иволгиных, мизантропически рефлексирующий наркоман. Владелец галереи живописи, досуг проводит обычно, ставясь по вене или, по собственному меткому выражению, «в половых излишествах и беспробудном алкоголизме». Постоянно и с чувством бздит — может сдуть ветрами спичечный коробок со стола и пропукать полонез Огинского.
Федя Арамышев, «Хрусталев, машину!» (1998)
В одну из самых морозных ночей февраля 1953 года простой истопник Федя Арамышев соблазняется блестящей фигуркой на радиаторе засыпанного снегом автомобиля Opel. Откуда ему было знать, что из-за своего легкомысленного поступка он попадет в историю, связанную с «делом врачей», оперативными планами МГБ и высокой политикой?..
Картина перфекциониста Германа, равно как и прочие его работы, примечательна своим усложненным модернистским кинопространством, населенным довольно странными персонажами. Благодаря роли истопника, сцены которого открывают и закрывают фильм, Баширов окончательно утвердился в качестве любимца мастеров отечественной кинорежиссуры.
Лёха «Стира» Шустров (сериал «Штрафбат», 2004)
В сериале «Штрафбат», основанном на реальных событиях Второй мировой войны, актёр Александр Баширов исполняет роль Лёхи «Стира», настоящее имя которого Алексей Шустров. Этот персонаж является центральным в сериале и представляет собой опытного карточного шулера, который был приговорен к службе в штрафном батальоне из-за своего прошлого.
Под внешней жесткостью и хитростью Лёхи скрывается сложный внутренний мир, что делает его одним из самых запоминающихся и многогранных персонажей сериала. Через призму его судьбы зрители узнают о том, как штрафники, которые в ряде случаев были отправлены на фронт за мелкие преступления или недоразумения, сталкивались с опасностями и невзгодами войны, искав свой путь к искуплению и пониманию смысла настоящей чести и мужества.
Слесарь Арнольд, «Яды или всемирная история отравлений», (2001)
В фильме «Яды, или Всемирная история отравлений» режиссера Карена Шахназарова, актер исполняет роль Арнольда Шарапова, слесаря с мясокомбината. Его персонаж — простой человек, который втягивает главных героев фильма в сложную сеть отношений и интриг. Арнольд живет в коммунальной квартире вместе с Олегом и его женой Катей. Соблазнив Катю, слесарь становится объектом мести со стороны обманутого супруга Олега.
Олег, пытаясь отомстить, под влиянием духов великих отравители из прошлого решается на отравление тех, кто его обидел. Арнольд оказывается в центре этих опасных событий, в которых раскрываются темные страсти и человеческие слабости. Фильм, где Баширов воплотил образ Шарапова, изучает человеческие пороки и последствия неправильных решений, внося существенный вклад в сюжетную линию и характеристику персонажей.
Кот Бегемот, «Мастер и Маргарита» (2005)
В 2005 году Баширов наконец-то дорвался до своей любимой «чертовщины», исполнив роль одного из самых популярных животных мировой литературы. Его кот Бегемот, по классике «не шалящий, никого не трогающий и починяющий примус», действительно выглядит и ведет себя как настоящий котяра. В многочисленных интервью актер рассказывал, что в работе над образом ему помогло длительное общение с кошками и изучение их повадок.
Однако сам артист при этом не любит свою роль и старается не вспоминать о ней. Как оказалось, актер считает, что образ, созданный Михаилом Булгаковым, получился у него недостаточно доработанным и продуманным. Баширов уверен, что он мог бы постараться намного сильнее и показать весь свой актерский потенциал.
Смотрите также:
Советские принцессы, королевы и просто красавицы,
25 редких архивных фотопроб советских актеров,
Адриано Челентано мог сняться в советском фильме. Почему этого не произошло
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!