Почему фестивальное кино никому не нравится: мнение кинокритика

0

Вы замечали, что никому (кроме самих режиссеров) не нравятся фильмы, представленные на Каннском фестивале и ему подобном? Хотя, казалось бы, ленты, отмеченные престижной наградой, как минимум должны вызывать у зрителей интерес.

Почему так происходит, попыталась объяснить кинокритик и журналист Мария Кувшинова. Надеемся, что после прочтения этого текста, у вас исчезнут все вопросы.

Фотография: Почему фестивальное кино никому не нравится: мнение кинокритика №1 - BigPicture.ru

Те, кто увлекаются кинематографом, могли заметить, что несколько лет назад из каталога Каннского фестиваля исчезла категория «страна-производитель». И это понятно, ведь здесь в основном продвигается концепция «режиссер-автор»: нет никаких итальянских, шведских или латвийских фильмов, есть — Вильма Лабате, Ингмар Бергман и Лайла Пакалниня.

Кроме того, финансирование современных фестивальных фильмов происходит таким образом, что на перечисление всех стран, принявших в этом участие, просто не хватит места в каталоге. А определить главного инвестора в таком случае практически невозможно, ведь часто деньги на продакшен дают в одной стране, на реквизиты — в другой, на съемки — в третьей и так далее…

Фотография: Почему фестивальное кино никому не нравится: мнение кинокритика №2 - BigPicture.ru

В нынешних реалиях европейский продюсер представляет собой клерка с бумагами, который находится в вечных поисках грантов и финансовой поддержки. Это больше не «Дино де Лаурентис с сигарой в зубах и ногами на столе», уверена Мария Кувшинова. Теперь главная задача продюсера — вести бухгалтерию и оформлять заявки. Особенно преуспевшие в этом деле специалисты продюсируют максимально «серые» фильмы, которые массово заполняют слоты программ международных фестивалей и практически не оставляют ярким проектам шансов пробиться наружу.

Фотография: Почему фестивальное кино никому не нравится: мнение кинокритика №3 - BigPicture.ru

А ведь когда-то фестивальное движение представляло собой выставку достижений кинематографа. Даже название одного из первых фестивалей — Веницианского — звучит как «mostra», то есть «выставка». Тогда режиссеры снимали не «артхаус» или «фестивальное кино», а произведения, цепляющие за живое. К примеру, ленту «На последнем дыхании» (1960) во время дебютного показа во Франции посмотрели больше 2 млн человек.

Сейчас фестивальное кино оценивают не по отзывам зрителей, а по мнению чиновников и профессиональных «отборщиков».

Сама система европейских кинофондов начала формироваться в конце прошлого века, когда внимание зрителей сначала «захватило» телевидение, а затем — продукция из Голливуда. Тогда различные страны решили максимально поддержать кинематограф, являющийся частью их культуры и национальной идентичности.

Фотография: Почему фестивальное кино никому не нравится: мнение кинокритика №4 - BigPicture.ru

Наиболее интересная и эффективная система кинофондов была построена во Франции. Национальный центр кинематографии и анимации учитывает интересы всех участников рынка и распределяет государственные средства на создание, прокат и продвижение фильмов, в том числе, в рамках Каннского фестиваля.

Однако в последние годы в атмосфере этого мероприятия что-то сильно изменилось. Кажется, что французы, пользуясь узнаваемостью и престижем Каннского фестиваля, берут на конкурс в основном только те фильмы, которые имеют местного дистрибьютора. И хоть это официально не запрещено правилами кинофорума, очевидно, что организаторы противоречат духу движения, и большинство картин, претендующих на награды, уже планируются к прокату во Франции.

Фотография: Почему фестивальное кино никому не нравится: мнение кинокритика №5 - BigPicture.ru

С одной стороны французов можно понять, ведь они приложили огромные усилия, чтобы развить такой масштабный, сбалансированный проект. А тут внезапно появился какой-то Netflix, который плюет на все «каннские законы» и не соблюдает многомесячную паузу между выходом фильма в кинотеатре и релизом в интернете. Кстати, из-за этого в прошлом году в программу фестиваля не попали несколько картин американской онлайн-платформы, к примеру, «Рома» режиссера Альфонсо Куарона, которую положительно оценили зрители.

И так как путей борьбы с этим не существует, единственное, что остается организаторам — игнорировать внешний мир, делая вид, что французская культура — превыше всего, а пальмовая ветка на логотипе — знак качества, которого должно быть достаточно, чтобы зрители поверили: перед ними шедевр!

Фотография: Почему фестивальное кино никому не нравится: мнение кинокритика №6 - BigPicture.ru

А если «шедевр», произведенный при поддержке французских кинофондов, кажется вам слишком нудным и непонятным — это не кино плохое, это вы не разбираетесь в высоком искусстве. И критики, которые присутствуют на мероприятии, обязательно найдут слова в поддержку таких проектов, ведь они тоже участвуют в этой игре. Проще говоря, фестивальное кино напоминает замкнутый производственный цикл, рассчитанный на критиков, отборщиков и инвесторов, а не на простых зрителей.

Поэтому если вы зеваете при просмотре очередного фестивального шедевра, не ругайте себя за недалекость. Ведь сейчас на подобных мероприятиях вы уже практически не увидите арткино, которое снимали еще десять лет назад. Получив гарантированную поддержку и финансовый костыль, кинематограф практически разучился самостоятельно ходить.

«А виноват во всем Netflix» — шутит Мария Кувшинова.

А как вы относитесь к фестивальному кино?

Смотрите также: Незабываемые моменты из истории Каннского кинофестиваля

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Как сделать свой ум более гибким: 7 проверенных способов

Как сделать свой ум более гибким: 7 проверенных способов

Странная история Тани Хэд — самой известной женщины, выжившей во время теракта 11 сентября

Странная история Тани Хэд — самой известной женщины, выжившей во время теракта 11 сентября

Эволюционные атавизмы: 7 органов, которые нам больше не нужны

Эволюционные атавизмы: 7 органов, которые нам больше не нужны

Новые посты

Суровый XIX век: коллекция архивных фотографий людей с деформациями

Суровый XIX век: коллекция архивных фотографий людей с деформациями

Естественная женская красота и эротизм в фотографиях Тони Андреаса Рудольфа

Естественная женская красота и эротизм в фотографиях Тони Андреаса Рудольфа

Зачем мужчины отращивают длинный ноготь на мизинце

Зачем мужчины отращивают длинный ноготь на мизинце

Странные и смешные фото из мира дикой природы, которые вызывают много вопросов

Странные и смешные фото из мира дикой природы, которые вызывают много вопросов

16 жизненных закономерностей

16 жизненных закономерностей

Эротическое фэнтези Янника Бушара

Эротическое фэнтези Янника Бушара

22 фото, которые наглядно демонстрируют, как сильно все меняется со временем

22 фото, которые наглядно демонстрируют, как сильно все меняется со временем

Утиное лицо, пирсинг, химатака: 35 ошибок женщин глазами мужчин

Утиное лицо, пирсинг, химатака: 35 ошибок женщин глазами мужчин

Самые красивые реки мира

Самые красивые реки мира

20 больших вещей, оценить размеры которых можно лишь в сравнении

20 больших вещей, оценить размеры которых можно лишь в сравнении

Фотограф-самоучка снимает Нью-Йорк с такого ракурса, что от его снимков голова кругом идет

Фотограф-самоучка снимает Нью-Йорк с такого ракурса, что от его снимков голова кругом идет

Раскрасим мир яркими красками — чудесное превращение серых зданий в произведения искусства с помощью граффити

Раскрасим мир яркими красками — чудесное превращение серых зданий в произведения искусства с помощью граффити