Дороже золота: почему на парусниках ром ценился меньше, чем глоток тухлой воды
На протяжении многих веков парусные суда бороздили моря и океаны, а главной их проблемой оставались не только бури или штормы, но и… вода. Пресная вода для моряков была, без преувеличения, дороже золота: ведь без неё нельзя было готовить пищу, утолять жажду и поддерживать силы во время изнурительных многомесячных переходов. Как же на старинных парусниках добывали живительную влагу и каким образом её хранили, чтобы она не испортилась в долгом плавании?

Жажда в море: строгие нормы и борьба за каждый глоток
Только представьте себе: корабль затерян в бескрайнем океане, кругом лишь вода — и при этом ни капли, пригодной для питья. Невыносимая жара выматывает, во рту пересохло, тело слабеет от обезвоживания. Это действительно ужасная перспектива — умереть от жажды, когда вокруг вода. Море, даже совершенно спокойное, тут же становится врагом: его солёная вода убивает, а не спасает. А до ближайшей земли — долгие недели, а то и месяцы пути.

С пугающей перспективой погибнуть от жажды мореплаватели сталкивались с глубокой древности и вплоть до середины XIX века. Парусные корабли попросту не могли нести на борту запасы воды, достаточные для длительных морских походов. Да и ту воду, которая имелась, часто не удавалось сберечь — она быстро портилась.
Следовательно, оказавшись у незнакомой земли, мореходы первым делом искали источники пресной воды. Поиск пропитания и материалов для ремонта потрёпанного волнами и ветрами судна отходил на второй план. Ведь выживание в плавании зависело от опыта капитана, профессионализма команды, удачи и… от способности моряков выкручиваться из самых сложных ситуаций. Нужно было уметь обходиться малым, стойко переносить лишения и пить то, что есть в наличии.

На парусных кораблях вода ценилась невероятно высоко. Разумеется, действовали жёсткие нормы выдачи драгоценной жидкости. Обычно на каждого человека выделяли в среднем 0,9–1,1 литра воды в сутки. И это предназначалось не только для питья. Этого скромного количества должно было хватить для утоления жажды, приготовления неказистой корабельной пищи и промывания ран. Для умывания же и купания использовали исключительно забортную морскую воду.
Почему портились запасы воды
Воду на парусниках хранили в массивных дубовых бочках. Их складывали в самом нижнем трюме, у киля, чтобы их внушительный вес служил балластом и помогал сохранять судну устойчивость. Считалось, что дубовая древесина — лучшая для изготовления таких ёмкостей. Она прочная, хорошо сопротивляется гниению, а содержащиеся в ней дубильные вещества действуют как естественный антисептик.

Но, к сожалению, в долгосрочной перспективе всё это работало плохо. Уже через месяц вода приобретала лёгкий болотный привкус, а ещё через пару недель темнела и начинала пахнуть тухлыми яйцами. Но её всё равно пили, ведь другого выхода просто не было. Конечно, моряки знали, что протухшая вода опасна и от неё можно серьёзно заболеть, но жажда была сильнее.
Вода портилась по разным причинам. Со временем начинали гнить даже хвалёные дубовые бочки. Кроме того, в ёмкости нередко попадали крысы, которых на деревянных кораблях всегда было в избытке. «Аварийные» бочки, прежде чем наполнять снова, старались привести в порядок. Их чистили металлическими щётками и скребками, натирали уксусом. Иногда на берегу их дезинфицировали, заливая кипятком. Лишь в начале XIX века начали использовать оцинкованные стальные ёмкости. В них вода действительно портилась гораздо медленнее.
Морские способы обеззараживания воды
Воду старались кипятить, когда это было возможно. Но на деревянных судах разводить огонь где попало было строжайше запрещено, поэтому чаще всего воду пили сырой, мучаясь потом тяжёлыми кишечными расстройствами. В целом вода с характерным запахом сероводорода была для флота обыденным явлением, с которым все вынужденно мирились.

Разумеется, про микробов тогда ничего не знали, но морская смекалка и интуиция подсказывали пути решения проблемы. С древности известно, что серебро обладает обеззараживающими свойствами. Поэтому в бочки с водой часто бросали серебряные монеты и даже целые слитки. Также делали попытки очистить воду, добавляя в неё разные целебные травы.
Безусловно, серебро помогало сохранить воду свежей дольше, но у этого метода были и побочные эффекты. Недели и месяцы употребления такой воды влияли на здоровье экипажа. У моряков начинали слезиться глаза, менялся цвет кожи (появлялся серовато-синий оттенок), начиналась тошнота. К счастью, эти симптомы тут же проходили, стоило команде сойти на берег и начать пить нормальную воду.
Алкоголь с водой и вместо неё
Ещё одним эффективным способом хранения воды было добавление в неё спирта. Антисептическая жидкость, влитая в выверенных пропорциях, придавала воде лёгкий, приятный для матросов запах. Они в шутку называли её «целебным купажом». Учитывая объёмы воды, запасённые на месяцы морского похода, этот способ был недешёвым, и далеко не каждую команду так баловали.

На британских кораблях матросам ежедневно выдавали по полпинты рома, то есть примерно 250 миллилитров. Чтобы не поощрять на борту пьянство, его разбавляли водой — так и появился знаменитый грог. Напиток считался и лекарством, и антисептиком, и способом поднять боевой дух. Бывало и так, что рома на борту оставалось больше, чем пригодной для питья воды.
Парадокс же заключался в том, что грог не утолял жажду, а, как и любой алкоголь, лишь усиливал обезвоживание. Но измученные моряки выбирали опьянение вместо боли и ужаса. Когда пресная вода заканчивалась, ром оставался единственной жидкостью на борту — последней надеждой на спасение.

Конечно, мореходы прошлого не упускали возможности пополнить запасы пресной воды при любом удобном случае. Выпадал он иногда и в открытом море. Когда начинался ливень, над палубой растягивали запасные паруса и тенты, чтобы собрать в них воду. Рядом ставили пустые бочки, куда сливали живительную влагу. Дождь, если он не сопровождался сильным штормом, всегда был для моряков праздником. Ведь можно было не только запастись водой, но и постирать вещи, а также нормально искупаться, смыв с себя въедливую морскую соль.
Опреснители морской воды
В наши дни многие суда оснащены мощными опреснителями. Они позволяют легко получать пресную воду из морской. Метод этот, кстати, нельзя назвать новым. Первые аппараты для опреснения использовали ещё в XVI–XVII веках. Это были громоздкие и прожорливые перегонные устройства, использовавшие принцип кипячения.

Забортную солёную воду превращали в пар, который после конденсации становился питьевой водой. Производительность этих древних аппаратов была крайне низкой. За сутки они могли дать всего 6–10 литров воды на весь экипаж, при этом в топке сгорало огромное количество дров или угля. Кроме того, опреснительные установки прошлого быстро засорялись солью, а иногда и вовсе взрывались.
Несмотря на все риски, многие испанские капитаны предпочитали брать с собой в плавание такую технику. Так сказать, на крайний случай. Чуть позже появились солнечные дистилляторы, которые были безопаснее, но ещё менее продуктивны. К тому же работали они только в ясные дни. Поэтому основная надежда на пополнение запасов воды по-прежнему возлагалась на источники, расположенные на берегу.
Жизнь за воду: кровавые стычки у источников
Высадившись на незнакомый берег, моряки прошлого первым делом искали ручьи, родники и горные реки. Их сразу же тщательно наносили на карты, чтобы не потерять. Иногда курс корабля определяла не конечная цель путешествия, а острова и материковые бухты, где гарантированно есть пресная вода.

К источнику влаги спешили с бочками, вёдрами, кожаными мехами — годились абсолютно любые ёмкости. С берега на судно часами сновали шлюпки с водой, пока запасы на борту не восстанавливались полностью. Нередко такие вылазки на сушу были сопряжены со смертельными опасностями. Водоносов подстерегали туземцы, солдаты вражеских армий или хищные звери.
Порой за водой отправляли целые вооружённые отряды, и заветный ресурс приходилось добывать с боем, теряя людей убитыми и ранеными. И это была оправданная жертва, ведь без воды мучительная смерть ждала весь экипаж судна. Об этом все знали, поэтому возле источников часто устраивали засады. Зачастую за воду приходилось платить местным племенам: в обмен они требовали железные инструменты, оружие, ткани или свиней.

Столетиями моряки шли на смертельный риск ради каждого ковша пресной воды — чистая влага была ценнее любого золота, становясь вопросом жизни и смерти. А как вы считаете: что сильнее помогало выжить в море — природная изобретательность или всё-таки железная дисциплина команды?
Смотрите также — Парусные удобства: как ходили в туалет мореходы прошлого
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
За что Достоевского приговорили к расстрелу, который заменили каторгой
Фильмы, где актеры снимались вместе со своими детьми
Вещи из обычных секонд-хэндов, которые вас наверняка удивят
Робинзон с пулеметом, или Удивительная история дезертира Марка Гурского
От махорки до особых "брежневских", или Что курили в СССР
22 досадные неприятности, которые превратили чей-то день в кошмар
22 смешных фото из прошлого, которые многие хотели бы забыть
35 архивных фотографий, которые запечатлели редкие исторические моменты
Ностальгическая подборка фото знаменитостей из 90-х
22 знаменитости и их копии из прошлого: удивительное сходство