«Психи не взрываются»: как снимали культовый фильм «От заката до рассвета»
«От заката до рассвета» никогда не был фильмом первой обоймы: он не занимал умы широких слоев кинонаселения, не изучался критиками, не взрывал бокс-офис. Но те из нас, кому эта кровавая свистопляска пришлась по вкусу, навсегда сохранили фильм в своем сердце. Предлагаем воздать этой вампирской вакханалии по заслугам и приглашаем вас за кулисы ее создания.
Сценарий в обмен на ухо
История создания «От заката до рассвета» начинается в 90-х и напрямую связана с дебютным фильмом Квентина Тарантино «Бешеные псы», а точнее, со встречей, которая состоялась на его съемочной площадке.
В далеком 1992-м к работе над «Псами» Квентину удалось привлечь Роберта Куртцмана — мастера визуальных эффектов, который трудился над лентами «Хищник», «Кошмар на улице Вязов III», «Зловещие мертвецы II», «Фантазм II» и «Хэллоуин IV». Как известно, Тарантино испытывает благоговение перед подобного рода кинопродукцией (все благодаря своей видеопрокатной молодости), а потому заполучить в свое распоряжение подобного спеца было для него делом принципа. Если хотите, киноманским пунктиком.
Правда, возникает вопрос: где в «Псах» мог понадобиться мастер практических эффектов?
В сцене с отрезанием уха, которое изготовил именно Куртцман. Работенки для столь опытного умельца, видимо, было на пару часов, потому в титры фильма он попросту не попал. За Тарантино закрепился должок, за которым Куртцман явился 2 года спустя, когда на экраны вышло «Криминальное чтиво». Критики и зрители тогда носили Квентина на руках, и ушных дел мастер резонно посчитал, что уже достаточно горячо, чтобы ковать из должка профит.
И придумал он вот что. Куртцман имел в загашнике собственноручно сочиненную коротенькую историю о вампирах, которую хотел развить в полноценный сценарий фильма. Ну, а Квентину выпала обязанность этот самый сценарий написать. В уплату долга.
Так благодаря уху и родился сценарий «От заката до рассвета» авторства Квентина.
К проекту тут же стали проявлять интерес весьма успешные режиссеры, среди которых были Тони Скотт и Ренни Харлин. Да, тот самый Харлин, который когда-то снимал весьма недурственные боевики: отличный триквел «Кошмара на улице Вязов», годный второй «Крепкий орешек» и нетленный «Скалолаз» — именно его рук дело. Сценарием, судя по всему, был весьма доволен и сам Тарантино, собиравшийся занять режиссерское кресло.
Но вскоре Харлин и Скотт самоустранились. А Тарантино, написавший одну из главный ролей под себя, все же решил сосредоточиться на актерстве. Потому у руля проекта он поставил своего друга и коллегу Роберта Родригеса.
Подбор актеров
С ролью одного из братьев Гекко — Ричи — было все понятно сразу: его роль под себя написал сам Тарантино. Согласитесь, не каждый день удается сочинить и воплотить на экране образ отъявленного мерзавца. А вот роль второго брата — Сета — мог сыграть кто-то из уже полюбившихся Тарантино актеров, с которыми он работал в своих предыдущих фильмах. В числе претендентов значились Тим Рот, Джон Траволта, Майкл Мэдсен, Стив Бушеми и Кристофер Уокен. К сожалению, все они уже были заняты на других проектах.
Кадровое решение было найдено в необычном месте: в больнице. Тарантино вспомнил, что годом ранее на съемках эпизода сериала «Скорая помощь» (если что, 24-я серия первого сезона) он поработал с молодым актером Джорджем Клуни, который очень даже подходил на роль Сета. В его назначении на роль Квентин еще видел и забавную иронию: актер, который еще недавно спасал людей в роли врача скорой помощи, мог стать тем, кто людей в эту самую больницу отправлял бы. То ли других кандидатов больше не было, то ли Квентину и впрямь понравилась идея с превращением врача в палача, но главную роль таки получил Клуни, и для него это стало первой главной ролью в голливудском фильме.
Не менее интересна история попадания в проект Сальмы Хайек, роль которой была хоть и небольшой, но очень яркой.
Хайек попала в поле зрения Квентина после фильма «Отчаянный», где мексиканская красавица сыграла с Антонио Бандерасом. И пускай в «От заката до рассвета» ее партия была куда скромней, Тарантино видел в роли соблазнительной танцовщицы именно ее. Он даже изменил имя этой героини именно под Хайек. В сценарии ее звали Death Blond («Смертоносная блондинка»), и с заочным утверждением на роль жгучей брюнетки Сальмы возникла объективная необходимость выбрать что-то иное. Квентин остановился на зычном Santanico Pandemonium. Не поверите, но это имя — название мексиканского треш-фильма ужасов «Кромешный ад сатаны», в оригинале звучащее как раз как «Santanico Pandemonium».
Как ни странно, ни эксклюзивный выбор на роль именно Хайек, ни героические ретропоиски запоминающегося имени для персонажа не соблазнили Сальму: получив предложение сыграть в ленте, актриса его быстренько отвергла. И все из-за панической боязни змей.
Но в своем желании заполучить именно Хайек Квентин был просто непреклонен. Не желая мириться с отказом, он решил пойти на хитрость и заявил актрисе, что свои права на роль Сантанико заявляла сама Мадонна, с которой Квентин и Родригес работали в ленте «Четыре комнаты». Хайек была заинтригована: не каждый день удается обставить саму королеву поп-сцены. Предложение она приняла и, чтобы уверенно смотреться во время танца с питоном на плечах, прошла двухмесячные курсы терапии по преодолению герпетофобии.
К слову, о танце. Если змеиной терапии Сальма посвятила целых два месяца, то постановке танца — ни минуты. Да-да, вся сцена стриптиза — сплошная импровизация. Такой же вольный подход Родригес использовал 10 лет спустя в «Городе грехов»: танец Альбы тоже полностью сымпровизирован.
Но, разумеется, были и те, кого ни искать, ни уговаривать не нужно было. Для Харви Кейтеля, исполнившего роль отца Джейкоба, это был уже третий совместный с Тарантино проект. А Дэнни Трехо и Чич Марин (исполнивший в ленте три роли) — и вовсе стали талисманами Родригеса. Начиная с «От заката…» они появляются практически в каждом его фильме.
Отсылки
Начнем с фамилии главных (анти)героев — братьев Гекко. «Гекко» дословно переводится как «геккон». Возможно, не слишком умно, но желание запрятать в фильм отсылку к любимым фильмам куда важней. Ведь братья Гекконы были названы в честь братьев Фрогов/Лягушей из «Пропащих ребят»: культового вампирского фильма 1987 года.
Нашлось в ленте место и Джону Карпентеру. Будучи большим поклонником фильмов этого режиссера, Роберт Родригес запрятал пасхалочку на его фильм «Нападение на 13-й участок». Сын проповедника, сыгранного Харви Кейтелем, носит футболку с надписью Precinct 13 — «Участок 13».
Косвенное влияние на ленту оказал и титанический «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. По словам Роберта Родригеса, интерьер злосчастной забегаловки «Крученая титька» вдохновлен обителью полковника Куртца. Кстати, построили это чудное заведение с нуля в калифорнийской пустыне.
А вот эта пасхалочка — прямо любимая. Помните, как Сет выскочил ненадолго купить чего-нибудь поесть, а Ричи остался в номере придорожного мотеля один и зверски убил заложницу? В общем, Клуни купил не что иное, как бургеры Big Kahuna. Те самые бургеры, которые ел Джулс в «Криминальном чтиве». Что очень красноречиво намекает на то, что герои обоих фильмов живут в одной кинематографической вселенной.
Но, пожалуй, главным гик-достижением тандема Родригеса и Тарантино можно считать привлечение на площадку настоящих икон фильмов 70-х и 80-х. Это и Том Савини — признанный гуру визуальных эффектов, работавший над «Пятницей, 13-е» и зомби-фильмами, сыгравший Секс-Машину.
И Джон Саксон (сыгравший агента ФБР). Его Квентин и Роберт боготворили благодаря картине «Выход дракона» с Брюсом Ли (ну, а мы знаем его по роли отца Нэнси в фильме «Кошмар на улице Вязов»).
Выйдя на экраны в январе 1996 года, «От заката до рассвета» не стал кассовым хитом: в прокате тогда царствовали «Джуманджи» и «12 обезьян», и на долю вампиров выпали жалкие 25 миллионов долларов.
Но тот потрясающий стиль и атмосфера, колоритнейшие герои и ураганный темп не могли оставить равнодушными ценителей. Лента заработала восемь номинаций на премию «Сатурн», выиграв статуэтку в категории «Лучший фильм ужасов». Вскоре у картины появилась целая армия преданных поклонников: это был хоть и не оглушительный, но все-таки успех.
Разумеется, все мало-мальски успешное кино подвергается сиквелизации. Правда, «От заката…» несколько нарушило шаблон. В 1998-м картина разжилась мидквелом «От заката до рассвета: Кровавые деньги Техаса» (главную роль в котором сыграл Т-1000 Роберт Патрик), а еще через год — приквелом «От заката до рассвета: Дочь палача».
А вот настоящее продолжение вышло в 2001-м, и это был шутер с видом от третьего лица. В игре «От заката до рассвета» игрок становится участником событий, которые происходят сразу по окончании фильма 1996 года. По сюжету, Сет Гекко был схвачен и заперт в тюрьме-танкере, дрейфующем у побережья Орлеана. Ведомые местью, на судно проникают вампиры, и Сету нужно продраться к свободе через орды кровопийц.
На «Метакритике» игра удостоилась оценки 58/100. Выше среднего.
А спустя 10 лет история о вампирах ожила на телевидении: 11 марта 2014-го состоялась премьера пилотного эпизода многосерийного «От заката до рассвета», которую по собственному сценарию поставил Роберт Родригес. В целом телеадаптацию встретили хоть и без восторгов, но тепло. На Rotten Tomatoes у сериала 78 положительных оценок из 100.
Смотрите также:
10 самых впечатляющих хорроров 2017 года
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!